Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Политика2 июля 2010 10:23

Сергей Багапш: «Слава богу, мы теперь снова нуждаемся в детских садах»

В этом году Абхазия переживает строительный бум. В плане несколько сотен объектов [видео]

О том, как республика справляется с огромным объемом работ, наши корреспонденты беседуют с президентом Сергеем Васильевичем Багапшем. - Сергей Васильевич, на что в первую очередь планируется израсходовать выделенные Россией деньги? - Это в основном строительство и ремонт коммуникационных сетей, водоводов, очистных сооружений, полная реконструкция главной нашей автотрассы со строительством участка объездной дороги в Гагре. Некоторую часть суммы предполагается использовать на ремонт жилого фонда, приобретение автобусов и т. д. Важное направление - медицинская сфера. Нам предстоит восстановить и оснастить современным оборудованием основные медицинские учреждения. В этом году нам предстоит освоить 3 миллиарда рублей. Для республики это громадные деньги. Для сравнения скажу, что в 2009 г. мы осваивали чуть больше миллиарда, и это потребовало полного напряжения сил. Но сейчас уже прошло полгода, а выделен пока лишь первый транш в 300 миллионов рублей.

Сергей Багапш

Сергей Багапш

- Отчего так медленно? - Согласование затянулось. Может, в этом и наша вина какая-то есть, но пора уже начинать интенсивно вести конкретные работы. В подготовленном нами комплексном Плане содействия социально-экономическому развитию мы постарались предусмотреть все самое главное. Во-первых, это курортная сфера (ведь основная масса отдыхающих у нас - из России). Во-вторых, как я уже сказал, - дороги. Без них говорить о каком-то развитии экономики бессмысленно. - Ну, уже пустили электричку из Адлера до Гагры, ходит даже поезд дальнего следования... - Пока в нем всего пара-другая вагонов, но сама железная дорога в плохом состоянии. А нам нужно, чтобы по ней ходили тяжелые грузовые составы. Чтобы через территорию Абхазии, через наши порты транзитом шли российские грузы: например, зерно, сжиженный газ. Должны также заработать контейнерные перевозки. Это очень большая комплексная работа. Наши специалисты и строители готовы. А время уходит на согласование смет, проектов. Надо бы тут ускориться, а то сроки жмут. - Говорят, не все в республике довольны, что крупные подряды достаются российским, а не местным компаниям... - Странный подход! Послушайте, если Россия платит деньги, помогает Абхазии, присылает сюда своих подрядчиков на работы, о которых мы просим, то спасибо надо говорить, а не мнимые обиды раздувать. Мы-то знаем наши компании - крыши домов они могут делать, ремонты отдельные... Но чтобы выполнять специфические работы - строить водоводы, очистные и канализационные сооружения или пробить туннель, - для этого нужны спецы, а здесь их нет. Но никто не мешает абхазским фирмам привозить и на эти объекты тех, кто будет лопатой работать, штукатурить, красить - пожалуйста. Ведь объем работ - гигантский. - Приведу пример. Мы зашли в Русский драматический театр в Сухуме, так его тоже ремонтируют россияне... - Там нужно было делать кровлю - она специфическая. Кроме того, сложное оборудование для сцены. Мы давно знакомы с этими российскими подрядчиками, они неплохо работали у нас по замене куполов в Ново-Афонском монастыре. - Купола сверкают - красота! - Ну вот! Проблема в другом - не хватает нужного количества строителей сегодня в Абхазии, к сожалению.

Гагру в этом году ждут большие перемены.

Гагру в этом году ждут большие перемены.

- А сухумский стадион, республиканская больница - видимо, и их будут реконструировать российские фирмы? - Там тоже специфика. На стадионе - дренаж поля, монтаж освещения. В больнице - установка сложного медоборудования. Поэтому привлекаем и россиян, и компании из других стран. Вот «Абхазводоканал» взял на субподряд немцев, которые делали очистные сооружения. - То есть де-факто западные предприниматели Абхазию признают? - Конечно. Если фирма из страны Евросоюза начинает работать в Абхазии, то это имеет и политическое значение. Для меня самое главное - качество. И второе - чтобы те деньги, которые получает республика, расходовались под жесточайшим контролем. - Поговорим про контроль. Как известно, в Южной Осетии недавно были выявлены серьезные недостатки в использовании средств. Структура, через которую шли денежные потоки, оказалась неэффективной. Дело получило скандальный оборот. Извините за прямой вопрос: в Абхазии такое может повториться? - Исключено, этого мы не допустим! Три года работаем с Россией, и ни одного замечания в наш адрес нет. Все движение денег идет под контролем российского Минрегионразвития - отчеты по форме, как положено. Если будет Счетная палата РФ контролировать - пожалуйста. Минфин - никаких вопросов нет. В этом плане мы очень аккуратно себя ведем. - Вы уже назначили человека, который будет отвечать за контроль от республики? - Да, это министр экономики Кристина Константиновна Озган. Она входит в состав совместной комиссии с Россией. - Какие объекты будут введены в строй уже в этом году? - Их немало, перечислю лишь некоторые. В основном это социалка: школа в Сухуме, интернат в Очамчырском районе. Это 5 - 6 детских садов - в столице, Гагре, Ткуарчале. Слава богу, мы теперь снова нуждаемся в детских садах. Заканчиваем строительство великолепного спортивного зала в Очамчыре, еще один спортзал ремонтируем в Гудауте. На свои деньги строим 16 искусственных полей для мини-футбола, с раздевалками, душевыми.

Купола Нового Афона уже сияют.

Купола Нового Афона уже сияют.

- А возрождать олимпийскую базу в Эшере собираетесь? - Да, есть такие планы. База знаменитая, на ней когда-то тренировались практически все советские олимпийские сборные. Не так давно приезжал мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков. Мы там побывали вместе, он посмотрел своими глазами, там 63 гектара. Это была зона линии фронта, там надо все убирать, что разрушено, и строить современную спортивную базу. Конечно, сейчас в Сочи строится огромный комплекс, поэтому российским федеральным властям тратиться на Абхазию в этом плане, наверное, нет необходимости. Но мэр Москвы готов взяться за нее. - А политический риск остается? Все-таки зона прифронтовая. - Я думаю, что серьезных рисков уже нет. Мы особо не боялись и до признания нас Россией, а тем более сейчас. Мы совместно с россиянами охраняем границу по Ингуру. Там находится военная база российская... - Кстати, ваши оппоненты из оппозиционных кругов утверждают, что эта часть охраняет саму себя, а не границу. И вообще, мол, абхазы проливали кровь за свою землю, а теперь пришли российские военные и вроде как будут зачищать не то Абхазию, не то геополитические интересы Москвы. Что можете сказать на это? - Скажу, что это чистой воды политические спекуляции. Наших пограничников там было менее 20 человек. Как они могли охранять участок границы с Грузией протяженностью 132 км?! Многие уже забыли, что мы каждые две недели отряжали на охрану границы сотрудников МВД, таможенников, резервистов. По действующему соглашению предусмотрена совместная охрана госграницы. Россияне выразили готовность брать на контрактную службу жителей республики, тем более что большинство из них - граждане РФ. - Кто-то уже пошел? - Думаю, скоро пойдут. Вопрос - в другом. Все хотят служить знаете где? На погранпереходах. И понятно почему. Так что не надо мне говорить, что, дескать, кто-то хотел бы охранять границу, а ему не дают... Мы, кстати, вписали в Большое соглашение между Россией и Абхазией положение о том, что Россия, охраняя нашу границу, должна помочь республике создать свои пограничные войска. - В последнее время стал также муссироваться вопрос о жилье для приезжающих россиян. Вот повалят сюда российские военные с семьями и расселятся в престижной прибрежной зоне... - Нет, им выделены места под строительство домов в Гудауте, в районе за трассой. В Сухуме городок пограничников будет на въезде в город. Там до моря еще как до Китая пешком... Вот вы говорите, оппозиция недовольна. Конечно, любой политик действует из соображений целесообразности. Но должно быть еще одно понятие - хотя бы немножко в политике - это человеческая совесть. Есть вещи, которые забывать нельзя. Я все время спрашиваю оппонентов: да кто нам мешает сегодня развивать свой язык, свою культуру, самобытность. Напротив, нам помогают это делать. Поэтому, если есть возможность работать - работайте.

Этим ребятам уже построили 16 искусственных полей для мини-футбола.

Этим ребятам уже построили 16 искусственных полей для мини-футбола.

- Ну и напоследок - о большой политике. Сергей Васильевич, есть ли какие-то подвижки в процессе международного признания Абхазии? - Не так давно меня здесь посетили два видных американских политолога и поделились своим мнением. Вывод ими был сделан четкий - вопрос с независимостью Абхазии решен окончательно, и пытаться снова загонять ее в Грузию бессмысленно. Признавать нас Америка, конечно, не станет, но налаживать контакты и, возможно, деловые отношения будет. Но если кто-то на Западе надеется повлиять на внешнеполитический курс Абхазии, изменить в ней политические настроения, оторвать от России, то эти надежды тщетны. - А какая стратегия на этот счет у Сухума? - Мы готовы вести диалог с любой страной, которая хочет говорить с нами. Но специально кого-то просить - знаете, мы такие хорошие, пушистые, признайте нас - не будем. Если нам удастся показать всем, что наша страна, несмотря на острые проблемы и откровенные болячки, движется по пути строительства открытого правового государства, что власти стараются улучшить жизнь своих граждан и создать комфортные условия для иностранцев, то тогда мир потихонечку поймет, что с Абхазией можно и нужно иметь нормальные отношения. МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА Президент компании Мособлспортстрой Сергей КУЛИКОВ

Президент компании Мособлспортстрой Сергей Куликов

Президент компании Мособлспортстрой Сергей Куликов

- Я несколько лет уже наблюдаю за процессом восстановления Абхазии. В этом году положительная динамика очевидна. Сразу радует глаз ремонт дорог и многочисленных фасадов. В сфере ЖКХ работают не одна-две бригады, а несколько тысяч человек. Заметно и восстановление строительной индустрии. Появление асфальтобетонного завода и растворобетонных узлов приведет к появлению местного оптового рынка стройматериалов. Больше не нужно ездить в Россию и переплачивать за доставку. А значит, можно смело начинать работу над масштабными обьектами. В республике еще очень мало строительной техники. И это как раз то узкое место, где нужна реальная поддержка российских компаний. Но, учитывая наши отношения, думаю, техника скоро появится и Абхазия сможет справиться с объемом запланированных работ. Ведь в отличие от России строительный сезон здесь длится круглый год!