Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Политика21 декабря 2010 12:04

Путин и Бурджанадзе открыли памятник «В борьбе против фашизма мы были вместе»

С Поклонной горы российский премьер отправился на встречу с футбольными фанатами, а после - возложил цветы на могилу Егора Свиридова

Во вторник, 21 декабря, на Поклонной горе был открыт памятник «В борьбе против фашизма мы были вместе». Собралось много народу. Приехали премьер Путин, мэр Москвы Сергей Собянин, председатель Московского городского совета ветеранов войны и труда Владимир Долгих, гости из Грузии, в том числе и лидер оппозиции Нино Бурджанадзе.

Путин, подойдя к микрофону, напомнил, что ровно год назад практически все телеканалы обошли чудовищные кадры взрыва Мемориала воинской славы в Кутаиси. Премьер назвал это позорным актом государственного вандализма.

— Это вызвало резкое неприятие и возмущение в мире, и, прежде всего в самой Грузии, — заметил премьер. — И это понятно, поскольку народ не может быть с теми, кто разрушает память. Память народную. Тем более, память о собственных героях. Народ не может быть с теми, кто отворачивается от собственной истории, от вековых традиций дружбы и взаимопонимания. Убежден — никто не в силах рассорить и ожесточить российский и грузинский народы, разорвать традиционно связывающие нас прочные человеческие и духовные узы, а значит, будущие за добрососедскими равноправными, истинно партнерскими отношениями России и Грузии. Мы в России к этому искренне стремимся.

Владимир Путин и Нино Бурджанадзе признали, что открытие общего памятника могло бы стать началом восстановления отношений России и Грузии.

Владимир Путин и Нино Бурджанадзе признали, что открытие общего памятника могло бы стать началом восстановления отношений России и Грузии.

И еще Владимир Путин (он, кстати, говорил без бумажки, и это придавало особую искренность его словам) подчеркнул особо:

— Памятник на Поклонной горе — дань памяти бессмертному подвигу нашего народа… Вместе с тем, это и свидетельство нашей общей воли, твердой решимости бережно хранить правду о героях войны, защищать эту правду от цинизма, варварства и лжи, совместно противостоять национализму, ксенофобии, экстремизму, какими бы внешне привлекательными лозунгами это ни оформлялось.

Как рассказал корреспонденту «КП» народный художник России Андрей Ковальчук (он в соавторстве со своим коллегой Салаватом Щербаковым и архитектором Василием Перфильевым являются авторами проекта скульптурной композиции «Рейхстаг» — смотрите на фото), работать над памятником было сложно, но интересно.

— Нам удалось, естественно, с помощью специалистов, «собрать» на постаменте поверженное вражеское оружие. Это один символ. Но главный — это знамя над рейхстагом, у которого стоят сержант Егоров и младший сержант Кантария. Здесь так же присутствуют и другие символы — они на боковых барельефах — это изображения советских воинов, бросающих нацистские знамена к кремлевской стене. А фоном этого памятника стала стена, напоминающая силуэт разрушенного в Кутаиси мемориала славы. И еще мы предложили установить 15 гранитных кубов, на которые нанесены изображения знаковых памятников, посвященных Великой Отечественной войне, которые установлены в городах бывших советских республик.

Кстати, площадь всего архитектурно-мемориального комплекса — около одной тысячи квадратных метров, а высота памятника вместе с постаментом 14,5 метра. Этот памятник, как и задумывалось, создавался на добровольные пожертвования: свои благотворительные взносы внесли 6235 простых граждан и 317 общественных организаций. Активное участие в сборе средств принимал Союз грузин в России.

…Зазвучала траурная музыка. Диктор объявил:

— Памятник «В борьбе против фашизма мы были вместе» открывает премьер-министр Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин.

В это время на импровизированной сцене стояла и Нино Бурджанадзе.

— Пойдемте вместе с нами открывать, — обратившись к ней, сказал Путин.

— Но меня вроде не приглашали, — смутилась Бурджанадзе.

— Вместе создавали и вместе будем открывать, — сказал Путин.

Лидеру грузинской оппозиции ничего не оставалось, как последовать за российским премьером…

С Поклонной горы премьер-министр отправился в Министерство спорта, туризма и молодежной политики, где в это время министр Мутко проводил встречу с представителями клубов болельщиков, по сути, с так называемыми фанатами.

— Недавно трагически погиб один из болельщиков, это большая трагедия, — начал Путин. — Я предлагаю почтить его память минутой молчания. Болельщики вместе с премьером встали со своих мест, минуту помолчали, после чего начался обстоятельный разговор.

— Я только что приехал с открытия памятника героям Великой Отечественной… Мы победили в Великой Отечественной потому что сплотились, как многонациональное государство… У наших народов за многие столетия сформировалась культура межнационального общения. Это огромное наше преимущество и наше богатство, которым мы должны гордиться…

После этого премьер предложил болельщикам вспомнить историю, а именно — XVII век, когда поляки завоевали Москву, власть была парализована и нашелся, заметил Путин, достойный гражданин Минин, кстати, татарин по национальности, который распродал все свое имущество и призвал простой народ встать грудью на защиту России.

— Я хотел бы еще напомнить, — сказал также Путин, что более 70% жертв в Великой Отечественной понесла Россия, многонациональная, кстати, тоже по своей сути.

После этого Путин вспомнил свою поездку в Дагестан в 1999 году, когда на республику пошли войной террористы.

— Первый удар приняли простые люди, они получили увечья, кто-то погиб, но они отстояли свои рубежи…

На вершине памятника - фигуры сержантов Егорова и Кантария со знаменем над рейхстагом.

На вершине памятника - фигуры сержантов Егорова и Кантария со знаменем над рейхстагом.

Речь Путина, точнее, не речь, а свободный разговор, был, может быть, несколько сумбурным, он общался с болельщиками безо всяких текстовых заготовок, — как я заметил, некоторые из фанатов по ходу стали записывать мысли премьера.

— Я тоже бываю на стадионах и иногда вижу националистические лозунги. Россия открытая страна и она не может быть националистической… Где бы мы ни проживали, какую бы религию ни исповедовали наши народы, — продолжил Путин, — у нас всегда были и остаются общие ценности: любовь к родине, уважение к старшим, гордость за нашу героическую историю. Страна у нас разнонациональная. У каждого есть своя малая родина. И каждый из нас гордится ею. Где бы мы ни жили, мы должны уважать традиции и культуру наших малых и больших народов… Мы всегда обходились без каких-то радикальных мер. Но если не будет уважительного отношения друг к другу — придется нам каким-то образом совершенствовать регистрацию — в Москве, в Санкт-Петербурге, в других крупных городах…

В завершение встречи Путин сказал предельно откровенно:

— У нас в России более 160 национальностей и народностей. Если мы допустим ксенофобию и национализм, вовремя не поставим этому всему преграду, — Россия может разделиться на эти отдельные формирования… То, что сейчас происходит среди болельщиков, мало чем отличается от того, что мы видим в других странах… Но для России все это имеет принципиальное значение. Хочу обратить внимание: к фанатским движениям стараются примазаться — не для спорта, а для своих узкополитических целей — люди, подверженные бацилле национализма. Если мы допустим это, не поставим под контроль, — последствия могут быть непредсказуемыми.

После этого премьер вместе с болельщиками отправился на люблинское кладбище, где похоронен убитый фанат "Спартака" Егор Свиридов. Премьер возложил цветы и несколько минут вместе с ребятами молча постоял у могилы. Когда Путин уезжал, он сказал, обращаясь к футбольным болельщикам:

- То, о чем мы сегодня говорили, постараемся в той или иной степени по максимуму планировать и вместе с вами будем работать.

- Спасибо вам, Владимир Владимирович, - сказали болельщики Путину.