Происшествия

Выводы МАК о катастрофе Ту-154: Посадкой самолета руководил нетрезвый главком ВВС Польши

Журналистам был представлен доклад об окончательных результатах расследования крушения самолета Качиньского

Председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина в среду представила журналистам доклад об окончательных результатах расследования катастрофы самолета Ту-154 президента Польши Леха Качиньского. Напомним, президентский борт рухнул под Смоленском 10 апреля минувшего года (см. сайт kp.ru). МАК пришел к выводу, что главной причиной падения самолета стал человеческий фактор - ошибки экипажа и давление на него со стороны высокопоставленных пассажиров. «ПОСАДКУ НЕ РАЗРЕШАЛИ» Эксперты установили, что диспетчер не разрешил посадку, оставив решение о приземлении на усмотрение командира воздушного судна. В таких случаях пилоты иностранного самолета могут принять решение о приземлении самостоятельно и сообщить об этом диспетчеру. Командир Ту-154 должен был сообщить, что берет ответственность на себя. Но, по словам руководства МАК, никакого доклада диспетчеру так и не поступило.

- К тому же, по заключению летных экспертов, подготовка командира к выполнению захода на посадку в сложных метеоусловиях в штурвальном режиме и по неточным системам при отсутствии системы ИЛС была недостаточной, - заявила глава МАК Татьяна Анодина. - Заход на посадку осуществлялся экипажем с использованием автопилота в продольном и боковых каналах, а также автоматом тяги. Данный тип захода при отсутствии на земле инструментальной системы посадки руководством полетной эксплуатации самолета Ту-154М не предусмотрен.

КОМАНДИР ИСПУГАЛСЯ ПРЕЗИДЕНТА? Комиссия установила, что на экипаж «борта № 1» во время полета оказывалось мощное давление высокопоставленных пассажиров.

- У командира самолета президента Польши был психологический конфликт мотивов, - заявила Татьяна Анодина. - С одной стороны, командир понимал ситуацию с плохими метеоусловиями при посадке, с другой - сильную мотивацию посадки именно на аэродром назначения имело то, что в случае ухода на запасной аэродром он мог ожидать негативной реакции главного пассажира (Лех Качиньский. - Прим. ред.).

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

Как считают в МАК, на действия экипажа повлияло присутствие в кабине пилотов главкома ВВС Польши Анджея Бласика. Эксперты выяснили, что главком в момент катастрофы находился в состоянии алкогольного опьянения: в его организме был обнаружен этиловый спирт в концентрации 0,6 промилле. А вот в крови членов экипажа президентского лайнера алкоголя или наркотических средств не было.

«САМОЛЕТ БЫЛ ИСПРАВЕН» - Технической комиссией установлено: самолет перед вылетом из Варшавы был исправен, - говорит Алексей Морозов. Но шансов избежать катастрофы в последние мгновения у летчиков не было.

- Маневр по избеганию столкновения с препятствием был предпринят экипажем в последний момент, - пояснил Алексей Морозов. - Маневр был очень резким, и на записи бортового самописца зафиксировано, что к моменту столкновения с березой самолет был выведен за эксплуатационные углы атаки. Если бы не было столкновения с березой, то, наиболее вероятно, через две-три секунды самолет бы вышел на режим так называемого сваливания с последующим столкновением с землей.

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

Левитин: Россия не намерена вступать в полемику с польской стороной по поводу расследования аварии Ту-154

Министр транспорта РФ Игорь Левитин с пониманием отнесся к чувствам польских коллег в связи с катастрофой Ту-154, в которой погиб президент Лех Качиньский, но при этом дал понять, что российская сторона не будет вступать в полемику с Польшей из-за отчета МАК о крушении самолета.

"Понимаю сложные чувства моих польских коллег, - сказал министр в ответ на просьбу СМИ прокомментировать высказывания польских официальных лиц после публикации окончательного отчета. - Тяжело читать и видеть все подробности этой авиакатастрофы, слишком все живо в памяти, поскольку я там был" (далее).

Кликните для увеличения.

Кликните для увеличения.

КОНКРЕТНО

Переговоры пилотов: "Если мы не сядем, он будет ко мне приставать" Журналистам также показали видео-реконструкцию последних минут полета президентского Ту-154, на которую наложили запись бортового речевого самописца, а также рассшифровку переговоров. Видео прокомментировал Алексей Морозов, председатель технической комиссии МАК. 10:14. Экипаж получает от диспетчера Минска информацию о том, что видимость на аэродроме «Смоленск - Северный» составляет 400 метров. Самолет находится на удалении около 80 км от аэродрома «Смоленск – Северный», на высоте около 3800 м. 10:22. Диспетчер Московского центра разрешает экипажу дальнейшее снижение и дает указание перейти на связь с группой руководства полетами аэродрома «Смоленск - Северный». В процессе снижения и захода на посадку в пилотской кабине появляются посторонние.

10:23. До столкновения с землей 18 минут. После установления связи с аэродромом «Смоленск – Северный» руководитель полетов уточняет у экипажа остаток топлива – 11 тонн – и запасные аэродромы: Минск, Витебск. Диалог идет на русском языке.

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

- Комиссии не были представлены какие-либо документы, подтверждающие знание членами экипажа русского языка, - говорит Алексей Морозов. - Общий уровень знания русского языка командиром воздушного судна – удовлетворительный. Наиболее вероятно, что остальные члены экипажа русским языком в достаточной степени не владели. 10:24. Руководитель полетов аэродрома «Смоленск – Северный» дважды предупреждает экипаж о тумане на аэродроме, видимости 400 метров и отсутствии условий для посадки. Экипаж подтверждает, что понял информацию. Такую же информацию о плохой погоде в этот момент передает ина другой частоте экипаж польского самолета ЯК-40, который произвел посадку на аэродроме «Смоленск – Северный» ранее: «Мы приветствуем тебя сердечно. Ты знаешь, в общих чертах здесь полный каюк. Видно метров 400 приблизительно, нижний край облаков меньше 50 метров".

Тем не менее экипаж ЯК-40 предлагает экипажу Ту-154: «Нам повезло в последний момент. Но скажу честно, что можете попробовать, конечно. Но если у вас не получится во второй раз, тогда предлагаю вам лететь, например, в Москву или куда-нибудь...» 10:26. Несмотря на полученную информацию, капитан Ту-154 просит у диспетчера разрешения на пробный заход. 10:26. Диалог командира воздушного судна с директором протокола: «Господин директор, появился туман. В данный момент в этих условиях мы не сможем сесть. Попробуем подойти, сделаем один заход, но скорее всего, ничего из этого не выйдет. Так что, спросите, пожалуйста, у шефа, что будем делать». - Таким образом нарушение так называемого принципа стерильной кабины и наличие в кабине и на борту большого количества VIP-пассажиров оказало влияние на принятие экипажем решения о выполнении сложного захода, - поясняет Алексей Морозов. - С этого момента времени командир воздушного судна и весь экипаж находились в состоянии повышенного психоэмоционального напряжения. 10:29. «Прилетели ли уже русские?» - в ходе дальнейшего снижения экипаж Як-40 сообщает экипажу Ту-154 по его запросу, что российский самолет Ил-76 ушел на запасной аэродром: «...сделал два захода и куда-то улетел». 10:30. Руководитель полетов разрешает экипажу дальнейшее снижение до высоты круга в районе третьего разворота.

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

- Директор протокола проинформировал, что пока нет решения президента, что делать дальше, - дополняет Алексей Морозов. 10:34. Командир принимает решение о заходе на посадку и уходе на второй круг в автоматическом режиме. В соответствии с этим решением в дополнение к автопилоту, включенному в продольном и боковом каналах, экипаж включил автомат тяги. - Приняв подобное решение, экипаж продемонстрировал недостаточный уровень профессиональной подготовки, - считает Алексей Морозов. - На Ту-154М предусмотрен режим автоматического ухода на второй круг, который используется при автоматическом или директором заходе на посадку по инструментальной системе захода на посадку типа АЛС. При посадке на аэродроме «Смоленск – Северный» данный режим использовать было невозможно из-за отсутствия необходимых наземных средств захода на посадку, то есть системы АЛС. 10:35. Самолет подходит к третьему развороту на высоте 500 м. Диспетчер разрешает третий разворот и предупреждает, чтобы экипаж был готов к уходу на второй круг с высоты 100 м. Экипаж отвечает «Так точно!» 10:36. При полете от третьего к четвертому развороту экипаж Як-40 выходит на связь и информирует экипаж Ту-154, что, по его оценкам, текущая видимость составляет 200 м. 10:37. Экипаж Ту-154 просит у диспетчера разрешение выполненить четвертый разворот. Разрешение получено от руководителя зоны посадки. Вот диалог командира и штурмана (эксперты считают, что речь идет о президенте Польши. - прим. ред.) «Он взбесится! Одна миля до полосы». «Да-а-а-а!» Далее в процессе снижения с эшелона командир воздушного судна произнес фразу: «Я не знаю, но если мы здесь не сядем, он будет ко мне приставать». - Очевидно, что в случае неудачного захода и ухода на запасной аэродром командир воздушного судна ожидал негативной реакции главного пассажира, - продолжает Морозов. 10:38. Самолет подошел к точке входа в глиссаду. Диспетчер информирует экипаж о подходе к точке начала снижения. Снижение проходит в облаках, вне видимости наземных ориентиров. - Снижение по глиссаде было начато со значительным опозданием, что в дальнейшем потребовало существенного увеличения вертикальной скорости, - поясняет Алексей Морозов. - При этом экипаж удерживал повышенную скорость полета – около 300 км/ч вместо 265 км/ч, рекомендованных, что затрудняло пилотирование. 10:39. Руководитель полетов дает команду: «Посадка дополнительно». Это означает, что посадка не разрешена. 10:40. Самолет достигает установленной минимально безопасной высоты снижения в 100 м. - Анализ метеоусловий показал, что установление визуального контакта с огнями светосигнальной системы или наземными ориентирами было невозможно, - говорит Морозов. - Никаких докладов от экипажа не поступало. Разрешение на посадку диспетчером не выдавалось. Экипаж был обязан инициировать уход на второй круг. Однако самовольно продолжил снижение с включенным автопилотом и автоматом тяги... 10:40. На неоднократное срабатывание сигнализации системы раннего предупреждения о приближении земли TAWS типа «Тяни вверх» («Pull up») экипаж не реагирует. Штурман продолжает диктовать высоту через каждые 10 метров, вплоть до высоты 20 метров. Второй пилот кричит: «Уходим!». Но уже поздно. В кабине пилотов раздаются крики...

После доклада МАК Дональд Туск прервал отпуск

После обнародования доклада МАК о причинах катастрофы самолета Ту-154 под Смоленском, премьер-министр Польши экстренно прервал свой отпуск и вылетел в Варшаву.

Как сообщает польская пресса, Туск отдыхал вместе с семьей в Италии. Ранее поступали сообщения, что премьер не будет прерывать отпуск и о публикации доклада проинформирован.

А В ЭТО ВРЕМЯ Ярослав Качиньский назвал доклад «насмешкой над Польшей» Реакция поляков оказалась предсказуемой. Разумеется, мало кто будет доволен, узнав о подвыпившем главкоме ВВС, требовавшем посадить самолет во что бы то ни стало. Спецпредставитель Польши при МАК Эдмунд Клих заявил, что доклад «является неполным и содержит ошибки». А брат покойного президента Польши Ярослав Качиньский был традиционно агрессивен. «Премьер-министр (Дональд Туск. - Ред.) не использовал все возможности для того, чтобы Польша принимала участие в расследовании. Этот доклад основан на спекуляциях. Нет ответов на многие вопросы, которые касаются телефонных разговоров с борта, подготовки аэропорта, отданных команд и многого другого. Доклад - это насмешка над Польшей», - заключил Качиньский. Но вот еще мнение из Варшавы. «Необходимо радоваться тому, что этот доклад есть. Это переход к следующему этапу - выяснению обстоятельств, приведших к трагедии. Все замечания были учтены, но не все опубликованы в докладе», - заявил глава МВД Польши Ежи Миллер. Кстати, после обнародования доклада МАК о причинах катастрофы самолета Ту-154 под Смоленском премьер-министр Польши экстренно прервал свой отпуск и вылетел в Варшаву. Как сообщает польская пресса, Туск отдыхал вместе с семьей в Италии. Ранее поступали сообщения, что премьер проинформирован о содержании доклада и прерывать отпуск не собирается.

Отчет МАК в формате PDF (23,42 Мб)

Выдержки из документа

СМОТРИТЕ ВИДЕОРЕПОРТАЖ О КАТАСТРОФЕ ПОД СМОЛЕНСКОМ

СМОТРИТЕ ФОТОГРАФИИ С МЕСТА ТРАГЕДИИ

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ОТЧЕТА МАК ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Рекомендуемые