Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды7 апреля 2010 22:00

Никас Сафронов: «Олигархи стоят в очереди на мои портреты»

Художник ответил на вопросы Александра Мешкова

Жизнь полна странных совпадений. Одно из них то, что мы с Никасом Сафроновым учились в одно и то же время в мореходном училище в Одессе. Он ушел после 1-го курса и теперь рисует знаменитостей, а я в отличие от него блестяще окончил мореходку на твердые троечки...

- Так почему ты не стал выдающимся мореходом? - спрашиваю Никаса с некоторым укором. - Кто всучил тебе в руки кисть?

- Думаю, это судьба. Я еще в школе мечтал достичь высот Леонардо да Винчи. А в мореходку пошел, потому что хотел стать пиратом. Но, когда узнал, что пиратство в СССР запрещено, понял, что ошибся.

- А когда превратил высокое искусство в способ наживы?

- В художественном училище я впервые продал свою картину однокурснику.

- Стыдно не было? Только в глаза мне смотреть!

- Нет. Честно заработанные деньги мы с ним же бездумно и пропили.

- А слепой случай играл какую-то роль в твоей судьбе?

- А как же? Как-то мне говорят (еще в советское время): хочешь поучаствовать в выставке ню в Японии? Я специально ню не занимался. Но у меня, как у всякого художника, были работы с обнаженными девушками. Я кое-что доделал - и отправил в Токио. Так пришел первый крупный международный успех. Потом появились новые предложения, выставки во Франции, Канаде, Милане... Случай это? Трудно сказать. Я просто работал и пытался чего-то достичь. Наверное, для тех, кто провел свое детство в холодном бараке, стремление выйти из постыдной нищеты является мощным пинком в зад...

- У тебя сейчас свой замок в Шотландии, квартира-студия, приехал ты к нам на «Порше Кайен», пиджачок классный себе завел. И даже есть у тебя свой благотворительный фонд...

- Я рос в многодетной семье в постоянной нужде. Нас было шестеро детей. Но при этом всегда в нашем доме мама принимала каких-то странников, нищих, чужих детей, что меня, мальчика, очень раздражало: как это, в моем доме едят чужие люди! Потом понял: это было самое важное, что старалась привить нам мать. Сейчас я богат, но помогаю с радостью, содержу две школы, поддерживая талантливых художников.

- Ты рисуешь королей, олигархов, звезд мировой культуры. Они тебя сами находят или ты им себя предлагаешь?

- Они мне звонят. У меня очередь на сегодня - двадцать шесть человек.

- А можешь меня прямо сейчас нарисовать с натуры? А то у Лужкова есть портрет работы Сафронова, у Путина есть, а у меня нет.

- Запросто! Фломастер есть?

Никас с четверть секунды пристально смотрит на меня, потом быстро и размашисто рисует на листке бумаги зеленый квадрат с разводами. Работа заняла всего 30 секунд. Вот что значит мастер!

- Вот смотри: тут ты и вся твоя семья!

Внимательно вглядевшись в «групповой портрет», я вдруг увидел там и маму, и папу, и себя, и сына. Картины Никаса Сафронова есть в коллекции Софи Лорен, Алена Делона, Жана Поля Бельмондо, Никиты Михалкова, а теперь вот и у меня.

- Распишись, а то не поверят! - попросил я художника. Тот быстро и привычно расписался. Идя с работы по ночной Москве, я хотел было выгодно загнать картину за 500 баксов на остановке возле метро, но передумал. Через пятьдесят лет я продам ее дороже.