Общество3 февраля 2011 1:00

Новые стандарты образования привели в ужас родителей и учителей

Фурсенко готов прислушаться к гласу народа

Проект нового образовательного стандарта обсуждался, пожалуй, в каждой семье, где есть школьники. И вот как законный итог общественной дискуссии в Интернете появилось воззвание, осуждающее особенно одиозные моменты этого документа. 28 января пользователь Живого Журнала (livejournal.com) starushkalarina опубликовала открытое письмо к высшему руководству страны, в котором выражается озабоченность возможным введением нового стандарта школьного образования в старших классах. По мнению автора, такой стандарт снижает качество образования. ЦИТАТА «4 (четыре) - именно столько обязательных предметов предполагается изучать старшекласснику (Россия в мире, ОБЖ, физкультура, индивидуальный проект). 6 (шесть) - именно столько образовательных областей объединили в себе все остальные привычные для школы предметы, разом получившие статус необязательных (по выбору). Среди них: русский язык, литература, математика, алгебра, геометрия, информатика, история, физика, химия, биология, география. 1 (один) - именно столько предметов из каждой образовательной области может выбрать ученик (впрочем, из одной любой области можно выбрать 2 (два). Это означает, что выбрать и русский язык, и литературу и при этом еще и алгебру, и геометрию (не говоря уже об информатике) или и физику, и химию (и биологию) невозможно. Так написано в проекте ФГОС. Наше крайнее недоумение вызывает факт такой перестройки учебного плана. Ни с какой точки зрения государству, заботящемуся о своем будущем, невыгодно: - объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина; - объявлять предметом по выбору математику, представляющую собой еще один язык, без которого «не говорит» ни одна другая наука; - объявлять предметом по выбору историю, без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, осознавать свои корни и законы общественного развития, выстраивать стратегию жизненного поведения. И, наконец, для такой страны, как Россия, является не просто невыгодным, но и противоестественным отказ от обязательного изучения старшими подростками русской литературы, которая, по сути, и представляет собой Россию в мире и является для граждан страны основой безопасности жизнедеятельности». В конце письма автор призывает президента, премьер-министра и министра образования наложить вето на «радикальное перекраивание школьной программы и перевод в статус предметов по выбору ее главных дисциплин». Пользователи ЖЖ откликнулись на письмо рекордным количеством комментариев. Через 2 дня их количество достигло 10 000. Это максимум, предусмотренный в Живом Журнале. Но количество желающих подписаться под обращением или выразить свое отношение к нему не уменьшалось, поэтому starushkalarina была вынуждена скопировать пост еще раз, чтобы дать возможность высказаться всем. Копия поста собрала за 2 дня еще 4000 комментариев. Таким образом, дискуссия, давно ведущаяся в школах и на кухнях, получила документальное выражение, от которого так просто не открестишься. Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко послание из Интернета прочел и, кажется, принял его к сведению. Министр заявил: «Я слежу за дискуссией вокруг проекта стандарта. До тех пор, пока на все вопросы не будут даны ответы, я не возьму на себя утверждение такого документа». Фактически это означает отказ Фурсенко подписывать спорный проект. Однако рано или поздно стандарт вводить придется. Поэтому, чем закончится история противостояния учителей, родителей и чиновников от образования, пока неизвестно.

В ВЕРХАХ

Владимир Путин о реформе образования: «Изменения нужны, но принимать их следует на ясном глазу»

Заседание правительства премьер РФ начал с одной из самых обсуждаемых в последнее время тем.

- Вы знаете, как я люблю спорт и физкультуру, - обратился Путин к министру образования Андрею Фурсенко. - Но если ваши эксперты решили сделать физкультуру единственным обязательным предметом в школе, мне кажется, они перестарались. У юристов это называется эксцесс исполнителя. Если без шуток, то что на самом деле предлагается?

Новые стандарты образования, которые хочет ввести Минобр, вызвали в обществе бурную дискуссию. И в целом идея вроде бы неплохая, но документ написан таким языком, что трактовать его можно как угодно. Суть, грубо говоря, в том, что ребенок (или его родители) будет сам определять, какие предметы он хочет изучать, а какие нет.

- Но школьник - это даже не студент, и в этом возрасте трудно принимать окончательное решение, - осторожно заметил Путин. - Вопросы такого фундаментального значения для будущего страны должны обсуждаться с общественностью, с экспертами. Эксперименты должны быть проведены. Спешить нельзя. Понятно, что изменения нужны, но принимать их следует на ясном глазу.

(Подробнее.) КСТАТИ Новый образовательный стандарт для первоклашек вводится с 1 сентября 2011 года, для пятиклассников - с 2015 года, а для старших классов - с 2020 года. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Автором письма, как выяснилось, является Сергей ВОЛКОВ, главный редактор газеты «Литература» («Первое сентября»), учитель Центра образования № 57 г. Москвы. И вот что он рассказал нам: «Думаю, что произошла следующая вещь: я максимально простыми словами объяснил, что написано в этом сложном и очень витиеватом документе. И если эти слова породили такую реакцию, значит, они оказались самыми нужными и попали в самое больное место. Ведь, помимо докторов наук и членов академий, нам пишут и простые люди - учителя, библиотекари, медсестры, таксисты, электромонтеры и т. д. Все они обеспокоены одним. Для них государственные гарантии в образовании - это единственная возможность для их детей получить какой-то образовательный «стартовый капитал». И когда они увидели в документе некое сужение образовательного поля и снижение планки, они закономерно забеспокоились: мы обкрадываемы, нас понижают в правах? Потому что люди с достатком в любом случае дадут своим детям образование. А как быть нам?»