Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Звезды27 июля 2010 11:46

Итоги пожара в Центре Грабаря: у столика Айседоры Дункан подмокли ножки

Судьба одного произведения искусства неизвестна

Итоги оказались не такими безнадежными и драматичными, как это казалось 15 июля, когда в середине рабочего дня запылал огонь на крыше знаменитых реставрационных мастерских.

Безвозвратно потеряны два музейных предмета. Не удалось спасти азербайджанский ковер второй половины XIX века из музея-усадьбы Федора Тютчева в Мураново. По иронии судьбы, его привезли в Москву как раз после пожара в усадьбе и практически полностью отреставрировали. Но, как говорится, от судьбы не уйдешь, и на этот раз ковер сгорел практически дотла. Из пяти квадратных метров сохранилось только два. Невозможно восстановить и фрагмент знамени петровского времени из Переславль-Залесского музея. От него сохранились небольшие куски, которые, увы, нельзя смонтировать. Сильно обгорели, но все-таки можно восстановить сени Царских врат из Спасо-Прилуцкого монастыря (страховая оценка – 300 тысяч долларов США). Требуют экстренной реставрации 58 предметов. Среди них мебель, книги, картины, графика. Большинство объектов пострадали от воды.

20 июля из Центра Грабаря был вывезен последний экспонат – «Конный портрет Александра I» работы Доу. Картина, оказавшаяся в момент пожара на третьем этаже здания, была засыпана пеплом. Сейчас картина находится в безопасности в музее-заповеднике «Московский Кремль». Из 1220 предметов, которые находились в Центре Грабаря на реставрации и экспертизе, недосчитались всего лишь одного - графического рисунка второй половины XIX века.

Два таких же рисунка, которые считались утерянными, были найдены вчера, что вселяет надежду, что найдется и единственная утерянная гравюра. Даже легенда о потере бесценного гарнитура Айседоры Дункан, к счастью, не подтвердилась. Потому что самого гарнитура, как такового, не существует. Пострадал лишь столик, который когда-то, возможно, принадлежал великой танцовщице, - у него всего лишь подмочены ножки.

Но если с объектами культурного наследия обстоит все относительно благополучно, то под вопросом остается судьба самого здания Центра. Будет ли он восстановлен, сможет ли продолжить свою работу в ближайшие сроки? Скорее всего, нет.

«Тот Центр Грабаря, который был до пожара, существовать больше не будет. В нем что-то должно измениться, - довольно категорично заявил заместитель министра культуры Павел Хорошилов.- Когда музеи и частные коллекционеры доверяют вам свои ценности, и так уже пострадавшие от времени, а вы вместо того, чтобы помочь им, удваиваете эти проблемы, по-моему, это неправильно, и за такое отношение нужно нести ответственность».