Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-7°
Boom metrics
Туризм: Авиаперелеты17 февраля 2011 22:00

Теперь билеты на самолет покупаем и сдаем по-новому

Вступила в силу новая редакция «Общих правил воздушных перевозок». Что изменилось для пассажиров?

СПРОСИЛ? ОТВЕТИЛИ? ПЛАТИ! Как стало: Турагентства и авиакассы смогут брать любую плату за «подбор оптимального маршрута перевозки» и консультационные услуги. Попросту - за то, что они рассказали, какие авиакомпании летают в нужный город и сколько стоят билеты. Размер не ограничен, поборы можно «спрятать» за красивой фразой «предоставление консультационных услуг». Как было: Могли брать лишь комиссионный сбор, теперь - еще и за услуги. БИЛЕТ МОЖНО КУПИТЬ ПО СТАРОМУ ПАСПОРТУ, А ПУТЕШЕСТВОВАТЬ С НОВЫМ Как стало: Путешественник вправе бесплатно изменить удостоверяющий личность документ на другой. Например, вы уже бронируете билет на майские праздники, а загранпаспорт только отдали на оформление. Можете купить билет по номеру старого «заграна» или российского паспорта, а потом заменить на данные новых корочек. Сделать это надо заблаговременно, до регистрации на рейс. Как было: Такой возможности не было. НЕ УЛЕТЕЛИ НЕ ПО СВОЕЙ ВИНЕ? ДОПЛАЧИВАТЬ НЕ ПРИДЕТСЯ Как стало: В случае «вынужденного изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки» доплаты взимать не должны - причем не важно, произошло это до или после начала перелета. Что за «вынужденное изменение договора»? Это когда приходится менять билет на другой рейс по одной из этих причин: отмена или задержка рейса; изменение авиакомпанией маршрута (скажем, рейс с пересадкой вместо прямого); не хватило мест на рейсе, на который был куплен билет или в салоне нужного класса (это называется «овербукинг»: авиакомпании нередко продают больше билетов, чем мест в салоне самолета); вас задержали в аэропорту для досмотра, ничего опасного в итоге не нашли, но на самолет вы опоздали; не успели на стыковочный рейс той же компании; внезапная болезнь самого пассажира, болезнь либо смерть члена семьи, который летит на том же самолете; неправильное оформление билета перевозчиком или агентом. Как было: Раньше доплату не брали, только если «вынужденное изменение» произошло ДО начала перевозки. А если ПОСЛЕ - за новый билет приходилось доплачивать до цены, по которой билеты продаются на данный момент. А прямо перед вылетом цены заоблачные. Так что тут нововведения выгодны. Что такое «после начала перевозки»? Скажем, летите с пересадкой, и проблема случилась в ­аэропорту стыковки. ДЕНЬГИ ЗА ЧАРТЕР - У ПРОДАВЦА Как стало: Требовать деньги за неиспользованный билет на чартерный рейс надо там, где вы его покупали. Чаще всего такой перелет входит в стоимость путевки - значит, и за деньгами в случае чего идти в турагентство. Если покупали билет на чартер в кассе или онлайн-системе бронирования, то и возврата надо требовать там же. Как было: Надо было обращаться в авиакомпанию. НЕ ПОЛЕТИМ - ДЕНЬГИ ВЕРНУТ? Как стало: Появилась ссылка на Правила формирования тарифов Минтранса. А в них написано, что «в случае прекращения действия договора воздушной перевозки в связи с добровольным отказом пассажира от перевозки (проще говоря, вы решили сдать билет. - Ред.), если перевозка ни на одном участке не была выполнена, возвращается тариф, примененный для расчета стоимости перевозки». Но! Надо будет оплатить сбор за аннулирование билета. А размер такого сбора определяет сама авиакомпания. И никто не мешает ей прописать сбор в 90 или даже 100% от стоимости билета. Так что это новшество - самое неприятное для путешественников. Не вернут еще и некоторые сборы, входившие в стоимость билета. Как было: Авиакомпания обязана была возвращать цену билета полностью при отказе от полета более чем за сутки или 75%, если вы сдали билет менее чем за сутки или после отправления. В реальности правило не всегда работало, авиакомпании продавали «невозвратные» билеты. Но дотошные пассажиры могли дойти до суда и вернуть-таки деньги. Впрочем, в принципе такая возможность остается и сейчас (см. «Комментарий эксперта»). КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА Георгий МОХОВ, директор юридического агентства «Персона Грата»: - Пока сложно сказать, в чью пользу переписан документ. Надо посмотреть, как отразится новая редакция на практике, особенно в части споров при возврате авиабилетов. - Билеты, «пропавшие» во время декабрьского авиаколлапса, были куплены до вступления в силу новой редакции правил. Возвращать деньги должны по-старому, минимум 75%? - Будут применяться нормы, действующие на момент подачи заявления о возврате денег. Но в случае авиаколлапсов перевозчики, как правило, идут на уступки и без суда. - Если авиакомпания пишет «возврат билета не разрешен» - как это рассматривать с точки зрения новой редакции? - «Невозвратные» билеты - вопрос спорный, и новые правила этого не изменят. На практике суды принимают разные решения. Согласно ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации пассажиру в случае добровольного отказа от перевозки более чем за 24 часа должна возвращаться провозная плата полностью. Но в то же время допускается применение различных тарифов с обязательным уведомлением пассажира о правилах их применения. В любом случае вы вправе защищать свои права в суде и апеллировать к Воздушному кодексу РФ. Его юридическая сила выше, чем у отраслевых правил. А В ЭТО ВРЕМЯ Cамые безопасные авиакомпании мира... Авиаторы подвели итоги 2010 года и назвали лучших в профессии. Рейтинги полезны и для путешественников: всем нам важно знать, на чьих самолетах летать безопаснее. И у кого покупать билет, чтобы не томиться в зале ожидания. В списке 60 самых безопасных авиакомпаний - два российских перевозчика: «Трансаэро» вошла в мировую десятку, «Аэрофлот» - на 35-м месте. Топ-лист составил немецкий центр JACDEC (Jet Airliner Crashes Evaluation Center), который отслеживает данные об авиакатастрофах и происшествиях. Компании расставили по ранжиру с такой точки зрения: кто дольше всего летает без аварий, в которых погибли или пострадали люди. Вот десятка лучших: 1. Qantas Airways. 2. Finnair. 3. Air New Zealand. 4. TAP Portugal. 5. Cathay Pacific Airways. 6. All Nippon Airways. 7. Air Berlin. 8. Virgin Atlantic Airways. 9. Emirates Airlines. 10. «Трансаэро». Первые семь авиакомпаний рейтинга летают без серьезных ЧП 30 лет и более. Из этой великолепной семерки рейсы в Россию есть у финской Finnair, португальской TAP Portugal, гонконгской Cathay Pacific и немецкой Air Berlin. У австралийского перевозчика Qantas Airways не было ни одной катастрофы с человеческими жертвами после Второй мировой войны - 65 лет! Поэтому она и возглавляет список, несмотря на недавнее громкое ЧП с лайнером Qantas (в ноябре 2010 года у аэробуса А-380 в небе загорелся двигатель, пришлось экстренно приземлиться в Сингапуре). Еще у 12 авиакомпаний тоже не случалось аварий за всю историю существования. Но перевозчики эти были созданы не так давно, поэтому у них не такой большой стаж безопасных полетов и в рейтинге они занимают места с 8-го по 19-е. В этом списке «Трансаэро», созданная 20 лет назад, - на почетном 10-м месте. Также в Россию из второй безаварийной дюжины летают Emirates, Qatar Airways, Etihad Airways и Hainan Airlines. ...и самые пунктуальные «Оскар» для авиаторов, которые не маринуют пассажиров в залах ожидания, каждый год присуждает компания FlightStats. Она ежедневно отслеживает время взлета и посадки 150 тысяч самолетов в аэропортах всех стран и континентов. Критерии строгие: эксперты учитывают задержки на 15 минут и более. В финале премии оказался лишь один российский перевозчик - «Аэрофлот». А вот список победителей. Самая пунктуальная авиакомпания в мире - японская JAL. Почти 90% рейсов выполнены по расписанию! JAL летает из Москвы в Токио. В финал вышли «Сингапурские авиалинии», «Катарские авиалинии», SAS, японский перевозчик ANA и Air Nеw Zealand. У первых трех компаний есть рейсы в Россию. Отдельно наградили самых неопаздывающих на каждом континенте: в Европе - SAS. В финал в Старом Свете попали также наш «Аэрофлот», KLM, Austrian Airlines (обе летают в Россию) и румынская компания Tarom; в Азии - JAL. Еще могут гордиться пунктуальностью «Сингапурские авиалинии», «Тайские авиалинии», Air Korea (у всех трех есть рейсы в нашу страну) и ANA; в Америке - Alaska Airlines. Вслед за ней идут United (совершает перелеты в Россию), US Airways, Frontier Airlines, Virgin America. ВЫСОКИЕ ОТНОШЕНИЯ 45% пассажиров флиртуют в полете с попутчиками или стюардессами. По данным портала Skyscanner.