Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество5 мая 2010 22:00

Стволовые клетки поставляют... из моргов

«Комсомолка» продолжает журналистское расследование о нелегальном омолаживающем бизнесе
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА

В прошлом еженедельнике (Читайте: Расследование «КП»: Стволовые клетки добывают из убитых младенцев) мы рассказали о шокирующем открытии: в России создан криминальный бизнес по получению стволовых клеток из человеческих зародышей. Врач одного из московских НИИ поведал нам о том, что лично участвовал в изготовлении таких препаратов. И показал методичку, обучающую медиков препарировать мертвых младенцев. При этом в «подведомственных» роддомах и клиниках врачи уговаривали женщин делать аборт даже на поздних сроках. Статья в «КП» вызвала волну возмущенных откликов. Читательницы звонят к нам в редакцию, пишут на сайт и рассказывают свои личные истории... Сегодня мы продолжаем наше расследование.

Личные истории

Казалось, случаи, когда врачи бездоказательно уговаривают женщин делать аборт, - вопиющая дикость, исключение из правил. Но после выхода статьи оказалось, что это происходит сплошь и рядом.

Далеко ходить не пришлось - даже в нашей редакции трое моих коллег рассказали, как им предлагали вызвать преждевременные роды, убеждая, что ребенок может родиться нездоровым. А в результате все три женщины, не послушавшие врачей, родили... абсолютно здоровых детей! Одна история меня особо задела. Мою коллегу-журналистку привезла в московский роддом в бессознательном состоянии ее подруга. Родилась недоношенная девочка. Акушерка тут же заявила: «Это выкидыш, не жилец!» Но подруга оказалась врачом, да еще с бойцовским характером и тут же застращала коллег - дескать, спасайте младенца, а иначе мы вас засудим! Хочешь не хочешь, а спасти малышку врачам пришлось. Позже вскрылись подлоги - вес новорожденной в этом роддоме сильно занизили, что обнаружилось, когда девочку перевезли в детскую реанимацию. А сейчас эта девочка превратилась в златокудрое чудо - журналистка приводит ее в редакцию... Таких примеров масса. Я наслушалась историй, как врачи без всяких медицинских показаний, просто увидев пришедшую на прием беременную, буднично задавали первый вопрос: «Ну что, будем делать аборт?» И тут же убеждали: «Вы молодая, зачем вам ребенок, обуза?!», «Раз у вас уже есть ребенок - делайте аборт», «Сколько вам лет? 30? В таком возрасте рожать поздно».

Очевидно, причина такого страстного желания поскорее избавить пациентку от бремени кроется в том, что абортивный материал нынче в цене.

Татьяна Н.: «Мне не отдали тело новорожденного»

Одна роженица рассказала нам свою драму.

«Мне было 17 лет, когда я забеременела. Родителей нет. Отец ребенка меня бросил. Когда меня привезли в отделение патологии областного роддома с болями в животе, гинеколог начала уговаривать сделать преждевременные роды. Я согласилась. Роды шли тяжело, и мне сделали кесарево. Когда я пришла в себя от наркоза, попросила показать мне младенца, но медсестра сказала, что ребенок плоховат и мне его не принесут. Я была совершено здоровой. И у плода, как показывало УЗИ, все было в порядке. Через три дня мне вдруг сказали, что мой ребенок умер. Я пыталась выяснить, что произошло. И случайно подслушала разговор медсестер за приоткрытой дверью. «Та девчонка, что по умершему ребенку-то убивается... Ее детеныша можно было выходить! Его надо было положить в барокамеру, но позвонили и сказали, чтобы ничего не делали. Женщина молодая, здоровая...»

Меня охватила оторопь - я поняла, что младенцу дали умереть, оставив без медицинской помощи! Меня просто трясло! Чуть позже, придя в себя, пошла на беседу к главврачу. Дама с цепким взглядом начала убеждать меня не горевать: «Ты молодая, родишь еще, зачем тебе связывать себя по рукам ребенком? Сейчас ты свободна». Сбитая с толку, я ушла от нее в полном замешательстве. Надо было написать в прокуратуру, но в такой ситуации теряешься... А врачи выбирают молодых, беззащитных, за которых некому постоять. И получают от них здоровый хороший «материал». Моего умершего младенца мне не отдали, как бы щадя мои чувства. Справку о смерти - тоже. Но, пока я была в этом роддоме, еще одна молодая женщина там рожала - и при родах умерли и она, и ребенок. Я и сейчас думаю, что в этом роддоме зарабатывают на трупах младенцев. Жалею, что не инициировала сразу по горячим следам расследование.

Но и те женщины, которые пытаются доказать вину врачей, терпят фиаско.

- Доказать врачебную ошибку нереально - ребенок умер после родов, ну и что? Доказать, что это произошло по вине врачей, практически невозможно. И уж тем более - что куда-то отправили тельце, - с какой-то пугающей циничностью сказала мне одна медсестра. - Всем выгоднее замолчать неприятность.

Действительно, судя по словам читателей, их попытки привлечь медиков к уголовной ответственности за неоказание помощи или склонение к аборту без медицинских показаний не увенчались успехом. Врачи умело прикрываются различными сфабрикованными справками о болезни матери или эмбриона. А в документах, как нам рассказывают, часто сокращают сроки беременности и вес младенцев - чтобы считать их «выкидышем». Якобы так медики «улучшают статистику по перинатальной смертности».

На Украине работают на американских миллионеров

Московские медики говорят, что самые вопиющие случаи использования младенцев на стволовые клетки творятся на Украине. Но там до уголовных наказаний не доходит.

Первым громом называют случайно вскрывшуюся пропажу в Харьковском роддоме новорожденных младенцев, которых, по версии, могли использовать на органы и стволовые клетки. Была организована уголовная проверка. В августе 2005 года для наблюдения за ходом расследования дела о краже новорожденных на Украину прибыла докладчица ПАСЕ Рут-Габи Вермонт-Мангольд. Она сообщила о пяти установленных случаях пропажи детей в Харьковском роддоме, а также о нескольких аналогичных инцидентах в других городах Украины. И заявила, что на территории страны действует преступная сеть, занимающаяся нелегальной торговлей донорскими органами и стволовыми клетками, для получения которых используют здоровых новорожденных младенцев. Как было установлено, полученный из младенцев материал шел через Англию на Барбадос и другие острова Карибского бассейна. Там сейчас создано большое количество клиник для пересадки стволовых клеток американцам, которым делать это в Штатах не позволяет закон. Следствие, которое было передано Генеральной прокуратуре, продолжается по сей день. В 2006 году было обнародовано дело уже о 30 исчезнувших «харьковских младенцах», которых, по версии, также использовали для получения стволовых клеток. От подробностей кровь стынет в жилах. На детском кладбище, где захоранивали мертвых младенцев, производилась нелегальная эксгумация тел. Все эти ужасы стали известны благодаря правозащитнице Татьяне Исаевой и британской телекомпании Би-би-си, показавшей кадры тайной эксгумации. Однако местные ученые тут же заговорили о том, что «определенные круги на Западе наносят удар по украинской научной школе трансплантологии». И скандал замяли.

Увы, пока ситуация с преступным «стволовым бизнесом» в нашей стране пущена на самотек. Неизвестно, сколько смертей из-за стволовых клеток уже произошло. И сколько детей не родились, потому что кому-то нужны были их органы. Основная проблема в том, что в России нет законодательного и правового регулирования процесса забора стволовых клеток из плода человека. Во всем цивилизованном мире эксперименты с использованием эмбрионов считаются нарушением морали и этики. В Америке действует запрет на государственное финансирование исследований, связанных с получением новых линий эмбриональных стволовых клеток. А в России ничего подобного нет. Возможно ли навести порядок в этой области? «Комсомолка» продолжает свое расследование.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

- Применять стволовые клетки начали еще в Советском Союзе, - рассказал «КП» генерал-полковник КГБ в отставке Михаил Николаев. - Брежнев, все Политбюро «сидели» на стволовых клетках. Под это дело открыли секретную лабораторию. Потом с перестройкой дело на государственном уровне прикрыли. Но остались доктора, которые продолжали этим заниматься. Сегодня, как мне рассказывают, многие современные политики омолаживаются стволовыми клетками. Кстати, помимо стволовых клеток, шли исследования по разработке и применению меланина - средства, стимулирующего жизнедеятельность человека. Меланин называли лекарством будущего, способным сделать из человека сверхчеловека. Таких людей пытались создать в порядке эксперимента. Лично я этим занимался. Экспериментальная лаборатория находилась в Черноголовке под Москвой. Стволовые клетки - это тоже из разряда экспериментальной медицины. Но сегодня она превратилась почти в ширпотреб. Если разработки меланина не получили массового применения, то стволовые клетки сегодня совершенно доступны. И урегулировать вопрос их применения и забора можно только на государственном уровне.

ИСПЫТАНО НА СЕБЕ

Репортер НТВ Максим ГЛАДКИЙ:

«Я разделывал трупы на органы, которые нелегально отправлялись в клиники»

- Как мне рассказывали, стволовые клетки берут не только у мертвых младенцев, но и из органов трупов взрослых людей. Страшилки рассказывали самые разные. Но я решил все увидеть своими глазами, устроившись работать санитаром в московский морг, - говорит репортер НТВ Максим Гладкий, который провел свое рисковое расследование. - То, что я увидел и узнал, переворачивает сознание! Естественно, я никому не сказал, что я журналист. Поэтому ко мне отнеслись как к рядовому санитару. В первый же день работы патологоанатом предложил мне подшабашить.

Мне назначили официальную зарплату 15 тыс. руб. в месяц. А тут предложили вынимать органы и зашивать тела за нелегальное вознаграждение в три тысячи долларов. Я доставал требуемый орган, передавал патологоанатому и получал от него вознаграждение. Мне рассказали, что поступают заказы в морг от клиник, которые нашли клиента, готового оплатить лечение стволовыми клетками. Я выполнял только одно звено целой преступной цепочки - изымал нужный орган. Дальше этот орган в специально оборудованном автомобиле доставляли в лабораторию, где происходило получение стволовых клеток. Затем препарат везли в клинику, чей клиент ждал чудодейственного «лекарства».

Подчеркиваю, я проводил журналистское расследование и поучаствовал в этой цепочке только как ведущий расследования. Но если только в один морг, где работал я, приходило по три заказа в день на изымание каких-то органов, то сколько по всей Москве таких заказов! Можно предположить, что это очень востребованный и процветающий бизнес. И большинство медицинского персонала не откажется поучаствовать в нем, поскольку он приносит нелегальный, но хороший доход, значительно больший, чем официальная зарплата!

Конечно, нас заставляли следить, чтобы изымаемые органы были здоровыми. Родственники ни разу ничего не заметили. В эмоциональном плане мне очень тяжело далось это расследование - ведь я еще тайком снимал все на видеокамеру. Показал видеоматериал - его даже смотреть непросто... Но я доказал: для применения стволовых клеток незаконно используют чужие органы.

Другой журналист устроился работать в роддом акушером. И стал свидетелем того, что врачи уговаривают женщин сделать аборт или вызвать преждевременные роды. А затем абортируемый материал куда-то вывозится. Ходили разговоры в этом роддоме, что можно получить вознаграждение от 30 тысяч рублей. А что дальше делают с этим материалом, никто не спрашивает. «Любопытных не любят. Да и примеры, когда слишком любопытные умирали не своей смертью, имеются», - рассказывали журналисту работники роддома.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Пластический хирург Александр ТЕПЛЯШИН:

- Я посмотрел методичку, которую вы нашли в ходе вашего расследования. Это убойный материал, что-то ужасное! В Америке бы за препарирование младенцев на органы для получения клеток в тюрьму посадили. А в нашей стране просто творится беспредел. Стволовые клетки - тема для ученых, новое слово в медицине, требующее серьезных и длительных исследований. Стволовые клетки можно получать из жировой ткани взрослого человека или из пуповинной крови новорожденного, но, на мой взгляд, использовать мертворожденных младенцев для этих целей - по меньшей мере неэтично. К сожалению, в нашей стране хорошую идею лечения стволовыми клетками вывернули наизнанку и превратили неизвестно во что. Подчеркну, что могут нанести вред организму только «чужие» стволовые клетки, в частности, эмбриональные, введенные в организм взрослого человека, могут провоцировать у него деление раковых. А если стволовые родные, взятые у взрослого человека, либо при рождении из пуповинной крови, то они могут быть полезными. А сегодня направо и налево колют под видом распиаренных стволовых клеток вообще нечто неизвестного происхождения. Я знаю про полулегальный «стволовой бизнес», но не хочу туда лезть, чтобы не получить нож в спину, как хирург Евгений Лапутин, который занимался стволовыми клетками и который был убит (как писали, Лапутин, оперироваший звезд Анастасию Заворотнюк, Анастасию Вертинскую и других, был убит за то, что кому-то перешел дорогу в «омолаживающем бизнесе». - Прим. ред.).

ВНИМАНИЕ!

Просим откликнуться тех, кто готов помочь в нашем расследовании: пациентов, пострадавших от лечения стволовыми клетками или от действий гинекологов, желающих заработать на использовании эмбрионов. Медиков, кто работал в сфере «стволового бизнеса» и неравнодушен к поднятой нами проблеме использования младенцев и эмбрионов для массового получения фетальных клеток ради омолаживающих процедур.

Просим связаться с нами по электронке: vel@kp.ru или оставить сообщение и контакты на автоответчик телефона редакции: 8-495-771-71-25. Мы с вами обязательно свяжемся.