Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Политика7 апреля 2010 16:55

Владимир Путин: «Правду о преступлении прятать нельзя, и наши оценки этого злодеяния не подлежат никаким ревизиям»

Российский премьер и его польский коллега Дональд Туск приняли участие в траурной церемонии в Катыни

Это местечко под Смоленском, где 70 лет назад органами НКВД были расстреляны 4400 оказавшихся в советском плену польских офицеров, давно стало для всех поляков сакральным символом. В СССР правду об этом страшном злодеянии долго скрывали и признали нашу причастность к нему лишь в 1990 году (о том, как произошла катынская трагедия и почему она до сих пор остается саднящей раной в российско-польских отношениях, читайте в номере «КП» за 7 апреля).

В скорбную годовщину расстрела (казни пленных начались в апреле 1940 года) Владимир Путин пригласил Дональда Туска отдать совместный долг памяти погибшим. Почему приглашение было направлено именно главе правительства, а не президенту Леху Качиньскому? Видимо, потому, что Туск, в отличие от Качиньского, настроен к нашей стране куда конструктивнее и никогда не был замечен в откровенной русофобии. Кстати, польский президент в ближайшую субботу тоже посетит мемориал Катыни, но это будет сугубо частный визит.

В ожидании гостей у входа в мемориал толпились множество прибывших сюда поляков (одних только журналистов приехало 170 человек), а также российские историки и общественные деятели. Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин выразил мнение, что факт признания Москвой ответственности сталинского режима за гибель офицеров стало своего рода жестом покаяния. «Мы на верном пути. Это позволит нам постепенно преодолеть наследие ужасного прошлого», — полагал Лукин. Я спросил его, не следует ли нам вместе с Варшавой заняться также расследованием смерти в польских лагерях для военнопленных в 1920 году 20 тысяч красноармейцев. Лукин ответил утвердительно, но тут на нас зашикали стоявшие рядом польские журналисты: «Вы не смеете ставить эти события на одну доску! Русских никто не расстреливал, они сами умерли от голода и болезней».

Да, тяжелая это работа — преодолевать завалы истории, которую мы оцениваем по-разному. Да, катыньский расстрел, как и уничтожение без суда и следствия пленных поляков в других местах (всего их было убито почти 24 тысячи) — страшное преступление, которому нет оправдания. Но муссировать только этот эпизод истории было бы неправильно. Ведь она вплетена в тугой клубок: за освобождение Польши отдали жизни 600 тысяч советских людей, а почти треть (!) нынешней территории страны была отдана ей… Сталиным. Но разбираться во всем этом надо, иначе «чадящее» прошлое будет по-прежнему отравлять не только день сегодняшний, но и будущее.

Среди известных фигур польской делегации был кинорежиссер Анджей Вайда, снявший фильм «Катынь», который только что показали по российскому телевидению, а также экс-президент Республики Польша, а ранее знаменитый лидер профсоюза «Солидарность» Лех Валенса. Я спросил его, как он оценивает эту совместную траурную церемонию. Пан Валенса пошевелил своими фирменными усами и ответил по-польски (впрочем, понятно было без перевода), что, по его мнению, это только первый шаг на пути к истинному примирению. «Но с этими премьерами (он имел в виду Путина и Туска. — А. Б.) я считаю себя оптимистом».

Между тем премьеры подошли к большой металлической стене, на которой выгравированы фамилии расстрелянных (они погребены здесь же в больших братских могилах) и застыли в скорбном молчании. В тишине вдруг весело защебетала какая-то весенняя птаха. И это тоже показалось светлым символом. Путин возложил к мемориалу венок и преклонил колено. Польские священники разных конфессий прочитали молитвы, а затем польский военный произнес речь, в которой воздал честь «офицерам замордованным за верность Речи Посполитой». Все выступления были только на польском. Даже команду нашим военнослужащим, которые несли венок, полковник Войска Польского отдавал на своем языке.

Осмотрев мемориал (а в катынском лесу покоятся не только поляки, но и тысячи наших граждан, попавших в 30-е годы под каток репрессий, а также советские военнопленные, казненные здесь гитлеровцами во время войны), Путин и Туск выступили с краткими речами.

— Почтить память этих людей — наш священный долг, — сказал российский премьер. — В братской могиле они обрели вечный покой, но не забвение. Правду о преступлении прятать нельзя, и наши оценки этого злодеяния не подлежат никаким ревизиям. Мы обязаны говорить правду о прошлом, какой бы горькой она ни была. Но история, написанная злобой и ненавистью, настолько же фальшива, как и история, прилизанная в угоду определенным государственным интересам. Но хочу подчеркнуть, что жить только прошлым нельзя, надо двигаться вперед.

Дональд Туск сделал акцент на том, что память о катынской трагедии «помогла нам создать независимую Польшу». Он также подчеркнул, что в этом деле не должно остаться недомолвок — все архивы следует раскрыть. (Хотя, как сказала мне старший научный сотрудник Института Всемирной истории РАМН Наталья Лебедева, полякам уже переданы ксерокопии свыше миллиона страниц из архивов по катынскому делу.)

Об этом, в частности, шла речь на встрече в Смоленске Путина и Туска с руководителями Группы по сложным вопросам, вытекающим из истории российско-польских отношений. Есть, оказывается, и такая организация, но о ней мало кто знал.

— Хотя группа была создана еще в 2002 году, работала она довольно вяло, если вообще работала, — сказал на встрече Владимир Путин. — Но благодаря вашим усилиям, теперь эта деятельность значительно активизировалась. Очень хорошо, что мы не обходим острые углы, коллизии, которые были в наших отношениях в прошлом.

Вечером 7 апреля на совместной пресс-конференции Владимир Путин выступил с собственной версией причин катынского расстрела.

- Никаких рациональных объяснений тому, зачем было совершено это преступление, нет. Никаких данных не содержится и в делах. Я недавно поговорил с учеными-историками и, к стыду своему, узнал, что, оказывается, военной операцией во время советско-польской войны 1920 года руководил лично Сталин. И эту войну советская Россия проиграла. В плену оказалось много наших красноармейцев. Возможно, Сталин осознавал свою ответственность за это и приказа уничтожить польских офицеров из чувства места.

Владимир Путин о событиях в Бишкеке

- Честно признаюсь, меня эти события застали врасплох. Но одно могу сказать точно – ни Россия, ни ваш покорный слуга не имеют к этому никакого отношения. Я вспоминаю, что, когда господин Бакиев приходил к власти, он очень жестко критиковал своего предшественника Акаева за коррупцию, семейственность и т. д. У меня такое впечатление, что сейчас господин Бакиев наступает на те же самые грабли. Но мы обращаемся, в первую очередь, к киргизским властям, а также к представителям оппозиции, - не допускать насилия.