Экономика

Как в "Транснефти" 120 миллиардов рублей украли

Известный блогер и миноритарный акционер многих российских компаний Алексей Навальный разразился новой громкой сенсацией

Во время строительства нефтопровода «Восточная Сибирь-Тихий Океан» (ВСТО) компанией «Транснефть» (крупнейший оператор нефтепроводов), было похищено, по 120 млрд.рублей или примерно 4 млрд. долларов, пишет Алексей Навальный в своем блоге.

Размах впечатляет еще больше, если вспомнить, сколько планируется потратить на весь проект. По оценкам Счетной палаты, нефтепровод выльется в колоссальную сумму — около 500 млрд. рублей. То есть «распиленными» оказались, если верить Навальному, примерно четверть всех средств. Впечатляет. Но начнем с начала.

Зуб на «Транснефть» Алексей Навальный точит давно, будучи миноритарным акционером компании. При этом ни особых дивидендов, ни информации о деятельности монополиста блогер не может добиться, так как имеет только привилегированные акции, а 100% обыкновеных акций принадлежит государству.

Именно поэтому «Транснефть» не считает нужным пояснять своему «маленькому» собственнику, куда деньги направляет. Немалые, между прочим, - миллиарды рублей в год на благотворительность, информация о которой полностью закрыта. Наконец, Навальному удалось получить большую пачку компромата на «Транснефть».

«Это очень важный для меня пост, - пишет Навальный. - Над этим делом я с коллегами работаю уже много месяцев. Я буду очень благодарен всем, кто прочитает и поможет. Но прежде, чем вы начнете читать - загляните в свой бумажник. Может вы и не заметили, но из него пропало примерно 1 100 рублей.

Не так много, для каждого из нас, но эту сумму украли у каждого совершеннолетнего жителя России. Всего, по нашей оценке, по ходу этой истории было украдено не менее $ 4 млрд. долларов».

Расчеты базируются на результатах проверки строительства ВСТО, которую в течение 2008-го года проводила Счетная палата. Как считает блогер, проверка была проведена в целях получения компромата на бывшего главу компании "Транснефть" Семена Вайнштока, на пору которого пришлись, по выражению Навального, самые золотые годы строительства ВСТО. В 2007 году его сменил Николай Токарев. Насколько смена руководства связана с нарушениями, история умалчивает, но, видимо, все произошло не на ровном месте, раз новый глава компании попросил Счетную палату провести проверку.

И вот документы по ней попали в руки известного блогера, который схватился за голову. Распил, по его словам, шел на всех уровнях: завышались сметы на любые работы, создавались прослойки из подрядчиков-посредников.

В подтверждение своих слов Навальный приводит и документы Счетной палаты. Данные действительно потрясают, хотя ничего нового блогер вчера не открыл. О результатах проверки стало известно еще в начале прошлого года. Но почему-то, несмотря на публикации в СМИ и доклад главы СП Сергея Степашина в Госдуме, особое внимание общественности на тот момент это событие не привлекло. Интересно, но уже тогда аудиторы Счетной палаты поведали о подрядчиках, зарегистрированных в офшорах, через которые выводились средства. С самым крупным подрядчиком «Транснефть» судится уже который год в надежде вернуть 30 млрд, рублей. Пока без особого успеха.

- Когда в компанию пришло новое руководство, - рассказывает «КП» пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин, - то выяснилось, что задолженность перед подрядчиками превышает все разумные пределы. Стройка была остановлена и затянулась на год. Поэтому компания вынуждена была обратиться в Счетную палату, что помешало вывести еще больше средств.

По словам представителя «Транснефти», суды продолжаются до сих пор. Правда, он не смог привести суммы, которые удалось отсудить у недобросовестных подрядчиков, сославшись (что странно) на отсутствие статистики. Что касается разоблачений Навального, то их пресс-секретарь «Транснефти» комментировать отказался со словами, что «записи в блогах юридической силы не имеют и комментировать их то же самое, что обсуждать надписи на заборе».

Как бы то ни было, но лишнее напоминание о хищениях во время строительства ВСТО — дело полезное. Оно уже давно обрасло массой скандалов, его бюджет вырос за годы строительства почти втрое. А Семен Вайншток, при котором, мягко говоря, были допущены такие хищения, замечательно развернул бизнес в Израиле, где и проживает, по одним сведениям. По другим, сейчас увлеклся скупкой недвижимости в Лондоне, где и поселился.

СПРАВКА "КП" Восточный нефтепровод (трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан», ВСТО) - стройка века, своего рода современный БАМ. Нефтепровод должен соединить месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино в заливе Находка и Приморским нефтеперерабатывающим заводом под Находкой. Это позволит России выйти на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Планируемая общая протяжённость трубопровода — 4188 км. Оператор нефтепровода — государственная компания «Транснефть». Идея родилась еще в 70-ые годы прошлого века, но в проект оформилась в 2003 году.

«Транснефть» - российская транспортная монополия, оператор магистральных нефтепроводов России. Полное наименование — Открытое акционерное общество "Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть». В виде ОАО зарегистрировано Московской регистрационной палатой 26 августа 1993 года, является правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти (Главтранснефть) Миннефтепрома СССР.

«Транснефти» принадлежит около 47,50 тыс. км магистральных нефтепроводов, 386 нефтеперекачивающих станций, компания транспортирует 93 % добываемой в России нефти. 100 % обыкновенных акций (78,1 % капитала) «Транснефти» принадлежат государству. В свободном обращении находятся привилегированные акции. Тарифы на услуги по перекачке, перевалке и наливу нефти «Транснефти» как естественной монополии устанавливаются Федеральной службой по тарифам (ФСТ России).