Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество9 февраля 2011 22:00

Родные Татьяны Шмыги считают, что медики ошиблись с диагнозом

3 февраля в московской Боткинской больнице на 83-м году жизни скончалась народная артистка СССР Татьяна Шмыга

А в понедельник прошло прощание с актрисой в Театре оперетты - там, где прошла ее жизнь. В последний раз Татьяна Шмыга вышла на сцену год назад. Минувшим летом ей сделали операцию на ноге. Как говорят, в Москву приезжали врачи из Германии и делали ей шунтирование сосудов. Но операция прошла неудачно. В результате Татьяне Шмыге пришлось ногу ампутировать. Она очень хотела жить, поэтому согласилась на тяжелую операцию. К сожалению, выйти из больницы ей так и не удалось. Слишком поздно, помимо проблем с сосудами, у нее обнаружили тяжелое заболевание крови. Давний друг Татьяны Ивановны Иосиф Кобзон признался нам, что родные Шмыги недовольны тем, как ее лечили. Было упущено время, не сразу поставили диагноз. И это, пожалуй, самый печальный факт в ее биографии. Обычно актриса признавалась, что в жизни ей очень везло. Особенно с мужьями. Их было трое. В юности она вышла замуж за Рудольфа Борецкого (он профессор на факультете журналистики МГУ). Правда, студенческий брак оказался недолгим. В Театре оперетты она встретилась с певцом и режиссером Владимиром Канделаки и сбежала к нему от Борецкого. Кстати, Канделаки был худруком Театра оперетты, но это не помешало Татьяне Ивановне со временем уйти и от него... к композитору Анатолию Кремеру, с которым она обрела настоящее счастье. Таких отношений уже просто не встретишь. - Они и сейчас такие же, ничто не изменилось, - признался нам Анатолий Львович, который по-прежнему говорит «мы», когда отвечает на вопросы о супруге. - Она слышит наш разговор. Удивительно, в день ее смерти многие телеканалы выдали о ней больше, чем за последние 10 лет. Когда она была жива, ей говорили: оперетта - неформат. - Она из-за этого переживала? - Переживала из-за другого: она не понимала, как могут непрофессионалы выходить на сцену. Это относится к нашей эстраде в первую очередь. - Вы были автором оперетт, в которых Татьяна Ивановна блистала. - Это была моя основная работа, я сочинил для нее пять спектаклей. Перестроил свою жизнь так, чтобы сделать для Тани как можно больше. Она была великой актрисой. Из последнего интервью актрисы: «Меня миновали два недуга: зависть и интриганство» Журналисты «КП» беседовали с Татьяной Ивановной год назад, незадолго до того, как она попала в больницу со смертельным недугом... Мы пришли в театр раньше назначенного времени, наслышавшись про пунктуальность Татьяны Шмыги. И застали «процесс превращения обычной женщины в артистку». - Я люблю сама краситься, - призналась Татьяна Ивановна. - Никакие визажисты не сделают так, как тебе нужно. У меня парик. Я нисколько этого не стесняюсь. А какие у меня были косищи в свое время! До пояса. Состригла, когда пришла в театр. Иначе меня за школьницу принимали, какие уж там серьезные роли... - После школы вы поступили в музыкальное училище? - И в училище поступила, и в ГИТИС - потом. Поступить поступила, а учиться непросто было. На 4-м курсе я потеряла голос. Ситуация для меня сложилась критичная. Два года до выпуска, а у меня нет голоса и сплошные узлы в горле. Как меня гоняли! Питание - по строгому графику. Диету соблюдала. И по три репетиции в день. В общем, спасли таким образом певицу Шмыгу для отечественной сцены, - с юмором призналась Татьяна Ивановна. - С тех пор неизменно служу людям и искусству. Не пугайтесь, громкие слова иногда говорить нужно.

Татьяна Ивановна до последних своих дней блистала на сцене.

Татьяна Ивановна до последних своих дней блистала на сцене.

Фото: ТАСС

- Наверное, артистами оперетты должны быть очень здоровые люди, чтобы и петь, и танцевать одновременно... - Это могут не все. Тем более в моем возрасте (еще год назад Татьяна Шмыга играла спектакли. - Ред.). Везет меня муж на спектакль, а я говорю ему: «За что мне это? Сейчас бы дома полежать». Но... прихожу в театр, и все забывается. На сцене и вовсе ничего не болит. - А что с кино и телевидением? Многие помнят фильм «Гусарская баллада» и знаменитый романс «Пусть плещет вино...». - Предложения изредка поступают, в том числе сниматься в сериалах, но пока не было ни одного, с которым хотелось бы появиться перед зрителем. - Как вы относитесь к отечественным мюзиклам, которые получают все большее распространение в нашей стране? - На Западе, где мюзикл родился, - это целая индустрия с многомиллионным бюджетом. Попытка набрать исполнителей с улицы («числом поболе, ценою подешевле») добавляет непрофессионализма в пробные проекты энтузиастов, делая наши мюзиклы лишь отдаленным подобием того, что идет в США и в Европе. Настоящие артисты мюзиклов - это особые артисты, они музыкальны, пластичны, темпераментны, обаятельны... За рубежом и в кино я видела прекрасные мюзиклы, в которых хотелось участвовать. - И все-таки многие люди считают, что время оперетты безвозвратно прошло. - Оперетту хоронят с первого дня ее существования, сравнивая то с оперой, то с драмой, а теперь вот еще и с мюзиклом. Однако, думаю, слухи о ее смерти слишком преувеличены. У оперетты есть свой преданный зритель, и он вряд ли захочет расстаться с любимыми спектаклями и с потрясающей музыкой Оффенбаха, Кальмана, Штрауса, Дунаевского, Милютина... Оперетта - это выдержанное шампанское, которое греет кровь, будоражит сердца, делая молодых дерзкими, а людей в возрасте молодыми. - В чем секрет вашей молодости? - Меня миновали два пожирающих человека недуга: зависть и интриганство. А еще я благодарна судьбе, что в моей жизни есть Анатолий Львович Кремер, человек, который триедин в одном лице: муж, друг и замечательный композитор. Зная мою вокальную природу и мои сценические возможности, он создал целый театр «моих ролей», написав «Эспаньолу», «Катрин», «Джулию Ламберт» и «Джейн». Елена ПРОЧАКОВСКАЯ, Валерий МОДЕСТОВ.