Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды12 мая 2010 22:00

Педагог Гундаревой Евгения Галкина: «По-настоящему Наташа любила своего режиссера Андрея Гончарова»

15 мая - день памяти актрисы Натальи Гундаревой, которую справедливо называют эпохой в истории нашего кино и театрального искусства
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА

Ее героини чаще всего простые русские женщины, сильные духом, с неустроенной судьбой, которые, несмотря ни на что, не склоняют головы перед жизненными невзгодами. Наверное, поэтому работы Натальи Георгиевны всегда находили отзвук в сердцах зрителей. А Гундаревой были подвластны любые роли - от доярки до ослепительной королевы. В память о незаурядной актрисе рассказываем малоизвестные факты ее биографии.

Путь к славе

...Гундарева в своих интервью часто говорила, что уже в школе знала, чем будет заниматься. Мечтала стать актрисой и шла к заветной цели, не сворачивая. Признавалась, что ей везло в жизни на учителей. Первой, кто всерьез поверил в талант Наташи, была ее преподавательница по актерскому мастерству в юношеском театре при Дворце пионеров на Ленинских горах Евгения Галкина. Она очень переживала за любимицу, когда Наталью не приняли в театральное училище, посоветовав «сначала похудеть».

- Я просила Наташу не отчаиваться, а продолжать трудиться над собой, поступать на следующий год. Да они просто не разглядели тебя, «конопатое солнышко»! - твердила Галкина своей воспитаннице.

Наталья устроилась на работу, а по вечерам играла в театре при Дворце пионеров, готовясь к экзаменам. Ее бывший партнер по самодеятельной сцене Иванов через год помог ей сдать экзамены в вуз.

- В Щепкинском училище старшекурсники могли брать шефство над абитуриентами, к их мнению прислушивались. И я привел Наташу к нам. Да, все абитуриентки с хорошей фигурой, красавицы, но Гундарева выделялась своим обаянием, - рассказывает Иванов.

Помощь Гундарева принимала как аванс, продолжая шлифовать себя, что скоро заметил и оценил режиссер Театра имени Маяковского Андрей Гончаров, увидевший Наталью на студенческом спектакле и пригласивший ее в свой театр.

Сначала молодой актрисе доверяли только эпизоды, потом держали как дублершу во втором составе. Гундарева назубок знала тексты всех героев и ходила на все репетиции с тетрадочкой в клеточку, в которую записывала все советы и рекомендации Гончарова. Ее счастливый час пробил, когда прима театра Татьяна Доронина, не послушавшись режиссера, укатила с делегацией за границу и не приехала вовремя на спектакль. «Гундарева, на сцену!» - скомандовал раздосадованный Гончаров. Актриса выскочила на сцену и отыграла роль Дорониной с таким упоением, что Гончаров воссиял от восторга и приказал отдать роль ей.

С этого момента началось восхождение Натальи Георгиевны на королевский трон.

Вскоре двум примам стало тесно в одном театре, и Доронина приняла решение уйти.

Недоброжелатели за глаза судачили, что Гундаревой слишком уж благоволит Гончаров, но, придя на ее спектакли, меняли мнение - Гундарева на сцене была великолепна!

Режиссер не скрывал восхищения «своей актрисой», говорил, что ставит все свои спектакли только на нее. И прима оправдывала доверие своего учителя. Когда ее звали в другие театры, говорила, что не предаст родную Маяковку.

«Пигмалион»

В личной жизни, по признанию самой актрисы, она не нашла простого женского счастья. Об этом мне рассказывала во время наших бесед преподавательница Натальи Георгиевны Евгения Галкина, доверенная ее личных тайн.

- На первом месте у Наташи всегда стояла ее профессия, - рассказывала мне Галкина. - Наташа была оптимисткой, легкой и очень увлекающейся, влюбчивой натурой.

Но я знаю про ее одну громадную любовь, которую она пронесла через всю жизнь, - любовь к Гончарову. Но они оба были женаты и понимали, что не могут быть вместе. Свои чувства, переживания выплескивали в творчестве. Наташа мне говорила: «Я очень сильно его люблю, но не могу стать его женой. Она боролась со своей любовью, страдала. Их отношения всегда оставались тайной.

Благодаря Гончарову у Гундаревой были сильные позиции в театре. Волевая, решительная, она помогала актерам, участвовала в судьбе театра. Но могла и наказать кого-то за дело. Потом, во время болезни, призналась журналистам, что, видимо, ее наказывает Бог за то, что почувствовала себя всесильной, способной вершить чужие судьбы...

Когда Гончаров умер в 2001 году, для актрисы это была самая большая потеря. Не складывались отношения с новым руководством театра. Не было ролей. Решила худеть, чтобы выглядеть моложе. Скинула за короткое время больше десяти кило, что, сказалось на здоровье. Актеры слышали, как за несколько недель до инсульта она вдруг произнесла: «Я ничего не боюсь. Боли не боюсь, страданий не боюсь. Я боюсь только смерти. Вообще я надорвалась в этом году...» Она чувствовала себя истощенной. После перенесенного инсульта слегла и больше не смогла выкарабкаться. Говорила: «Был бы жив Гончаров, я бы поправилась...»

О мужьях

Первый раз актриса вышла замуж в начале своей карьеры за режиссера Леонида Хейфеца, предложившего ей первую роль на телевидении, взяв ее на роль Марфиньки в телевизионную экранизацию «Обрыва» Гончарова.

В мужья номер два выбрала партнера по сцене актера Виктора Корешкова. После свадьбы герой-любовник увлекся московской певицей. Узнав о его романе, Гундарева подала на развод и добилась, чтобы он ушел из театра.

Актриса нашла свое счастье с третьим мужем, которым стал актер Михаил Филиппов. Рассказывают, Гончаров благословил любимую ученицу на этот брак.

Любопытно, что позже в этот театр в качестве режиссера пришел и первый муж актрисы Леонид Хейфец, признававшийся, что Наташа - единственная его любовь. Оба любящих мужчины Гундаревой с преклонением говорили о Гончарове...

Сегодня последний муж Гундаревой Филиппов - лидер Театра Маяковского - недавно женился на партнерше по сцене, говорят, его молодая жена ждет первенца.