Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-6°
Boom metrics
Общество17 сентября 2010 9:44

Общественная палата уперлась в Химкинский лес

Первые слушания в Общественной палате по Химкинскому лесу закончились обещанием продолжить обсуждение на следующих

Сегодня в Общественной палате прошли первые слушания по Химкинскому лесу и строительству трассы Москва-Санкт-Петербург.

Напомним, поручение «общественникам» дал президент России Дмитрий Медведев, который сказал, что дальнейшая судьба проекта будет определяться по результатам слушаний. Более двадцати выступавших, два часа дискуссии в режиме жесткого соблюдения регламента (Михаилу Блинкину, научному руководителю НИИ транспорта и дорожного хозяйства даже отказались дать 2 дополнительные минуты, чтобы он смог закончить свою речь) и в итоге решение - продолжить изучение проблемы.

«КП» выбрала, на наш взгляд самые содержательные моменты из самых интересных выступлений участников. Конечно, с некоторыми сокращениями.

Евгения Чирикова, член инициативной группы по защите Химкинского леса:

- Выбранный вариант трассы не решает транспортной проблемы, траектория ее не оптимальна, она упирается в Т-образный перекресток трассы. Трасса проектировалась с нарушениями федерального законодательства, действовавшего на тот момент, которые запрещали любую деятельность в лесопарках. У нас есть официальное мнение Департамента природопользования Москвы, который ответил нам в 2006 году и сообщил, что они были категорически против прокладки трассы по Химкинскому лесу, потому что это приведет к его полной деградации в первые годы эксплуатации трассы, и лес будет уничтожен полностью. Почему же так настаивают сейчас на проведении маршрута через Химкинский лесопарк. В официальной презентации проекта ФГУ «Дороги России» на сайте Минтранса написано, что с инвестором будут расплачиваться придорожной территорией. И по законам РФ она может составлять от 75 до 150 метров.

Владислав Гриб, член Общественной палаты:

- Для меня это тоже важная и даже личная проблема. Мне сегодня сосед даже обещал морду набить - живу я в том поселке, где будут два дома сноситься. Мы встречались как со сторонниками, так и с противниками строительства дороги. Вы знаете, что было решение Верховного суда, и только благодаря главе государства мы проводим эти слушания и рассматриваем все варианты. Я живу на Ленинградке. Вернее, уже не дома, а в машине. Знаете, у нас сейчас половина населения живет в машинах. Уже есть и памперсы для автолюбителей. И хочется и жить в благоприятной экологической обстановке и быстро добираться до центра города. Нам нужно рассмотреть все варианты и найти баланс. Нам надо проводить серьезную экспертную оценку.

Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства:

- На всех уровнях декларируется идея, что эта дорога - концессия, государственно-частное партнерство, иностранные инвестиции, и потому задержка в строительстве приведет к потере инвестиций. Сообщаю всем, кому интересно: в этом проекте примерно 45% составляют средства Инвестфонда Российской Федерации, то есть бюджета. Еще 50% с чем-то - кредитные средства от госбанков: Сбербанка и ВТБ. Иностранные инвестиции сводятся к техническому консультированию. Фактически это государственный проект, но по оригинальной схеме. Второе, идея вести все дороги звездочкой через Москву в стратегическом отношении является неправильной. Начиная с 80-х годов, наоборот, планы развития сети европейской части предпочтение отдавали тому, чтобы поток с Балтики заводить в сторону, где-то в районе Тверской области в сторону Ярославля. Третье недоумение - жуткий дисбаланс между городским и федеральным транспортным планированием. Москва сделала великолепный проект «Большая Ленинградка», но эта трасса упирается в тот участок, о котором все говорят. Теперь Федерация реализует грандиозный проект, который приходит к Бусиновской развязке. И фактически одна дорога у нас кончается в никуда, а теперь еще планируемая тоже так же. Поразительная нестыковка.

Вячеслав Глазычев, руководитель Института продвижения инноваций Общественной палаты РФ:

- Бросается в глаза неравная представленность вариантов. Один проработан очень тщательно, другие даны в чрезвычайно эскизных формах. Если говорить о собственном восприятии, как специалисту в области территориального планирования, совершенно очевидно, что тщательнее должен быть проработан вариант расширения Ленинградского шоссе с левой стороны, где речь идет о сносе определенного числа торговых центров, в общем отработавших свой конструктивный срок для легковозводимых конструкций. Вопрос торга, вопрос сложный, но вполне реализуемый. Цена вопроса всерьез не представлена, ее надо рассмотреть. Вариант с прокладкой вдоль железной дороги сложнее, там больше проектных работ, однако и его необходимо представить в достаточно внятном расчетном виде. И сейчас абсолютно необходимо не принять какой-бы то ни было вариант. Потому что это не решается голосованием. Это вопрос взвешивания факторов. Следовательно, независимая экспертиза решений, которая может оттянуть вопрос ну на два, на три месяца, на самом деле, не более, является абсолютно необходимой. Причем, не только экологическая экспертиза, а комплексная, включающая социально-экономические факторы.

Анатолий Кучерена, член Общественной палаты РФ:

- Без специалистов мы тут не разберемся. Когда одни экологи мне говорят, что все правильно, а другие, что все неправильно - как мне разобраться в этом? Мы с вами решения сегодня точно никакого принять не сможем.

Игорь Левитин, министр транспорта РФ:

- Вся процедура выбора трассы осуществлена в полном соответствии с действующим законодательством: федеральным, Москвы, Московской области и муниципалитета. Мы получили все необходимые документы, все необходимые заключения экспертов. Хочу сказать, что больше никаких других документов по нашему законодательству нет. Мы больше ничего не должны были получать... Общественные слушания прошли в Химкинском районе Московской области. Как положено по закону. Если будет принят другой норматив, и нам будет поручено, что обходы городов Воронеж, Краснодар, Челябинск и других городов надо обсуждать в Москве, мы будем обсуждать в Москве. Но законодатель установил, что эти вопросы слушаются в местах проживания жителей. Проект сделан в полном соответствии с российским законодательством, в полном. Предусмотрен перечень экологических мероприятий плюс Министерство природных нам сделало дополнительное предложение по высадке деревьев в Молжаниново. Мы готовы это сделать, и мы будем докладывать председателю правительства... Мы говорим на языке закона. Мы не можем говорить на языке эмоций, понятий, фантазий и так далее... Да, может быть что-то надо изменить в законодательстве, в законе о лесе, предоставлении экологических экспертиз. Но этот проект сделан на основании законодательства РФ.