Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Происшествия13 мая 2010 15:20

Спасателям осталось обыскать 18 км «Распадской»

Но из-за пожара операцию по поиску оставшихся под землей горняков приостановили

Весь четверг возле шахты не было ни убитых горем родственников с потухшими глазами, ни толп журналистов с камерами. Ближе, чем на три километра, к территории «Распадской» не пускали никого, кроме горноспасателей и руководителей, которые в этой ситуации принимают решения.

- Здесь нельзя оставаться никому! Это опасно! - в один голос кричат представители администрации и МЧС. - В шахте пожар. Не исключен третий взрыв.

А ведь спасатели к утру в четверг обыскали уже почти 300 км подземных уровней. Осталось всего 18... Именно там, под завалами, - 24 шахтера, судьба которых пока неизвестна.

- Надежда найти их живыми призрачна. Но мы все равно будем продолжать операцию, - говорит главный военный эксперт МЧС России Павел Плат. - Но дальше спасатели идти пока не могут. Не хватает кислорода. Каждый и так брал с собой по два комплекта для дыхания, но участки, на которых еще могут остаться люди, слишком далеко. Не хватит воздуха в баллонах, чтобы дойти туда и вернуться. Мы сможем продолжить только после того, как включат центральную вентиляцию...

Возле здания управления шахты - автобусы с последними местными спасателями, которые разбирали завалы на участках. Их наконец отправили домой, потому что часть работ уже закончилась.

- Мы уже разобрали все почти, - говорит спасатель Кемеровской службы спасения Александр Граф. - Мы тут сутками работали с 10-го числа, сейчас сказали, что наконец-то все.

В шахте сильнейшая загазованность: уровень метана превысил 7 процентов (шахтеры прекращают работу при 2 процентах).

Пожар в шахте нешуточный. Горит сразу на 12 участках. Огонь заливают из пожарных рукавов (их протянули на 800 метров). Спасатели готовятся запустить в шахту специальные мотопомпы. Они могут качать воду откуда угодно - хоть из речки, протекающей рядом с «Распадской», хоть из подземных озер, которые затопили нижние уровни шахты. Эти мотопомпы отличаются сильнейшим напором, в разы превышающим подачу воды через пожарные рукава.

На момент подписания номера пожар бушевал вовсю. Спасатели давали прогноз: к утру в пятницу должны потушить.

- Научные эксперты, которые находятся здесь, предложили еще один способ тушения пожара - реагент хладон, - рассказал Плат. - Из Москвы должен взлететь борт с 3 тоннами хладона. Надеемся, что к 3 часам ночи его доставят сюда.

Реагент будут запускать в шахту. Спасатели надеются, что с его помощью справятся с пожаром.

Жены оставшихся в шахте горняков стоят за оцеплением и не отводят взглядов от входа в шахту. Хотя рассмотреть что-то на таком расстоянии очень трудно.

- Здесь столько похорон, что в Междуреченске закончились гробы, - плачут женщины. - Пришлось везти двумя грузовиками из Новосибирска. Мы уже даже на чудо не надеемся. Молимся Богу за наших мужей - то за здравие, то за упокой...

Напомним, в результате двух взрывов на шахте «Распадская» 8 и 9 мая погибли 66 человек. Пострадали еще 130 горняков. Судьба 24 шахтеров по-прежнему неизвестна.

СПРАВКА «КП»

Чем будут гасить пожар

Хладон - это группа веществ, которые применяются для тушения пожаров в замкнутых пространствах, например на подводных лодках и в шахтах.

Реагент распыляют в зоне пожара. Преимущество в том, что он гасит огонь, не повреждая оборудование и имущество.

Принцип действия прост: хладон вытесняет из воздуха кислород. Огонь, лишенный подпитки, гаснет. И одновременно охлаждается место пожара.

Но этот реагент нельзя применять в тех зонах, где есть живые люди. Само вещество не очень токсично, но так как из атмосферы исчезает кислород, человек погибает от удушья.

КОНКРЕТНО

Компенсации пойдут из трех бюджетов

Родственники погибших при взрывах на «Распадской» не останутся без поддержки. Выплаты пойдут из трех источников.

Из федерального бюджета: родственникам всех погибших, в том числе спасателей, Минфин по распоряжению правительства РФ выплатит по одному миллиону рублей.

Тем, кто пострадал при взрывах на шахте, будет выплачена компенсация от 200 до 400 тысяч рублей (в зависимости от степени тяжести ранений).

Из бюджета Кемеровской области семьям погибших добавят еще по миллиону. Пострадавшим - от 30 до 200 тысяч рублей.

Также семьям погибших губернатор Аман Тулеев пообещал помощь в улучшении жилищных условий. И еще все кредиты, ссуды, займы, которые взяли семьи погибших, выплатит областной бюджет.

Из фондов «Распадской угольной компании» семьям погибших горняков выделят еще по миллиону рублей. Плюс годовую заработную плату - здесь сумма составит от 700 до 900 тысяч рублей. Дети погибших горняков будут ежегодно за счет компании отдыхать в здравницах страны. Кроме того, собственники шахты обещают взять на себя расходы на их учебу, а также выплату социальной стипендии.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Депутаты Госдумы: Не надо зарабатывать деньги кровью!

В российском парламенте решили создать комиссию по расследованию причин взрывов на шахте в Кузбассе

Депутаты были настроены решительно. После минуты молчания в память о погибших кузбасских шахтерах и спасателях каждая фракция могла высказать все, что наболело за 3 прошедших дня с момента трагедии. (подробнее)

ВОПРОС ДНЯ

Кто должен платить за погибших шахтеров?

Виктор ИЛЮХИН, депутат Госдумы:

- Глубоко убежден, что владелец шахты. А если будет установлена вина конкретных должностных лиц, тогда у руководства шахты есть право предъявить им иск.

Игорь БРАГА, представитель династии шахтеров Донбасса с общим 250-летним стажем:

- Горняки работали на компанию, и она в первую очередь ответственна за случившееся. Не должно в стороне остаться и государство. Давайте не забывать, что весь надзор за безопасностью на шахтах лежит на плечах госорганов, а значит, доля их вины тоже есть. Я сам был на «Распадской» в 1994 году. Это богатейшее предприятие - я за всю жизнь не видел таких пластов угольных по 4 метра, как там. А трагедия ужаснула всю нашу семью, впрочем, как и весь Донбасс.

Павел МЕДВЕДЕВ, депутат Госдумы:

- В значительной мере угольная компания. Местные власти, конечно, сделали и еще сделают свой вклад, но, безусловно, это и финансовая, и моральная ответственность владельца.

Людмила АЛЕКСЕЕВА, председатель Московской Хельсинкской группы:

- И компания-владелец, и государство. Ведь погибли его граждане!

Олег ГАРКУША, группа «АукцЫон»:

- Все должны платить: владельцы шахт и дальше по вертикали - органы, которые контролировали их работу и что-то недосмотрели. И не только платить - нужна и уголовная ответственность.

Михаил СЕЛЕЗНЕВ, священник, руководитель отдела коммуникаций Калининградской епархии:

- Страшно от того, что приходится думать о плате за бесценную человеческую жизнь. А погиб не один человек! Поэтому платить должно не только государство - этих денег будет мало. Выплатить компенсацию обязаны и страховые фирмы, и владельцы шахты.

Сергей АЛЕКСАНДРОВИЧ, шахтер с 28-летним стажем шахты «40 лет ВЛКСМ», Самара:

- Владельцы шахт и государство должны платить 50/50. Владельцы - чтобы поняли, что нужно вкладывать деньги в средства безопасности. Государство - так как именно оно получает налоги с выработанного угля, а значит, обязано заботиться о шахтерах.

Дмитрий ХРОМЫХ, соцработник, Калининград:

- Платить должен работодатель. А вот страховки о18:09 13.05.2010жидать вряд ли придется. Если у шахтеров не было даже исправных респираторов, то возникает вопрос: были ли они вообще застрахованы?

Палыч, читатель сайта KP.RU, Москва:

- В первую очередь владельцы и страховщик, если он имеется. А во вторую - государство, которое допускает в стране таких безответственных владельцев.

Читайте также: Из-за угрозы новых взывов срочно эвакуировали людей из района аварийной шахты