Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+31°
Boom metrics
Происшествия4 декабря 2010 22:10

«Мы открыли люки у крыльев, спустили трап. Но люди стали прыгать сами через разлом в самолете»

Рассказывает стюардесса разбившегося Ту-154 Жанна Арсланалиева

— В 14:10 мы получили телефонограмму о том, что в районе аэропорта может произойти авиакатастрофа и могут быть пострадавшие, — вспоминает и. о. главврача домодедовской больницы Виктор Романов. — Мной были сформированы бригады травматологов, хирургов, реаниматоров. Те, что находились в отгуле, были вызваны из дома. Первые пострадавшие поступили к нам в 16:10. В течение часа поступили остальные. Всего в нашу больницу привезли 28 человек. После предварительного осмотра госпитализацию назначили восьмерым. Пятеро из них — тяжелые. Одному раненому с переломом бедра сразу сделали операцию, сейчас его состояние стабильно тяжелое. У большинства пострадавших — переломы и черепно-мозговые травмы. У четверых — переломы позвоночника. Все они в ближайшее время будут доставлены в различные клиники Москвы для последующего лечения и реабилитации.

Среди тех, кого привезли в домодедовскую больницу, — махачкалинец Эдуард Абиев. Он поделился с «КП» своими впечатлениями от произошедшего.

— Пассажиры помогали спасать раненых спасателям, — рассказывает Абиев. — Я сам помогал им пилишь дерево, чтобы вытащить раненых из-под кресел, а когда меня привезли в больницу, оказалось, что два ребра сломаны.

Рядом с Эдуардом сидит его 14-летняя землячка Саида Абдулаева. У девочки на лбу огромный синяк, лицо — в крови.

— Я с папой и дядей летела из «Внуково», — говорит Саида, — минут пять пролетели и упали. У дяди бедро сломано, у папы ушиб ноги сильный. Там двое погибли… Женщина и мужчина…

Этот самый ланер, упавший в субботу в Подмосковье

Этот самый ланер, упавший в субботу в Подмосковье

СТЮАРДЕССА ПО ИМЕНИ ЖАННА

Также корреспонденту «КП» удалось встретиться в домодедовской больнице с одним из членов экипажа разбившегося лайнера.

Стюардесса Жанна Арсланалиева госпитализирована с травмами

Стюардесса Жанна Арсланалиева госпитализирована с травмами

Фото: Александр БОЙКО

— Взлетели из Внуково, все было сначала нормально, — вспоминает 28-летняя стюардесса Жанна Арсланалиева. — Через десять минут отказала электроника. Командир сказал, чтобы я предупредила пассажиров об аварийной посадке. Самолет стал быстро снижаться. Посадка была очень жесткой. Крики, плач, удар. Мы тут же открыли люки у крыльев, спустили трап. Но люди стали прыгать сами через разлом в самолете. Первый, передний, салон оказался ниже, чем второй. Но втором салоне, в хвосте, оторвались кресла, которые не давали выйти оттуда пассажирам. Мы вынесли аптечки, стали проводить эвакуацию оставшихся в салонах людей.

— Вы сами пострадали?

— Да, у меня вывих плеча.

— Как себя чувствуют другие члены экипажа?

— У командира лайнера Закаржа Магомедова травмы лица, все было в крови, у штурмана Марата Кимпаева сломана нога, у стюардессы Александры Матюшенко тоже перелом ноги, Камила Алиева и Александр Мишин получили ушибы при падении.

— Как оцениваете работу командира экипажа?

— Нас всех спас командир лайнера Закаржа Закаржаевич Магомедов. Он успел увести самолет от столкновения. Впереди была бетонная стена и высоковольтная линия передач. Он сумел посадить самолет, не коснувшись ее. Увел его в сторону. Нам очень повезло.

Кстати, сама Жанна в этот день не должна была лететь этим рейсом.

— Вы знаете, — поделилась она с «КП», — именно в этот роковой день я была в резерве. Но одной из стюардесс стало плохо, и мне пришлось выйти в смену.

Эксперты пытаются разобраться в причинах аварии Ту-154 и плачевного состояния российского авиапрома

По мнению большинства опрошенных "КП" экспертов, парк нашей гражданской авиации изрядно поношен, но все требования по безопасности полетов соблюдаются.

Сергей Извольский, официальный представитель Росавиации: «За летной годностью самолетов следят сами авиакомпании»

В авиации нет понятия «изношенный самолет». Ведь если он изношен, то к полетам он автоматически не допускается. Есть другое понятие - «летная годность». Оно означает, что летно-технические характеристики лайнера соответствуют требованиям безопасности (далее).

Иосиф Лихтман, помощник гендиректора «Авиалиний Дагестана»: "По закону физики любой самолет может упасть"

- Наши самолеты не соответствуют европейским требованиям, достаточно прожорливы и не экономичны. С этой точки зрения, они уступают западным машинам. Но с точки зрения всего остального, наши самолеты вполне на уровне. Вообще, самая аварийная машина в мире – это Боинг-737. Просто потому, что их выпущено очень много. И 154-е тоже, естественно, падают. По закону физики любой самолет имеет возможность упасть.

Владимир Карнозов, обозреватель журнала Flight International: "Наш авиапром переживает системный кризис"

- Сейчас очень мало выпускается отечественных воздушных судов. Наш авиапром продолжает переживать очень глубокий, системный кризис. Поэтому обеспечить все наши авиакомпании современными отечественными безопасными самолетами мы не можем.

Андрей Фомин, главный редактор авиационного журнала «Взлет»: «Все крупные авиакомпании уже не летают на «тушках»

- По опыту могу сказать, что не бывает такого, чтобы все три двигателя отказали по некой технической причине, - пояснил Андрей Фомин, главный редактор авиационного журнала «Взлет», - Ну один, ну два - в очень редких случаях. Но три - никогда. Здесь явно имела место ситуация, связанная с какими-то внешними факторами. Первое, что приходит в голову, - это работа топливной системы (далее).

Сын командира разбившегося самолета завтра тоже поведет в рейс Ту-154

По словам супруги командира Ту-154 Закаржи Закаржаева, Патимат, ее муж связался с семьей, уже будучи в больнице:

Фото из семейного альбома пилота Кади Гаджиева (на снимке - в центре), с которым они вместе учились в Уфимском авиационном институте в 1968-1973 годах

Фото из семейного альбома пилота Кади Гаджиева (на снимке - в центре), с которым они вместе учились в Уфимском авиационном институте в 1968-1973 годах

- Свой мобильник он, видимо, потерял, когда они выбирались из самолета, - сказала она. - Поэтому звонил на домашний, к нам в Махачкалу, с чужого телефона, разговаривал с дочерью. У него переломы ребер и кисти, сейчас он находится в реанимации, и скорее всего пробудет там еще дня два. Я с этих пор, как узнала о случившемся, хожу сама не своя — постоянно пью валерьянку. Думаю сейчас о другом: наш сын Камиль — тоже пилот и он также летает на Ту-154. А ему завтра снова в полет! Можете себе представить: я просто места себе не нахожу!.. Как он там — с такими известиями отправляться в рейс! Молюсь, чтобы все было хорошо.

Фото из семейного альбома пилота Кади Гаджиева (на снимке - в центре), с которым они вместе учились в Уфимском авиационном институте в 1968-1973 годах

Фото из семейного альбома пилота Кади Гаджиева (на снимке - в центре), с которым они вместе учились в Уфимском авиационном институте в 1968-1973 годах

«КП» удалось связаться с близким другом Закаржи Закаржаева, Кади Гаджиевым, с которым они вместе учились в Уфимском авиационном институте в 1968-1973 годах (далее).

Ту-154 потерпевший катастрофу в Домодедово

Ту-154 потерпевший катастрофу в Домодедово

Тот самый злополучный лайнер Ту-154

Тот самый злополучный лайнер Ту-154

Ту-154 потерпевший катастрофу в Домодедово

Ту-154 потерпевший катастрофу в Домодедово

Ту-154 потерпевший катастрофу в Домодедово

Ту-154 потерпевший катастрофу в Домодедово

Бригада стюардов "Дагестанских авиалиний". Кто из них был на борту разбившегося самолета мы пока сказать не можем

Бригада стюардов "Дагестанских авиалиний". Кто из них был на борту разбившегося самолета мы пока сказать не можем

>>>Телефоны горячей линии для родственников пассажиров, которые пострадали во время аварийной посадки Ту-154: 8 (495) 644-40-66 и 8 (495) 363-61-01.

>>ХРОНИКА ПРОИСШЕСТВИЯ

>>СПИСОК ГОСПИТАЛИЗИРОВАННЫХ ПАССАЖИРОВ ТУ-154

Смотрите фоторепортаж:

В Домодедово аварийно сел самолет, двое погибших и 83 пострадавших