Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+21°
Boom metrics
Экономика1 марта 2011 22:00

Коллективные покупки: Тайский массаж за полцены и зеленый чай в придачу

В крупных городах страны появились интернет-сайты, на которых можно приобрести разные товары и услуги за смешные деньги. В чем подвох?

- Я теперь каждые выходные куда-нибудь хожу: то на тайский массаж, то на йогу, то в аквапарк, - поделился со мной однокурсник Андрей. - А после этого в каком-нибудь ресторане перекусываю. - Широко живешь, - позавидовал я. - Все гораздо проще, - подмигнул он мне. - Я везде по купонам хожу. По ним скидки от 50 до 80% дают. Попробуй - не пожалеешь. ХАЛЯВА, СЭР! Бесплатный сыр в нашей стране, наверное, не любит только ленивый. Вот почему так много рекламы, в которой за покупку, допустим, плазменного телевизора дают подарок. И не важно, что потом им окажется коробка шоколадных конфет. Само ощущение получения чего-либо забесплатно греет душу российского потребителя. Однако теперь на нашем рынке наконец-то появились настоящие скидки. Их предлагают на сайтах коллективных покупок. Оригинальная идея родилась в США. Два года назад молодой предприниматель Эндрю Мэйсон организовал сайт, на котором люди могли бы объединяться для совместного финансирования какого-нибудь дела. Но ушлые посетители быстро приспособили его для покупок в складчину. Например, предлагали вместе сходить в магазин и договориться о скидках. Мэйсон тут же просек «золотую жилу» и вскоре организовал теперь уже всемирно известный сайт Groupon.com. В России у него тут же появились клоны. При этом дисконт на них не смехотворный (в 5 - 10%), а реальный - от 50 до 90%. Откуда же такая щедрость? Скидочные сервисы выгодны трем категориям продавцов. Во-первых, тем, кто хочет продать услуги, на которые упал спрос, например, из-за сезонного фактора. Во-вторых, таким образом можно привлечь внимание к заведению, которое только что открылось. И в-третьих, даже стабильно работающие компании могут тем самым расширить свою клиентскую базу. - В бизнесе нет ничего более дорогого, чем новый клиент, - объясняет Давид Шостак, управляющий директор сервиса социальной коммерции Vigoda.ru. - По сути, весь маркетинг и предназначен для того, чтобы привлекать новых клиентов. И если в компании работают профессионалы, то они смогут сделать так, чтобы новичок потратил у них больше денег или обязательно пришел в следующий раз. КАК СТАТЬ КУПОНЩИКОМ Есть несколько вариантов коллективных скидок. Первый, когда за 99 или 100 рублей продается право на дисконт, например, в 50%. Обычно такие акции устраивают рестораны. Клиент может заказать любое количество блюд из меню и просто вложить купон в счет. Его соответственно уполовинят. Другой вариант - когда, к примеру, за 1000 рублей продают сеанс тайского массажа, который стоит 2500 рублей. - В нашей семье мы очень бережно относимся к деньгам, - рассказал «КП» Валерий, читатель из Казани. - Но на себе стараемся не экономить. Например, на прошлых выходных сходили в боулинг с друзьями всего за 149 рублей в час. Когда мы еще за такую цену выбрались бы? На этих выходных в суши-бар пойдем с 50%?ной скидкой. Так что в развлечениях себе не отказываем. Тем не менее предприниматели не готовы заниматься благотворительностью себе в убыток. Поэтому, как и везде, в этом бизнесе есть свои хитрости. - Когда мы организовывали свою акцию, то продавали 1 час боулинга по 100 рублей, - рассказал «КП» менеджер по маркетингу одного из торговых центров Москвы. - Но при этом средний счет на одного человека вышел на 1200 рублей. Ведь люди приходили к нам не только шары покидать, но и пообщаться, выпить пива, перекусить. Простой пример: если девушка приходит сделать маникюр со скидкой, то ей предлагают еще и педикюр, но уже по номиналу. А потом еще и дисконтную карту дают. Если сервис был на уровне, то компания еще одного лояльного клиента получит. Самые большие скидки делают на курсах танцев и в спортивных секциях. Ведь, начав заниматься, многие входят во вкус и продолжают покупать абонементы по номинальной стоимости. Кроме того, расчет делается и на то, что некоторые покупатели купонов не дойдут до продавца. По неофициальной статистике, примерно треть из тех, что купили купон за 100 рублей на скидку в 50%, не реализуют его. Купили в порыве халявы, а потом забыли. Но потерять такую сумму большинству не обидно. А компания между тем свою небольшую прибыль уже получила. МИНУСЫ СКИДОК Тем не менее у любых скидок есть свои негативные стороны. - Я как-то раз купил купоны на пейнтбол, хотел так день рождения с друзьями отметить, - говорит Евгений, читатель «КП» из Москвы. - Но, когда стал бронировать время, оказалось, что все места на выходных забронированы на 3 месяца вперед. Пришлось ехать поздно вечером в будний день, поэтому особого удовольствия мы не получили. Если акция очень популярная, нужно еще и позаботиться о том, чтобы успеть забронировать место в удобное для вас время. Другой минус - обслуживает клиентов не хозяин заведения, заинтересованный в новых клиентах, а наемный персонал. И к купонщикам те относятся как к халявщикам. - Мы активно боремся с этим, - поясняют в Vigoda.ru. - У нас есть 40 тайных покупателей, которые периодически ходят на все акции и пишут отчеты. Если у них появляются нарекания, то мы убеждаем продавца устранить проблемы или отказываемся от сотрудничества с ним. В то же время самая главная проблема сайтов коллективных покупок кроется в другом. В том, что они подсаживают людей на скидки. А значит, часто могут купить то, что им на самом деле и не нужно. Поэтому перед покупкой стоит тщательно все взвесить. - Лучше взять листок бумаги и написать на нем три причины, почему вы хотите приобрести эту услугу, - говорит Антон Суворов, профессор Российской экономической школы. - Доказано: это простое действие влияет на поведение людей, и они принимают более рациональные, то есть правильные решения. Но самый беспроигрышный вариант - покупать купоны на те вещи, на которые вы и так хотели потратиться. Например, если вы планировали отмечать день рождения в ресторане, то за счет скидки можете существенно сэкономить на празднике.

Что почем: со скидкой и без

Что почем: со скидкой и без

СОВЕТЫ «КП» Составьте список своих приоритетов. То есть куда вы хотели бы сходить и без скидки. Разузнайте примерные цены. А затем ищите подобные акции на скидочных сайтах. Просчитайте, действительно ли предлагаемые расценки выгодны для вас. Бизнесмены не заинтересованы в том, чтобы продавать вам услуги по дешевке, и могут хитрить. Сравните цены со среднерыночными. Их легко можно узнать в Интернете. Если сомневаетесь, позвоните как провайдеру акции, так и в ту компанию, которая устраивает распродажу. Лучше пользоваться проверенными сайтами, которые дорожат своей репутацией (см. «Полезные ссылки»). Если не хотите рисковать деньгами, расплачиваясь онлайн, заведите специальную банковскую карту для покупок в Интернете. Узнайте перед покупкой, можно ли будет сдать купон и на каких условиях, если окажется, что вы не можете им воспользоваться или все места уже забронированы (такое тоже бывает). Обычно компании идут навстречу клиентам. ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ www.kuponator.ru www.flackon.ru www.vigoda.ru www.kupibonus.ru www.biglion.ru www.groupon.ru www.bigbuzzy.ru www.klub-skidok.ru