Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды19 ноября 2010 22:00

Роман Трахтенберг: "Я образованный, интеллигентный, порядочный, ну, конечно я толстый, но я еще и обеспеченный к тому же. И что, какой – то стройный дебил лучше меня?"

Последнее интервью шоу-мена о больших людях, наркотиках, "Машине времени" и женщинах

Год назад от нас ушел Роман Трахтенберг, человек, которого знали и любили сотни тысяч, если не миллионы людей. Мы с Ромой были знакомы довольно давно, но по-настоящему сблизились летом прошлого года, когда стали писать в соавторстве роман под рабочим названием «Семь сорок». Общаясь с ним практически ежедневно с июня по ноябрь 2009 года, я выяснил, что он не только блестящий шоумен, но и очень интересный, образованный и порядочный человек. Как это уживалось с его имиджем, не знаю, но вспоминаю слова Владимира Высоцкого о том, что его часто спрашивали, не воевал ли он, не сидел ли, не шоферил ли? На это Владимир Семенович отвечал, что для артиста главное – это войти в образ другого человека. Роману это удавалось блестяще. Он вел свои фирменные шоу, писал книги, защитил кандидатскую диссертацию, ежедневно занимался изучением французского языка. А еще готовил докторскую, снимался в кино, писал сценарии, записывал аудиокниги и песни, вел самое рейтинговое вечернее радиошоу в стране... В конце концов, он поразил своих поклонников тем, что сумел сбросить 30% собственного веса, и прийти в идеальную форму.

После его смерти я собирался рассказать о том, каким я знал своего друга. Но потом подумал о том, что о Романе Трахтенберге, его отношении к большим и маленьким людям, к жизни и творчеству, лучше всего рассказал бы он сам. Случилось так, что еще в начале 2008 года, когда я начал работать над очередной книгой, мы разговаривали с ним в течение нескольких часов. И расшифрованный текст беседы ждал почти три года. Конечно же, я не думал, что это интервью окажется последним. Свои вопросы я опускаю, предоставляя читателю максимальную возможность пообщаться с живым Романом Львовичем Трахтенбергом лично:

ПОЧЕМУ ЛЮДИ СТАНОВЯТСЯ БОЛЬШИМИ?

Вот ты, Алексей, говоришь: «большие люди», а мне на ум сразу приходит история с лилипутами, которые все время обижаются, что их зовут карликами. Они говорят, что не лилипуты они, а маленькие люди. Твой термин, понятное дело политкорректный, прямо как в Америке, где негра нельзя называть негром, а только афроамериканцем. У них ходит шутка, что и слово «женщина» может кого – то оскорбить, поэтому предлагается название «вагинополоворганный американец женского происхождения». Отчего появляются «большие»? Из – за недостатка денег, из – за недостатка культуры, из – за лени и нежелания следить за своим здоровьем и внешностью. Есть такие люди, которые снимают при входе ботинки, но после их ухода нужно целый день проветривать квартиру. И объяснять таким гостям, что нужно мыть ноги, стирать носки как – то неудобно. Вот так же и объяснять толстым гражданам, что нужно похудеть – тоже неудобно. Для некоторых, обычных по сложению людей, толстые мужчины и женщины сродни инвалидам. Ведь не всегда внешность однорукого, одноногого, слепого калеки ласкает взор. Даже самому иногда хочется отвести глаза в сторону и куда – нибудь деться. И ты еще подсознательно чувствуешь вину перед ними.

На Востоке большие люди – символ духовности. В Китае на меня показывали пальцем, я думал – из – за рыжих волос, а выяснилось, что всех привлекал мой животик. Да что тебе рассказывать, ты сам ведь во Вьетнаме фурор произвел своими размерами. Но дело тут не только в том, что есть определенные религиозные постулаты. Люди в тех странах худые отнюдь не потому, что они правильно питаются. У них просто нет денег, чтобы каждый день наедаться вволю. Ну и представь себе, человек, который ест в день миску риса, вдруг видит тебя. Тебя, большого, даже огромного. Он понимает, что все это неспроста, что ты можешь, в отличие от простых людей, есть все, что захочешь. И это в его глазах автоматически переводит тебя в разряд небожителей. Тебе трудно ходить, но в глазах большинства азиатов ты – воплощение лучшей жизни, которой они себе не могут позволить. Ты правильно говоришь, что нашим, русским, такой менталитет не свойственен. Толстых у нас недолюбливают. Если ты богат и толст, то тебе злобно завидуют, если ты толст и беден, то тебя жалеют.

ЗАЧЕМ ХУДЕЛ РОМАН ТРАХТЕНБЕРГ?

Ты знаешь, что я человек циничный и слабовнушаемый, к тому же особых проблем и комплексов, связанных с весом, у меня не было. Правда, до одного момента: когда я не смог сам себе завязать ботинки. А другое неудобство было уже связано с творчеством: я выходил на сцену, и в свете софитов уже минуты через три с меня начинал лить пот, разъедая глаза и создавая некомфортную «мокрость». А я ведь в очках, и когда их снимаю, держу в одной руке, а другой тру глаза, то выгляжу идиотом. Если пот капает с кончика носа, то для артиста это не хорошо. Я приходил в гримерку, снимал носки, трусы, рубашку, складывал все это насквозь мокрое в пакет, затем одевал сухое, чтобы не простудиться, и отправлялся домой. Эти неудобства, а не какие – то абстрактные комплексы, заставили меня всерьез думать о похудении.

Трахтенберг до похудения и после

Трахтенберг до похудения и после

Если ты ешь вечером и ночью, то ты однозначно будешь толстеть. Я же сейчас ложусь около четырех утра, просыпаюсь в десять, и чувствую себя прекрасно, несмотря на то, что с шести вечера ничего не ел. Сейчас я не придерживаюсь каких – либо диет, и за год не набрал ни одного килограмма. Говорят, чтобы держать вес, нельзя пить. Я же пью, даже вечером, иногда что – то съем, кусочек колбаски, например, но не питаюсь в полном смысле этого слова.

В общем, я здорово похудел. Сначала на меня все смотрели с недоверием: а не растеряю ли я свой имидж, потом постепенно привыкли. Но самое главное, что к своему новому телу привык я сам. Я понял, что так лучше. Человек не ходит, а просто летает. Он все успевает. И еще одно важное замечание: эта штука все – таки нормализовала у меня в башке поток мыслей. Я понял, что все сделать сам я не успею. Поэтому перестал ездить в машине за рулем. Все это – глупости. Ты сам за рулем, едешь к месту встречи, но припарковаться не можешь. Естественно, опаздываешь. Выходишь, и видишь, что твою машину куда – то отвезли – новый геморрой. А водитель высадил тебя, и уехал, чтобы забрать, когда встреча закончится. И машину никуда не увезут, и не угонят, поскольку он не имеет права покидать ее, да и паркуется в правильном месте. Так что в данном случае не нарушается закон, даже такой примитивный, как правила дорожного движения. И водитель, особенно, такой как мой Леша – это член семьи и незаменимый человек. Вот мы с тобой сидим, беседуем, а у него весь день расписан. Он поехал, получил гонорар за мое выступление, затем мы с ним отправились куда – то. Если нужно захватить с собой, скажем книги, то их несу не я, а он. Он даже проверяет, все ли я взял с собой. Сигареты, диски с фонограммами, телефон. Вместо этого я занимаюсь другими делами. В машине я разговариваю по телефону, читаю, смотрю DVD, поскольку в другое время я этого делать не успеваю, А человек в это время работает. Он следит, чтобы у меня все было правильно организовано и чтобы все было в порядке. Он приезжает и будит меня утром. Конечно, он получает не самые маленькие деньги, но для меня это возвращается сторицей, поскольку я получаю главное: время и свободные от бытовых забот мозги.

Клянусь, что я, похудев, за руль своего нового «Лексуса» не сел ни разу. Во – первых, я и купил удлиненный 460 – й, чтобы ездить с водителем, а во – вторых… Нет времени на это. Мы с Лешей приехали в салон, выбрали машину, я кинул ему ключи и сказал: садись за руль. А сам забрался на заднее сиденье. Он как – то спрашивает меня: «Рома, а ты не хочешь сам порулить? Твоя машина все – таки…» «Нет, отвечаю, не дождешься! Не царское это дело». Я даже не знаю толком, как там что включается. Каждый должен заниматься тем, что у него получается лучше всего. А я ездил плохо, ездил от безысходности. И именно похудение привело меня к тому, что нужно заниматься своим делом как можно больше, освобождая для него время и энергию.

ПРО ГУРУ, СТАЛКЕРОВ, ЛЕСБИЯНОК И КОКАИН

Людям свойственно верить в то, что придет какой – нибудь дядя и все за них сделает. Никогда! Сделать все придется самому. Но нужен проводник, сталкер. Будь ты трижды гениальным певцом, тебе нужен продюсер. Тут, правда, два пути. К примеру, является продюсер и говорит: «Так, кого у нас еще нет на сцене? Лесбиянок? Обалденно! Надо их выдумать. Кто тут у нас есть? Значит, ты, девочка, и вот ты – будете лесбиянками. На возражения, типа «мы не такие», продюсер отвечает: «Будете лесбиянками, это хорошо продается». И он раскручивает все это, поскольку знает, как это раскрутить. И все в шоколаде, все заработали денег. Но есть и другая сторона: имеется какой – нибудь гениальный певец, гениальный артист, все слушают его песни, а денег у него нет. Возьми Чижа, к примеру. Замечательный парень. Как красиво начал, да и до сих пор многим нравятся его песни. И все знают, кто это такой. А денег как не было, так и нет. Потому что рядом нет такого человека, который раскручивал бы его. А сам он не умеет. Но ничего стыдного в том, чтобы сказать: «Я этим не умею заниматься» нет.

Предмет надо знать. Вот мы с тобой – «гуру», которые этим знанием обладают. Знаешь, когда я учился в университете, пришел человек, и сказал: «Так, ребята, пойдемте курить». Мы говорим, что траву не курим. Он же нам: «Я все знаю. Я – ваш гуру. Все, что растет, можно употреблять в ограниченных количествах, химию же ни при каких обстоятельствах». Как – то мы пришли на одну пьянку, и нам предложили героин. Мы говорим: «Как не стыдно, колоться, только идиоты это делают» (нам было лет по восемнадцать). Мы, двое, отказались и от кокаина. А третий сказал: «Да». Хоронили его, когда ему исполнилось двадцать пять лет. И мы ничего не могли сделать. Когда он умирал, он даже стонать не мог, так ему было больно. Химию – нельзя, никогда и ни в каких видах. Так вот, если есть такой гуру, который скажет: «Вот это ешь, а вот это – не ешь», а ты ему поверишь, то будет толк. А если все делать безудержно: если пить, то напиваться, если есть, то обожраться, как римские патриции, чтобы потом пощекотать перышком в горлышке, проблеваться и снова жрать… Я никогда не был гурманом, нравились мне какие – то блюда, но не до такой степени, чтобы квартиру отдать за фуа – гра или трюфели какие – то. Попробовал я этих трюфелей, недавно, кстати. Необычно, но не более. Платить такие деньги? Зачем? И прекрасно без них живу. У меня есть деньги, чтобы купить себе килограмм - другой этих грибов по 6 тысяч евро, ну и что? Мне лень будет строгать их себе в рис. Пропадут ведь. Мне говорят: «А ты знаешь, сколько это стоит?» Я откажусь от кокаина, который иногда предлагают, и все удивляются, что мне это не нужно. Удивляются более всего, когда отказываешься от наркотика, который тебе дают «даром». Но в этой жизни за каждый такой «подарок» приходится платить…

Быть гуру – это сложно, особенно когда что – то не получается. У нас в шоу – бизнесе законы жестокие: оступившегося обязательно столкнут. И про него все начинают говорить гадости. А если у кого – то что – то удается, даже совершенно случайно, все его начинают восхвалять до небес. А почему у него дальше не получается? Что, нет у нас своих Макларенов, продюсеров, способных «раскрутить» сначала «Секс пистолз» и сделать группу легендой, потом Бой Джорджа? Это люди незабываемые. А где незабываемые у нас? Группа «Фабрика»? Забудут ее, конечно, полгода не покажут по ТВ, и все…

Наши «незабываемые» появлялись и становились легендами сами по себе. «Машина времени», «Воскресенье» - это не творения Ованеса Мелик – Пашаева, они были до него, и будут после.

Мне абсолютно все равно, кто писал песни «Машины времени». Они замечательные, романтичные. И в принципе большинству наплевать, как они появлялись на свет. Главное – основная идея, главный человек – это тот, кто ее принес. А творческий процесс в группе… Это примерно так: приходит человек и говорит, что надо сделать автомобиль. Все посидят, почешут яйца, а он говорит: «Вот я придумал, что будет рама, четыре колеса, мотор и руль.» Тут кто – то говорит, что руль нужно сделать круглым, а не квадратным, другой – что колеса должны тоже быть круглыми, а не треугольными, но все равно лидером, главным человеком, стержнем, двигателем, если хочешь, будет тот, кто придумал и принес идею автомобиля.

Вот ты как журналист и как писатель прекрасно знаешь, как трудно иногда бывает начать писать. Сидишь перед пустым экраном компьютера и пялишься в него… И не всегда это заканчивается тем, что ты ставишь первую буковку. Выключаешь компьютер и идешь спать. А бывает, что ты курнул, сел за стол, и пишешь двадцать четыре часа подряд, и понеслось… Потом, правда, бывает, что прочитаешь и подумаешь: «Вот ужас какой, лучше бы вообще не садился писать». А бывает и наоборот. Творчество…

Я считаю, что расставание «Машины времени» с Петей Подгородецким было предопределено изначально. И совсем не его дурным характером или сверхъестественными способностями. Просто когда он принес идею песни «Поворот», возникла неразрешимая коллизия. Как так? Основу пятисот песен «Машины» придумал Макаревич, а вот самая известная, самая раскрученная, ставшая визитной карточкой группы оказалась не его. И это являлось «покушением» на авторитет «гуру», а лидеры таких вещей не терпят…

О ЖЕНЩИНАХ И ПРЕИМУЩЕСТВАХ ВОЛОСЯНОГО ПОКРОВА

Вот ты, Леша, правильно говоришь о том, что большим людям нужно подстраивать жизнь под себя. Я называю это – превратить свои недостатки в свои достоинства. Знаешь, я начал выступать на сцене и, к печали своей обнаружил, что я никакой там ни Рикки Мартин и даже не Энрике Иглесиас, не говоря уж о Хулио. Я толстый, к тому же у меня волосатая спина, волосатая грудь, даже руки и те волосатые. Тогда я одел жилетку на голое тело и сказал: «Да, я толстый, но у меня обильный волосяной покров. Вот ты, к примеру, можешь гордиться тем, что у тебя волосатые плечи? Нет! А я могу! У меня все волосатое, поэтому я уникален и я лучше! Что, у тебя мышцы накачанные? Мышцы можно накачать, а волосы – нет! К тому же, в отличие, от культуристов, я читаю книги, я хожу в театр, и вообще я – эталон мужчины XXI века! Я настоящий, а не сказочный персонаж. Я образованный, интеллигентный, порядочный, ну, конечно я толстый, но я еще и обеспеченный к тому же. И что, какой – то стройный дебил лучше меня? Не смешите, не надо!» Такой монолог я мог бы произнести перед кем угодно, и практически все в нем было бы правдой. Я строил жизнь под себя, несмотря на некоторые физические изъяны.

Есть такая девочка, Нелли Уварова, так она страшна как смерть. Попытались из нее сделать красавицу – не получилось. И сколько мне не рассказывай, что она красивая, я в это не поверю. Инна Чурикова, Барбара Стрейзанд, Лайза Минелли – по большому счету страшны, но это женщины моей мечты, это женщины, с которыми было бы не стыдно выйти куда угодно. Во время учебы в университете, у нас была девочка по кличке Попугай. Нос у нее был громаден, да еще имел специфическую форму. Но она была самой эффектной бабой на курсе. Она, приехавшая непонятно откуда, ходила в дорогущих шубах, которые ей дарили поклонники. Она сумела сначала себе, а потом всем объяснить, показать, что она прекрасна.

Посмотри на мою собаку. Она ведь замечательная, ласковая, доброжелательная, многим нравится. А по сути, она уродлива: крысиный хвост, уши как у тушканчика, спина какая – то сгорбленная, но при этом она уверена, что она самая красивая. И она права. И мы тоже в этом уверены. Доказать себе и всем остальным, что ты, лучший, сделать так, чтобы люди в это верили, избавиться от комплексов – вот эту задачу мне пришлось решать, и я ее решил.

Роман Трахтенберг: "Я образованный, интеллигентный, порядочный, ну, конечно я толстый, но я еще и обеспеченный к тому же. И что, какой – то стройный дебил лучше меня?"

Роман Трахтенберг: "Я образованный, интеллигентный, порядочный, ну, конечно я толстый, но я еще и обеспеченный к тому же. И что, какой – то стройный дебил лучше меня?"

НИКАКИХ "ТАБЛЕТОК ДЛЯ ПОХУДЕНИЯ" ТРАХТЕНБЕРГ НЕ ПРИНИМАЛ

Напомню читателям, что мы говорили с Романом Трахтенбергом в январе 2008 года, то есть через год, после того, как он похудел. Конечно, многих волнует вопрос: а не стало ли стремительное похудение причиной трагической и неожиданной смерти Трахтенберга? Ведь некоторые не очень информированные и уж точно некомпетентные издания писали о страшных «диетах», о каких-то «таблетках», которые будто бы принимал Роман.

Все это очевидная глупость и попытка притащить, что называется «за уши» какую-нибудь скандальную версию. Процесс активного похудения под наблюдением Маргариты Королевой проходил в конце 2006 года. Напомню, что Королева – профессиональный врач, и в ее клинике люди лечатся в полном смысле этого слова. И для нее главный принцип – не навредить организму пациента.

Как человек, в последние полгода жизни практически ежедневно общавшийся с Романом Трахтенбергом, могу заявить: никаких «таблеток для похудения» Роман не пил. Более того, он даже не знал об их существовании. Он изменил систему своего питания, но, к сожалению, не смог изменить образа жизни.

Что привело моего друга и соавтора к печальному и неожиданному концу? Я приведу только факты, а уж вам, уважаемые читатели, делать выводы. Первое, что отнюдь не способствовало продлению жизни – это абсолютное равнодушие Романа к спорту. Ни о каких занятиях физкультурой речи у него не было. Да, он был достаточно хорошо развит от природы, и отработал все номера своих шоу, доведя их до автоматизма. Но некоторые из них давались ему с трудом.

Здоровье у человека, игнорирующего физические нагрузки в любом виде, как правило, не очень сильное. Он, правда, может дожить до глубокой старости, если при этом соблюдает режим дня, труда и отдыха, правильно и вовремя питается, не злоупотребляет вредными привычками. Но все вышесказанное к Роману, к большому моему сожалению, не относилось. Ложиться спать в четыре утра, а вставать в десять – это, как минимум лишать себя двух часов сна. А Роман делал это в течение многих лет…

Интенсивность работы у него была бешеная. А если прибавить к этому то, что он время от времени употреблял тяжелый алкоголь то становится понятно: организм его в один момент просто «сорвался». И если бы люди, оказавшиеся с ним рядом, и давшие ему таблетку, знали о его аллергии на анальгин, если бы сразу приехала кардиологическая реанимация, а не обычная скорая… Но история, как ни банально, не терпит сослагательного наклонения. И Роман ушел от нас навсегда. Но оставил очень много: свои шутки и анекдоты, книги и фильмы, записи телевизионных и радиоэфиров, в конце концов, наш будущий бестселлер и прочитанное вами интервью. И еще пример недюжинной воли и упорства в борьбе собой и собственным весом. В борьбе, которую он, несмотря ни на что, все же выиграл…

Полностью последнее интервью Романа Трахтенберга вошло в готовящуюся к печати книгу Алексея Богомолова «Как худеют звезды. На самом деле…».