Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+17°
Boom metrics
Общество19 мая 2010 10:55

Николай Захаркин: «Ревности не было! Это следствие придумало»

Офицера, выбросившего падчериц из окна, осудили на девять лет [репортаж из зала суда, видео]

В Московском окружном военном суде вчера состоялось последнее заседание по делу Николая Захаркина - капитана третьего ранга, который в ноябре прошлого года чуть не угробил дочерей сожительницы. Близняшек Дашу и Катю Лапузиных в порыве ревности он выбросил из окна съемной квартиры на восьмом этаже. «Комсомолка» внимательно следила за расследованием этого дела, которое потрясло многих москвичей. Процесс получился скандальным. В минувший понедельник коллегия вынесла вердикт: Захаркин виновен, но заслуживает снисхождения.

На приговор мать пострадавших Ирина Лапузина не явилась.

- Она на родительском собрании в школе, - сообщил ее адвокат Михаил Олейник. Вместе со своей подзащитной он подготовил иск о компенсации за моральный и физический вред, нанесенный Захаркиным.

- Сумма компенсации - 1,5 миллиона рублей, - заявил адвокат. - Также Ирина просит о возмещении денег, потраченных на лечебный корсет для Даши (5403 рубля) и услуги адвоката (это еще 30 тысяч). Вот квитанции...

Взглянув на иск, судья Евгений Зубов стал зачитывать характеристики подсудимого из уголовного дела.

- Благодарность, благодарность... - быстро перелистывал он страницы. - Имеется диплом с отличием. Медаль за отличие третьей степени. Взысканий нет. Все характеристики положительные: вежливый, уравновешенный, тактичный... - На этом судья ухмыльнулся, захлопнул первый том дела и перешел ко второму: - Теперь кратко о выводах психологической экспертизы... Капитан Захаркин психическими заболеваниями ранее не страдал. Перед случившимся он был в состоянии депрессии, развивавшейся с октября и связанной с напряженной обстановкой в семье. У него отмечено суицидальное шантажное поведение. К этому привели взаимоотношения с Лапузиной, ее желание проводить время вне дома, игнорирование звонков Захаркина, что препятствовало формированию перспектив благополучия семьи... Витиевато, конечно, написано, - задумался судья, - но понятно.

Слово предоставили государственному обвинителю. Прокурор отметил, что отягчающих обстоятельств у подсудимого нет, а преступление Захаркин совершил впервые. К тому же у него есть малолетняя дочь, которую воспитывает первая жена Вероника.

- Поэтому прошу суд назначить наказание в виде лишения свободы на 10 лет в колонии строгого режима, - объявил гособвинитель. - Офицерского звания лишить. Иск Лапузиной удовлетворить частично и выплатить ей 1 миллион рублей.

Николай, который на приговор прибыл в модной розовой рубашке, по-прежнему настаивал на том, что не совершал этого гнусного преступления. В своем последнем слове он заявил, что помощь травмированным девочкам предлагали и его сослуживцы, и воинская часть, однако Лапузина от нее отказалась.

- Это уже третье последнее слово, - вздохнул он. - И оно остается неизменным: я себя виновным не признаю. Следствие велось с нарушениями: предоставили обрезанную видеозапись, подделанную детализацию звонков... Меня обвинили, что я приревновал Лапузину к ее коллеге менеджеру Синковцу. Это следствие придумало, не было ревности. Я думал, у нее совсем другой менеджер...

После этого судья зачитал приговор. За попытку двойного убийства Захаркин приговорен к девяти годам колонии строгого режима. К тому же он обязан вернуть Ирине Лапузиной деньги за корсет одной из девочек, адвоката и 600 тысяч рублей по гражданскому иску. А адвокату подсудимого Анатолию Вербицкому судья припомнил болтовню с присяжными.

- Это расценивается как вмешательство в деятельность суда, о нарушении кодекса этики адвокатов будет сообщено президенту Московской коллегии адвокатов, - пригрозил Евгений Зубов.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

«Его вина не доказана!»

- Я не верю, что девочки упали с 8-го этажа, - говорит Георгий Тюрин, президент российской правозащитной ассоциации «Отцы и дети». - И дело не только в том, что их травмы слишком легкие. Важен и такой момент. Все прекрасно знают, что до приезда «Скорой» ни в коем случае нельзя трогать человека, упавшего с высоты. И уж тем более просить его встать... И если Лапузина подняла девочек, то она знала, что дети не падали с высоты. Главная ошибка следствия в том, что отрабатывалась только одна версия: детей выбросил Захаркин. Не было следственного эксперимента с самой Лапузиной - что она делала с того момента, как приехала домой, и до трагедии. Все записано только с ее слов. Мой вывод - вина Захаркина не доказана ни следствием, ни в суде.

Сомнения есть и у медиков. Вот что говорит хирург высшей категории Морозовской детской городской клинической больницы, где лечились близняшки (врач просил не называть его имени):

- Если бы девочки упали с восьмого этажа, они бы разбились насмерть. Ни тонкие голые ветки, ни сыроватая земля их не спасли бы. Вероятности выжить после падения с 8-го этажа я, конечно, не исключаю. Но только лишь в том случае, если бы на земле уже лежал слой снега. И то толщиной не менее полутора метров. А с теми травмами, которые получили Даша и Катя, правдивее выглядит версия с ДТП. Скорее всего, близняшек сбила машина на скорости примерно 80 км в час.

Елена МОТРЕНКО и Елизавета ПЧЕЛКИНА

ТРИ НАИВНЫХ ВОПРОСА О ГРОМКОМ ДЕЛЕ

1. Как доказали вину Захаркина?

- SMS-сообщений, отправленных им Лапузиной («Можешь попрощаться с Дашей и Катей». - Авт.), детализации его звонков, записи с камеры наблюдения, показаний матери пострадавших и ее коллеги Синковца, а также самих девочек оказалось достаточно, чтобы раскрыть уголовное дело, - считает представитель Военно-следственного управления Москвы Олег Сохрин. - Есть показания соседки, которая слышала в 1.30 хлопок на улице. А то, что Захаркин не признает вины, - это его линия защиты, его право.

2. Почему девочки выжили?

- Недавний пример такого же спасения - мальчик, выживший в разбившемся самолете в Сирии, - говорит гособвинитель Михаил Смирнов. - И это не редкость в медицинской практике.

Напомним, сильнее пострадала Даша Лапузина, у нее закрытая тупая сочетанная травма головы, груди, живота и правой голени с сотрясением головного мозга, перелом пяти ребер справа, разрыв печени, забрюшинная гематома, ушибы и ссадины. У ее сестренки такая же сочетанная травма с разрывом селезенки, гематомы, ссадины... Кстати, ни у одной из близняшек врачи не зафиксировали переломов рук и ног, что странно. Но врачи говорят, что девочек спасло то, что их выбросили спящими. И к тому же они задели огромную ветку, которая спружинила и снизила скорость падения.

3. Из-за чего такой маленький срок?

- Присяжные попросили о снисхождении, поэтому больше десяти лет я просить не мог, - сказал «КП» гособвинитель Михаил Смирнов. - На вердикт присяжных, считаю, повлияли все эти разборки между Захаркиным и Лапузиной. Ведь, по сути, три четверти всего времени мы обсуждали взаимоотношения этой пары, а не факт преступления. Думаю, поняв, почему Захаркин пошел на это, присяжные его пожалели. Да и на них произвели впечатление сами девочки, которые пришли в зал суда веселыми, бодрыми и на первый взгляд совершенно здоровыми.

Еще год судья скостил из-за исключительно положительных характеристик Захаркина и маленькой дочки, которой он регулярно передавал алименты.