Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Экономика13 июня 2010 21:45

Михаил Делягин:"Незнайка - символ инновации и модернизации современной России! В Китае."

На всемирной выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае наша страна показывает восхитительную сказку

Посетители в восторге, рассказал директор Института проблем глобализации в прямом эфире радио "Комсомольская правда" (97.2 FM). Известный экономист вернулся из Китая, переполненный впечатлениями и положительными эмоциями.

- Официально сообщается, что ЭКСПО-2010 посещают 600 тысяч человек в день, хотя я даже не могу представить себе такого. Однако выставка - огромное пространство, которое просто запружено народом. И первое, что потрясает: хорошо продуманная система входа, передвижения и выхода. Проложены самые настоящие пешеходные проспекты на эстакадах на высоте третьего этажа, закрытые навесами от палящего солнца. И с архитектурной точки зрения очень эстетично.

У главного входа находится китайский павильон - "на правах хозяев" самый большой, он на порядок превышает остальные по своим размерам. Туда надо стоять, наверное, полдня. Рядом вторые по посещаемости павильоны - Израиль и Саудовская Аравия.

- Странное сочетание.

- Понятно, почему они самые посещаемые: во-первых, расположены рядом, во-вторых, Израиль - это технологии, а Саудовская Аравия для китайцев - экзотика. Нельзя забывать, что для популярности, для посещаемости павильона очень важно еще и расположение. Япония, Южная Корея тоже очень интересны и они тоже недалеко от главного входа, поэтому там огромное количество людей. Наша экспозиция находится на отшибе, в сторонке, идти до нее довольно долго, минут 30-40, а по жаре это и просто тяжело. Но зато по дороге можно посмотреть на павильоны очень большого числа стран. Могу сказать, что первая радость - внешний вид нашего павильона. В первую десятку по дизайну мы входим точно. На мой взгляд, лучший павильон у Латвии - вертикально стоящий рулон полупрозрачной материи, на втором месте Эстония.

Смысл архитектуры нашего павильона я лично понять не смог: огромные белые гнутые стены, похожие на старую среднеазиатскую крепость, а наверху - золотые полупрозрачные ажурные конструкции. Днем, наверное, смотрится не очень. Но когда начинает темнеть, они ярко сияют таинственным светом. Это безумно красиво. И потом, современный дизайн и современная архитектура не требуют, чтобы кто-то что-то понимал. Где-то слышал, что в плане павильон представляет собой древний уральский город Аркаим, один из центров мировой цивилизации еще во времена древнего Египта, но в самом павильоне на это ничего не указывает. Его конструкция в высокой степени абстрактна, но выглядит красиво, оригинально, необычно, и что еще желать? То есть в первую десятку мы входим спокойно.

Конечно, есть там находки интересные. Датчане, например, сделали наверху своего павильона прокат велосипедов: очень красивые, спортивные, и на них по специальной спиральной дорожке можно съехать вокруг здания до самого низа. Очень красивый павильон у Туркмении, он представляет собой сочетание традиционных народных узоров, мотивов с современным дизайном. Очень качественно придумано и сделано.

Возвращаясь к нашему павильону: в целом интерес к нему очень большой, несмотря на то, что стоит далеко от главного входа. Павильоны сгруппированы по материкам, но даже в группе Европы (которая отчетливо дальше от главного входа, чем группа Азии) наши проиграли конкуренцию за хорошее место таким влиятельным в Китае странам, как Португалия и Белоруссия: их павильоны стоят значительно ближе и потому удобней, чем мы. Недоработали, что называется.

Пешком идти довольно далеко, автобусы ходят нечасто, и они маленькие. И по дороге к нашему павильону масса соблазнов. Поэтому до него доходят в основном те, кто не просто гуляет по территории, а идет "смотреть Россию" специально, сознательно, - и в результате каждый, кто дошел до нашего павильона, стоит трех, четырех, а то и пяти человек, которые стоят в очереди в китайский павильон. Я пришел туда за два часа до закрытия и стоял час. И, поскольку дело было уже вечером, очередь по сравнению с обычным временем поредела не менее чем наполовину.

- То есть два часа надо обычно стоять в павильон России?

- Наверное, но точно сказать не могу. Я уходил за 20 минут до закрытия - китайцы в очередь на вход в наш павильон еще стояли. Очень хорошо сделано пространство вокруг нашего павильона. Начиная с какого-то момента стоишь в очереди с деревянными перилами, все отделано вокруг деревом. Для северян и центрального Китая это признак роскоши. Вокруг павильона - довольно узкий, но аккуратный зеленый газон с петляющей по нему речкой. Тоже очень по-китайски - и красиво сделано. В китайском понимании жизни, но при этом в нашем стиле: то есть не рабское копирование, но разговор с ними на их языке.

Есть забавные бытовые мелочи: когда приходится ждать уже совсем перед входом, роскошные деревянные перила специально поливают водой, чтобы на них не сидели. Это логично: десять тысяч человек за день посидит, а то и больше, - и перила придется назавтра менять. Но я таких фокусов не люблю, так что постелил полиэтиленовую сумочку и из принципа посидел: удобные перила, ничего не скажешь!

Честно скажу - шел смотреть наш павильон с некоторым содроганием. Изначально хотел даже посмотреть остальных, а к нам не заходить, - просто чтобы не расстраиваться. Но китайские друзья категорически хотели "смотреть Россию": мол, в китайский павильон попасть нельзя, так хоть на вас посмотрим! И я им очень благодарен, потому что у меня теперь одной радостью в жизни больше.

Во-первых, очень хорошо организован подход, очень вежливые люди там работают.

- Наши?

- И наши тоже очень вежливые, не только китайцы. Заходишь внутрь - и сразу сердце екает, потому что прямо у входа стоит какая-то безумная, совершенно шизофреническая композиция. Вытянутые деревянные конструкции, раскрашенные в матрешечные, желто-красно-синие цвета! Но потом выясняется, что эта инсталляция сделана из дерева по итогам лучших детских рисунков: был устроен специальный конкурс, дети рисовали город, в котором они хотели бы жить в будущем. Один из городов-победителей назывался "Сладкоежинск" - думаю, какой-нибудь маленький город с хорошей кондитерской фабрикой можно так и переименовать. И тут же рядом с этими инсталляциями в стене маленькие телевизионные экраны, на которых дети-победители рассказывают о том, что они думают, как они представляли, о чем фантазировали и т.д. Это очень трогательно и полностью искупает некоторую несуразицу этих инсталляций.

С другой стороны, сами по себе, если рассматривать их абстрактно от всего привычного, эти инсталляции даже красивы. От первой шарахаешься, вторую терпишь, а к третьей уже привыкаешь и начинаешь находить какую-то прелесть. Всего этих инсталляций штук шесть стоит.

Помимо них, на первом этаже залы трех регионов России, - наверное, между ними тоже был какой-то конкурс. Представлены Ямало-Ненецкий автономный округ, Оренбургская и Воронежская области. Два первых связаны с газом: в ЯНАО его добывают, в Оренбургской области - огромный перерабатывающий завод. Но очень правильно, что отобрали регионы, которые мало известны в Китае: не Москва, не Питер, не Нижний Новгород - и не Амурская область. В общем, что-то для них необычное.

Не обошлось без печали: очень трогательное панно, на котором изображен "Воронеж-2050": небоскребы, башни, вышки, - и понимаешь вдруг, что это Шанхай даже не 2010, а где-то 2005 года. Единственное отличие Воронежа, каким он видится его администрации через 40 лет, от вчерашнего дня Шанхая - притулившийся где-то внизу православный храм. Но он символ все-таки немножко не модернизации, не инновации в традиционном смысле этого слова. Хотя китайцы этого явно не замечают: это впечатление русского, а не китайца, - а основные посетители все-таки китайцы, экспозиция ориентирована на них, и на них она действует хорошо.

Главное достоинство экспозиции, помимо того, что ее стержневой идеей являются дети, которые думают о своем будущем и мечтают, так что в результате получается павильон мечты, и Россия выглядит страной мечты, так вот, помимо этого главным достоинством является интерактивность. Везде экраны, на которых меняются картинки, перетекают одна в другую, переходят с экрана на экран, - и в результате они не просто "оживляют стены", а создают очень позитивное и радостное впечатление, пробуждают интерес.

- Эту интерактивность наши организовали?

- Не знаю, кто конкретно был дизайнером. Организатором и заказчиком был Минпром, и он сделал нормально. На первом этаже, по-моему, всего 6 или 8 залов: три региональные, остальные тематические.

Один посвящен инновациям, включая фильтрацию воды, каким-то вузам, каким-то планам и ожиданиям, - но дизайн современный и красивый дизайн, кругом экраны, с них симпатичные люди что-то рассказывают, - воспринимается хорошо.

Второй павильон посвящен атомной энергии, в нем маленькие экранчики и просто таблички, на которых предприятия отрасли рекламируют себя, и стоит макет проламывающего льды атомного ледокола "50 лет Победы". Поймите, это я могу сложить 45 и 50 и понять, что этому ледоколу 15 лет, и вообще-то хвастаться им чуть-чуть поздно. Но китайцам не до этого: они видят красивый атомный ледокол, огромную могучую махину, на фоне которой все с восторгом фотографируются. И я тоже стоял в очереди, чтобы с восторгом сфотографироваться на его фоне.

Третий павильон посвящен будущему образования, по-моему, - и на этом первый этаж заканчивается, вы спокойно поднимаетесь на второй.

Надо сказать, что в нашем павильоне очень хорошо продумана траектория движения масс посетителей: физически нет возможности сбиться, запутаться, попасть кому-то под ноги. Если вы хотите задержаться, вы даже можете вернуться назад, но если вы просто идете в расслабленном состоянии, вы, как речка, течете по руслу и никуда свернуть не можете. Соответственно не возникает очередей, хаоса, толкотни, давки, которые бывают во многих других павильонах.

Перед поворотом на эскалатор, ведущий на второй этаж, - целая стена в экранчиках, на которых дети из разных стран на разных языках рассказывают о своем будущем. Это проект Russia Today, там везде их логотип. Конечно, возникает вопрос, что делают дети Палестины или Великобритании в экспозиции павильона России, но быстро вспоминаешь неформальный девиз ЭКСПО-2010 "Весь мир - одна семья" и успокаиваешься: просто мы опять впереди планеты всей, пусть даже немножко за свой счет.

Поднимаемся - и вот второй этаж, уже реально сказка. Вся обстановка сделана по книге и по мультфильмам "Незнайка в Цветочном городе" и "Незнайка на Луне". Огромные вытянутые лилии, огромные вытянутые колокольчики, пузатенькие домики, просторная лестница, ведущая наверх и поворачивающая по диагонали, с чугунными перилами в стиле арт-деко, как в центре Парижа, и вы поднимаетесь в сказку. Вокруг вас сады, частично искусственные, частично настоящие, с маленькими прудиками, отчасти китайскими, отчасти нашими, лилии цветут. Над вами перевернутая Луна с ракетой, на которой прилетел Незнайка или Знайка: вы как бы на орбите.Тут же висит первый спутник Земли, тут же - старая космическая орбитальная станция, то ли "Союз-Аполлон", то ли "Союз-7", но точно не утопленный "Мир" и не МКС. В лунные кратеры интенсивно, мириадами алмазов светится звездное небо - фантастическая красота!

Смотришь наверх и теряешь ощущение реальности.

Играет очень хорошая музыка, вокруг стоят домики этих коротышек. Конечно, это я знаю, что это мотивы из "Незнайки на Луне", это я знаю, что кругом домики коротышек, это я понимаю, что Луна наверху не просто так, а потому, что Незнайка летал на Луну, и внутри Луны был свой мир.

А для китайцев это просто красивая, необычная сказка, погружение в детство, в том числе и чужое. И на этих экранчиках какие-то сказочные персонажи с человеческими лицами рассказывают что-то инновационное, что-то красивое, увлекательное. На вполне себе детском уровне какие-то опыты показывают, планы, графики, схемы. Все это очень по-детски, но очень умиляет и очень трогает.

Все действительно очень красиво. Вы идете по лестнице, и у вас в прямом смысле слова захватывает дух, вы погружаетесь в сказку. У вас разум и критическое мышление отключается просто автоматически.Вы поднимаетесь наверх, проходите, спускаетесь вниз. Все очень красиво, поют птицы, какие-то волны запахов непонятно откуда.

Принципиально важно, что в Китае национальная норма культуры - фотографироваться на фоне всего интересного. Так вот в нашем павильоне на втором этаже тяжело пройти, потому что китайские туристы фотографируются на каждом шагу. И при этом почти безупречная вежливость: если вы кого-то фотографируете и идет толпа, она встает вся, чтобы не пересекать линию вашей съемки. Если кто-то, не заметив, пересек, он будет извиняться или быстро убежит, потому что ему будет стыдно и неловко.

- Какое отношение все это имеет к реальному положению дел с инновациями в нашей стране? Я не понимаю. На сайте говорится о том, что такое ЭКСПО-2010: "Символ индустриализации и открытая площадка для демонстрации технических и технологических достижений". Вы их там увидели?

- Я дорасскажу, если вы не против.

ЭКСПО сегодня - это выставка, в которой надо показать образ страны. То, что вы цитируете из Википедии, по-моему, глупость. Если кто-то хочет изобразить в павильоне интеллектуальные достижения, он сильно ошибается: это другой жанр. ЭКСПО - всемирная выставка, но стран, а не достижений науки и техники. Это не ВДНХ. Большое счастье, что мы проиграли в конкурсе на организацию ЭКСПО-2010: у нас на ВДНХ, боюсь, было бы убожество: я просто помню, как правительство готовилось и как участвовало в этом соревновании. Мы и не могли выиграть, потому что вся подготовка к конкурсу была откровенно убогой и авральной, никто толком ни о чем всерьез не думал.

Победи мы - на ВДНХ сделали бы что-нибудь на два порядка хуже, чем сделали китайцы в Шанхае, и для продвижения образа России это было бы намного хуже, чем то, что получилось.

И, если вы обратили внимание, я принципиально не говорю о российской реальности: я говорю о совершенно ином - об эффективности нашей пропаганды в Шанхае. О подаче образа не инновации, модернизации и индустриализации, которая началась, кстати, в 20-х годах прошлого века, не о сколковском бреде Чубайса, который раздает несбыточные обещания, а о привлекательной подаче образа страны.

С ужасом ожидал увидеть в нашем павильоне портреты Путина и Медведева и понять, что это в стиле даже не Ирана, а Таджикистана, и я не просто их там не увидел: я увидел, что в павильоне России для них принципиально нет места, потому что у него совершенно другой формат.

Наш павильон - это высокоэффективная пропаганда.

А о реальности на выставке говорить не приходится: это просто другой жанр. Говорить, что экспозиция России на ЭКСПО-2010 не отражает реального положения дел в стране примерно так же разумно, как и сетовать на то, что сказки братьев Гримм не отражают трудностей перехода от феодального общества к капиталистическому в Западной Европе. Их можно рассматривать с этой точки зрения, но сказки, как и выставки, - это просто другой жанр.

Наш павильон - погружение в красивую сказку, в детство. И Россия показывает себя как страна, которая мечтает и которая думает о детях и с детьми.

Да, я знаю, что это неправда, но это мечта, которую можно и нужно делать правдой. Мечта - это первый шаг к правде, самый первый и на самом деле самый важный шаг.

И, когда вы уже выходите из павильона, прямо перед вашими глазами оказывается доска с краткой информацией о Внешэкономбанке - и становится понятно, что все это сделано им. Но воздействие павильона таково, что даже эта доска не особо бьет по нервам. Мне не важно, сколько они на этом спилили, если спилили: они сделали очень хорошую, очень важную работу.

И, покинув экспозицию в полностью разнеженном состоянии, человек попадает в святая святых - в сувенирную лавку, где его начинают тактично и культурно "разводить на бабки". Сначала продается хохлома по абсолютно чудовищным ценам! И, кстати, там я не смог удержаться и просто заржал. Это нужно умудриться: огромные экраны, на которых транслируется рекламный фильм. Рядом висят на стене четыре или шесть экранов, и на них на всех идет один и тот же рекламный фильм.

- Бьет по мозгам.

- Не бьет. Красивый фильм, со слоганами, с образами, только он на русском языке и без перевода. Там нет не то что китайского перевода или субтитров, там даже английских субтитров нет. Ребята, вы это зачем показываете? Кому? А за прилавками вас обслуживают очень вежливые люди. Студенты-китаисты, как я понимаю. Хороший китайский, очень приятные лица. Я ожидал обычного для совкового сервиса, который воцарился у нас в 2000-е годы, трамвайного хамства, но увидел только предельную доброжелательность и искреннее старание помочь. Это очень редко бывает в Москве в сфере услуг. Может быть, потому что китайский язык сложный, и наши люди, которые его изучают, уже проходят очень жесткий первичный отбор.

Помимо беспросветной хохломы там продаются товары и по вполне разумным ценам. Маечки с символикой, сувениры, и среди них - символ нашего павильона: Незнайка. Первый раз Незнайка появляется только там, в экспозиции и на наружной рекламе его нет. Думаю, просто не договорились с обладателями прав на него, а может, и забыли договориться.

Конечно, это невероятно смешно и правдиво, что символом инновации и модернизации в современной России является Незнайка. Но, с другой стороны, китайцы-то этого юмора не понимают. Они видят голый образ: веселый веснушчатый человечек, ярко одетый, с яркими волосами, предельно симпатичный, даже я себе этого пупса купил. Голубенького двухвостого сперматозоида, который является официальным символом ЭКСПО-2010 в целом, он бьет просто на раз.

- Но тот, голубенький символ - чужой?

- Чужой, его не жалко. А Незнайка - это наш, прекрасный человеческий образ, и все великолепно.

В России пошли разговоры, что китайцы-де знают, кто такой Незнайка. Да, действительно, у них были переведены книги Носова о Незнайке в виде комиксов, и Незнайку там зовут "маленький невежда", без всяких симпатий. У них при переводе ушел весь смысл, вся прелесть этой книжки.

Однако Китай большой, и для него одно издание этих комиксов - капля в море. Ни один из тех, с кем я разговаривал, не знает, что это такое, они у меня спрашивали - и приходилось им объяснять смысл и прелесть этой книги Носова.

Так что Ху Цзиньтао не удивлялся по поводу "маленького невежды": он тоже не знает, как "Незнайка" переводится. Он, по-моему, и на второй этаж не поднимался. А слухи вокруг этого, по-моему, - это уже наши внутренние разборки российского сообщества китаистов: люди думают, чтобы друг другу сделать приятное, - и придумывают в итоге.

В целом из павильона выходишь в состоянии очень приятном.

- А где инновации, технологии?

- В Караганде, где же еще? Ну не в Сколково же!

Переходим теперь к минусам: они есть.

Прежде всего - наши люксовые рестораны. Один снаружи, один внутри. Тот, который внутри, при мне еще работал: в нем установлены запредельные по китайским меркам цены. Да и по российским меркам цены такие, что я никогда бы не стал ничего есть за эти деньги. Китайцы, если туда и заходят, то в чисто ознакомительных целях. Такой филиал Рублевско-Куршевельского федерального округа, и даже в закрытом виде выглядит это весьма гнусно.

Дальше: милые студенты, которые там работают продавцами, просто не знают китайских законов. Мои китайские знакомые что-то решили купить и попросили чек. Им добросовестно и старательно искали бланк для чека. Нашли в конце концов: но одну печать поставили не ту, которую нужно, а другую печать поставили и вовсе неправильно. Это мило и весело, пока вы помогаете людям,а если с них кто-нибудь спросит отчетность по местным законам? Будет сразу в лучшем случае проблема. Хотя, думаю, китайцы будут избегать всяких скандалов, им это самим не нужно.

Но главная проблема павильона вами указана правильно: практически нет реальных достижений современности. И мы-то с вами понимаем, что их вообще нет.

- А фильтры? Не Петрик, надеюсь?

- А матом политическим в прямом эфире вас кто обучил ругаться? Фильтры Петрика, с моей точки зрения, всецело достижение товарища Грызлова. В области лоббизма, разумеется, а не в области фильтров. Пусть Петрик с Грызловым сами воду из этих фильтров пьют, вряд ли они тогда доживут до пенсии; пусть лучше эти двое деньгами забирают и исчезнут.

Но технологии передовые в России есть, пусть даже и с советских времен, и даже в очистке воды. Некоторые технологические наработки есть и в других сферах - тот же "холодный крекинг" нефти, когда вам не нужен нефтеперерабатывающий завод за несколько миллиардов долларов, а для производства бензина достаточно кузова "Газели". Министерство промышленности, скорее всего, подобные разработки отвергает напрочь, потому что они снижают издержки, а монополии в этом не заинтересованы: монополии ведь с издержек зарабатывают, и потому наши чиновники заинтересованы издержки не снижать, а наращивать.

Но в целом отсутствие конкретных достижений просто бросается в глаза. Есть космос. Есть атом, - и это все.

- Это еще советские достижения.

- Да, это очень старые достижения, но какие достижения были после уничтожения Советского Союза - яхта Абрамовича? Яйца Вексельберга? Слетевший с рельсов "Невский экспресс"?

В нашем павильоне стоят очень красивые стенды. Стекло блестит, огоньки мигают, в экранах лопочут. Но это объективная проблема - нечего пропагандировать. А если выдумывать, тогда можно нарваться, и люди, вероятно, решили просто не выдумывать.

А раз нечего пропагандировать, - нет и конкретной работы с бизнесом. Мы, например, знаем Всемирную выставку в Париже, для которой была сооружена Эйфелева башня. Но мало кто помнит, что ее поставили не для украшения, а для рекламирования конкретного технического изделия - лифтов фирмы ОТИС, которая существует и по сей день. Вот это была непосредственная связь с бизнесом! - а в нашем павильоне такой связи нет.

Несчастные Мальдивы - и те в качестве рекламы разложили на стойке туристические журналы толщиной сантиметров в пять, открытые на странице "Мальдивы". Если подойти и полистать, то выяснится, что там есть и другие страницы, посвященные не Мальдивам, это просто туристические журналы. Но даже в этих журналах есть телефоны, по которым при желании можно связаться с мальдивскими компаниями, а у нас этого не видно, мимо этого не проходишь.

Может, там и есть бизнес-центр, но его не очень заметно.

Вот в павильоне Ирана - очень красивом, кстати, есть вип - зона для переговоров, очень комфортно обставленная. У нас, может быть, такая бизнес-зона и есть, но ее не видно.

Это объяснимо, потому что у нас монополистическое хозяйство, коррупционное хозяйство, и лишние люди - тем более иностранные бизнесмены - в таком хозяйстве совершенно не нужны.

И, наконец, последний недостаток: многие дети, которых там показывают на экранчиках, выглядят просто пришибленными.

- Пришибленными? Кем?

- Вид у них напуганный. Видно, что это дети 90-х годов. Это дети, которые боялись. Которые недоедали, а может быть, и недоедают. Которые хорошо знают, что такое "пьяный мент", и что такое "безысходность". Которые мечтают не о счастье, а просто о нормальной жизни, которая для многих из них недостижима.Хотя китайцы этого не видят, но для рекламы это не очень годится.

А с другой стороны, у нас вся страна такая - не постановочные же кадры делать.

Павильон теперь будет работать достаточно долго: мы зацепились за Шанхай. И в павильоне создан образ сказки. Учитывая реальные сегодняшние достижения сегодняшней модернизационной, инноватизирующейся и бесконечно подымающейся с колен России, это лучший выход. Потому что никакую реальность показывать нельзя, а сказка - это тот жанр, который позволяет не лгать в лоб, не врать и при этом создать максимально позитивное представление о стране. Это удачный путь.

- Мы увидели в Шанхае, что мы вроде бы научились использовать пиар в своих целях?

- Нет, это еще не пиар, это просто дизайн павильона. Пиар - когда об этом дизайне заговорят везде, и пиаром и не пахнет.

На уровне пиара мы слышим только разборки внутри китаеведческого сообщества России - говорил ли Ху Цзиньтао про маленького невежду или нет. На самом деле не говорил, и эффективного пиара страны здесь нет. Пока можно говорить лишь о хорошем внутреннем дизайне неплохого по архитектурному решению павильона. О том, что конкуренцию Эстонии и Латвии мы проиграли по дизайну, но по отношению к большинству других мы ее выиграли вчистую.

- И это уже приятно. Расскажите о тех, кто показал достижения народного капиталистического хозяйства.

- Я был там четыре часа. За это время нельзя попасть даже в один-единственный павильон Китая. Поэтому самые интересные павильоны, в которые были максимальные очереди, пришлось обходить и идти туда, куда можно было зайти свободно.

Единственный павильон, кроме российского, в который я стоял в очереди - иранский. Его ключевые темы - история культуры и толерантность. Чего стоит огромный ковер, на котором выткана "Тайная вечеря"! В мире только три теологических государства, построенных на религии: Иран, Израиль и Саудовская Аравия. Вроде все. И вот одно из этих трех государств демонстрирует такую терпимость: это великолепная пропаганда и, весьма вероятно, выражение реальной ситуации в иранском обществе.У них там и первый иранский спутник стоит. Такой кубик - 40 см длина ребра, алюминиевый, антенны торчат во все стороны, я едва одну антенну на память не открутил, но потом устыдился и прикрутил обратно. Очень интересно, очень красиво. Великолепные голографические фотографии во всю стену, модели разных промышленных сооружений. Ковров очень много безумно дорогих.

- Не только мы дорого хохлому продаем.

- Для нас это ковры, а для иранцев - часть истории и часть души, я так понимаю.

Очень смешной павильон у Таджикистана. Там три макета электростанции, которую они собираются построить, портреты Рахмонова и огромное количество даров природы - сушеной травы. Поискал там коноплю и мак, пока не сообразил, что наркотики через них к нам в Россию в основном не собственные идут, а из Афганистана. Пусть они по-советски понимают это как достижения народного хозяйства, но тут они выставляют душицу, которая растет под каждым кустом, корень солодки обыкновенной.

Сразу возникает вопрос: зачем? что вы этим хотели сказать?

- Может, Китай приобретет? Там в ходу народная медицина, те же травы.

- Может быть. Но представителю России на это грустно смотреть.

Хорошо сделан павильон Северной Кореи, но безумно по-советски. Хочется быстрее его покинуть. Киргизский павильон вызывает шок полным отсутствием информативности. Непонятно, что это и зачем. Голубая пустота, в которой стоит юрта, которая изнутри светится теплым светом, бессмысленные рисунки по стенам.

В павильоне Бангладеш я узнал о качественно новом для себя явлении природы - бангладешской медицине. Она действительно производит лекарства, и эти лекарства там демонстрируются.

Мальдивы - курортный рай. Великолепный дизайн их павильона посвящен тому, как хорошо валяться на песке у берегов океана. У меня было желание растянуться там на полу и полежать. А пытаться попасть в павильоны ключевых стран было бессмысленно.

- Что сказали ваши китайские товарищи? Им же фактуру подавай.

- Они хорошо знают реальную ситуацию в России. Они оценили качество презентации. Люди вышли оттуда в абсолютно сказочном настроении, купили себе тоже Незнаек.

- А может, правильно, что мы сказку устроили? Нельзя китайцам реальные ноу-хау показывать. Любят китайцы воровать, уже СУ-33 свой сделали, у нас стащили.И на "ЭКСПО" тоже увидят что-нибудь стоящее,смотришь, переделают и выдадут за свое.

- Они не воровали СУ-33, мы им лицензию продали. Давайте не будем путать. При современном уровне китайского проникновения в Россию ни в каком павильоне никакой выставки ничего интересного для них с этой точки зрения не будет.

Не стоит выдумывать, будто содержательная пустота нашего павильона - это на самом деле борьба с интеллектуальным пиратством: вы же не из "поколения Е.ГЭ. Фурсенко".

Я сужу по людям, которые были в нашем павильоне: они фотографировались у каждого листика. Этого не было ни в одном из других виденных мною павильонов, и я считаю, что это предельно успешный проект. Не пиар - всего лишь дизайн и пропаганда, но очень качественная и успешная. Как локальный проект это чудесно.

А как представительство России в том виде, в котором она есть на самом деле, - дорогие друзья, выставка ЭКСПО не то место, где показывают страну в том виде, в котором она есть на самом деле. Это другой жанр. Давайте не путать документальный фильм и фильм "Кубанские казаки". Когда сняли "Кубанские казаки" о жизни, как думали создатели, тогдашней колхозной деревни, наибольшим успехом этот фильм пользовался как раз в деревнях, где его смотрели и просили еще, воспринимая как сказку о светлом будущем, как показ того, как они будут жить через пять-десять лет.

Документалистика и мечта - это разные жанры. И то, что выбрали жанр сказки, а не жанр ВДНХ, это, учитывая скудость фактического материала, абсолютно правильный выбор. Это близко к гениальности. Когда наша бюрократия не находит грязь, как свинка из поговорки, а создает сказку, - надо хвалить. В жизни нужно стараться быть объективным. Если что-то получается хорошо - это хорошо. Если нелюбимая мною правящая бюрократия иногда оказывается правой, она права.