Общество3 мая 2010 15:47

Американцы запустили на орбиту боевой космолет размером с автобус

Беспилотный корабль способен на уникальные вещи

Уж не знаю почему, но запуск ВВС США космолета X-37B прошел в общем-то незамеченным. Может, потому, что в конце апреля и без того хватало громких новостей. А может, просто не обратили внимания на еще одно «космическое» событие. Запустили и запустили - эка невидаль. А в том-то и дело, что невидаль. С появлением этого небольшого, маневренного и очень продвинутого летательного аппарата боевые возможности американских ВВС заметно возрастают.

И КТО ЕГО ЗНАЕТ, ЗАЧЕМ ОН ШНЫРЯЕТ

Разрабатывали космический беспилотник, не получивший пока имени собственного, а существующий лишь под индексом X-37B, около десяти лет. Это время, затраченное непосредственно на опытно-конструкторские разработки и испытания. На самом деле проектированием таких аппаратов в США занимаются не одно десятилетие.

Смысл понятен: небольшой - размером с микроавтобус (поди такой засеки на орбите!) - способный довольно долго находиться за пределами Земли аппарат много чего может натворить. Технически собрать такую штуковину и сейчас, спустя пятьдесят лет после начала космической эры, задача непростая. Одно дело - спутник, находящийся на постоянной орбите. Совсем другое - шныряющий по околоземному пространству кораблик. Где хранить топливо, ведь места совсем мало? И - самое важное - как отладить систему автоматической посадки?

Прежде американцы на автоматику не очень-то рассчитывали. В шаттлах за посадку корабля отвечают два пилота, как правило, пришедшие в космический флот из ВВС. Это в Советском Союзе для «Бурана» изначально создавали автоматическую систему посадки. И в 1988-м, в тот единственный полет, «Буран» идеально приземлился сам.

22 апреля (по московскому времени - 23 апреля) ракетой-носителем Atlas 5 первый тестовый образец X-37B был успешно выведен на орбиту. Значит, система автоматической посадки такого сложного с точки зрения аэродинамики аппарата американцами сделана.

Как ВВС будут сейчас использовать такой корабль? Естественно, об этом официальные пресс-релизы компании «Боинг», разработчика космолета, умалчивают. Но догадаться в общем-то нетрудно:

1. Выводить на нужные орбиты специальные космические аппараты. До поры до времени такой аппарат хранится в грузовом отсеке. А когда нужно - извлекается на свет божий (в отличие от спутника, который сразу же выводится на орбиту). Мало того, с помощью космосамолета аппараты можно передвигать по орбитам - подлетать, захватывать, прятать в контейнер и снова «вешать» в нужном месте. Ну а чужие аппараты такой корабль может просто «снимать» с орбиты и доставлять на Землю. А это гораздо продуктивнее, чем просто сбивать их в космосе.

2. Возвращать на Землю, скажем, с МКС или с космического телескопа «Хаббл», дорогостоящее оборудование, которое можно использовать несколько раз.

3. Ремонтировать или заменять блоки на аппаратах, находящихся на орбите.

4. Наносить удары по целям противника из космоса (если на корабле будет установлено вооружение). Или перехватывать нужные цели.

- X-37B обеспечит космическим системам ту гибкость, которую и должны в современной армии обеспечивать беспилотные аппараты, - туманно объяснил задачи космолета президент компании Boeing Defense, Space&Security Деннис Мюленбург.

НОВАЯ ОДЕЖКА

Впрочем, как это и бывает с прорывными космическими системами, в создании X-37B использовались новейшие технологии. Например, уникальная система вертикальной стабилизации аппарата - сложно такого малыша правильно развернуть во время приземления. Да и «одет» корабль в новую термическую обшивку. Думаю, все эти наработки НАСА еще использует для создания других многоразовых космических систем.

Минус космического беспилотника в том, что для запуска нужна специальная ракета. Пока ее заправишь топливом, пока установишь на стартовую позицию... Оперативно закидывать X-37B на орбиту не получится. Зато - и это, конечно, достижение американских конструкторов - находиться на дежурстве на орбите корабль может аж 270 дней. Энергией его обеспечивает разворачиваемая в космосе солнечная батарея. То есть не нужны будут срочные запуски. Беспилотники будут, сменяя друг друга, постоянно находиться на дежурстве.

Даже про возвращение на Землю опытного образца Пентагон отвечает уклончиво. Заместитель помощника руководителя космических программ ВВС США Гэри Пейтона развел руками: мол, в его ведомстве «не знают, когда он вернется назад».

Местом постоянного базирования космолетов станет база ВВС США Вандеберг в Калифорнии.

КСТАТИ

Космические беспилотники разрабатывали и в СССР. Потом такие работы пробовали вести в России. Многоцелевую авиационно-космическую систему (МАКС) создавали на НПО «Молния» в Москве (это же предприятие было базовым по созданию «Бурана»). Главным конструктором и «Бурана», и МАКС был Глеб Лозино-Лозинский. Российская система могла бы выводиться на орбиту с самолета, что гораздо экономичнее, и - главное - позволяет запускать на орбиту корабль в считанные часы. В середине 90-х работы по МАКС были фактически свернуты.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Битва за Марс уже началась?

То, что Россия и США вместе построили и вместе эксплуатируют Международную космическую станцию, совсем не означает, что мы вместе будем развивать и другие космические технологии. Америка идет своей дорогой (пример с запуском космического беспилотника - самое свежее тому доказательство). Надеюсь, занимается собственной космической стратегией и Россия.

Другое дело, что по большому счету цель и у России, и у США одна - Марс. И на нынешнем этапе главное - технологии, которые бы помогли этой цели достичь.

Не так давно президент США Барак Обама рассказал, как Америка будет развивать свою космонавтику. В течение пяти лет бюджет НАСА увеличат на 6 млрд. долларов. Потратят деньги на новую тяжелую ракету и средства доставки в дальний космос. К 2025 году астронавты должны высадиться на астероиде. К 2035 году США отправят экспедицию на поверхность Красной планеты. Главное - создать надежные и безопасные двигатели нового поколения на основе ядерных энергетических установок. Без них никак. Они позволят развивать большую скорость, чем нынешний звездный флот, и при этом сэкономят вес корабля. Самое интересное: по сути, Обама повторил почти слово в слово программу, которую еще прошлым летом озвучил глава российской ракетно-космической корпорации «Энергия» Виталий Лопота. Он тоже подчеркивал: первыми на Марсе будут те, кто создаст ядерно-энергетические установки. Мало того, концепция у «Энергии», по-моему, более современная: не просто строить установки, а на их основе собирать универсальные платформы, которые можно превращать и в буксир для доставки грузов, и в межпланетные пилотируемые корабли, и в межпланетные станции. Но одно дело - планы, изложенные на тонких листах белой бумаги. Другое - воплощение их в металле, пластике, электронике. Как вы думаете, кто тут будет первым?