2015-02-04T07:14:06+03:00

Расследование крушения Ту-204 в «Домодедово»: летчики сажали самолет по карманному навигатору

А диспетчеру врали, что все системы в лайнере четко работают [фото + видео]
Поделиться:
Комментарии: comments57
Изменить размер текста:

Авиакатастрофа вблизи аэропорта «Домодедово» произошла 22 марта 2010 года. Но только в минувший четверг наконец завершилось следствие и дело было передано в суд. Виновными в падении лайнера названы второй пилот Алексей Михайловский и командир экипажа Александр Косяков - причиной катастрофы оказались их неадекватные действия. ЧП случилось ночью - в 2:35 самолет Ту-204 рухнул в лесополосу. К счастью, никто не погиб. Но все восемь членов экипажа получили травмы, и двое из них - тяжелые. Пассажиров в «тушке» не было.

Как выяснилось в ходе следствия, автопилот, который стал первопричиной неправильных действий пилотов, барахлил и прежде! За сутки до ЧП тот же экипаж летел из Москвы в Хургаду. На борту самолета находились 140 туристов. И когда лайнер заходил на посадку, у него отказал автопилот. Командир судна и второй пилот перешли на ручное управление, благополучно посадили машину и... никому ни слова не сказали об инциденте! Даже своим коллегам.

Тем же вечером самолет вылетел из Хургады в Москву. Полет проходил нормально, но при посадке вылезла прежняя проблема - ни с того ни с сего отключился автопилот.

На самом деле отказ автоматики проблемой не является - самолет можно посадить и в ручном режиме. Но о подобной ситуации надо было доложить наземному диспетчеру. Дело в том, что для посадки без автопилота должна быть хорошая видимость, а облака находиться не ниже 80 метров. Но погода в Москве той ночью выдалась ужасная - был сильный туман. Пилоты об этом прекрасно знали, но все же решили сажать самолет в «Домодедово».

- Я не считал возникшую ситуацию аварийной, - заявил следователям командир экипажа Косяков.

Между тем диспетчер аэропорта заметил на своем экране, что лайнер заходит на посадку мимо полосы.

Из переговоров диспетчера с пилотами:

Время 2.31

- Вы находитесь левее курса на 2000 метров.

- Поняли.

Время 2.33

- Вы левее курса на 400 метров.

- Поняли.

Время 2.34

- Вы левее на 200 метров.

- Поняли.

Время 2.35. Пилоты:

- Как сейчас по отношению к курсу?

- Вы огни взлетно-посадочной полосы видите? - задал встречный вопрос диспетчер.

Ответа не последовало. Через секунду самолет исчез с экрана.

Экипажу лайнера чудом удалось уцелеть Фото: Олег Рукавицын Смотрите фоторепортаж: В Подмосковье упал самолет

Экипажу лайнера чудом удалось уцелеть Фото: Олег Рукавицын Смотрите фоторепортаж: В Подмосковье упал самолет

Как выяснилось позже, после отказа автоматики второй пилот стал ориентироваться по вычислительной системе ВВС-85. Но правила запрещают ее использовать при посадке - она дает неточные данные и является вспомогательной. А когда диспетчер стал повторять, что они садятся мимо полосы, летчики начали сверять курс при помощи... карманного GPS-навигатора! При этом на борту было точное навигационное оборудование, которым пилоты не воспользовались.

- Я не думал, что ситуация критическая, - пояснил свой очередной промах командир экипажа.

Кстати, во время захода на посадку он передал управление самолетом своему помощнику, а сам вместе с бортинженером пытался отремонтировать автопилот, хотя это совершенно не в их компетенции!

В результате, занимаясь не своими делами, оба летчика просмотрели высоту снижения. Опомнились они, когда «тушка» уже начала задевать верхушки деревьев.

- Я был уверен, что самолет идет на посадку в автоматическом режиме - в этом меня заверил второй пилот, - пояснил диспетчер аэропорта. - Если бы я знал, что они садятся «вручную», я бы не дал им разрешения - погода не позволяла. Отправил бы на второй круг либо на запасной аэродром.

Во время жесткой посадки Ту-204 в марте прошлого года на подлете к «Домодедово» пострадали 8 членов экипажа. Пассажиров на борту, к счастью, не было. Фото: Олег РУКАВИЦЫН

Во время жесткой посадки Ту-204 в марте прошлого года на подлете к «Домодедово» пострадали 8 членов экипажа. Пассажиров на борту, к счастью, не было.Фото: Олег РУКАВИЦЫН

Однако Межгосударственный авиационный комитет их не подтвердил.

Расшифровка черных ящиков показала, что пилоты попросту... игнорировали сообщения наземного диспетчера и вводили его в заблуждение!

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Стюардесса ушла через лес и молчком уехала на попутке Сразу после падения самолета авиатехник Катасонов позвонил с мобильного во все аварийные службы «Домодедово», а потом вместе с бортпроводником Модиным бросился на помощь второму пилоту - они вытащили его из кабины. Стюардессы Лапина и Соболева увели его подальше от самолета и усадили на бревно в лесу (в тот момент салон дымился и пахло керосином). Командира экипажа извлечь не удалось - его сильно зажало обломками. После этого члены экипажа побежали к близлежащей трассе и объяснили подъехавшим спасателям, где искать самолет. И только после того, как из лайнера достали командира экипажа, всех пострадавших увезли в больницу.

В этот момент выяснилось, что не хватает еще одной стюардессы - Кудряшовой. Оказалось, что ее единственную при падении самолета выбросило из салона.

- Придя в себя, я обнаружила, что нахожусь по пояс в снегу, - позже пояснила она свое исчезновение. - Выбралась из сугроба и пошла в сторону автотрассы.

А там она остановила попутную машину и... уехала. В ближайшую поликлинику. ВЫВОДЫ ЭКСПЕРТОВ

После расшифровки «черных ящиков» Межгосударственный авиационный комитет пришел к выводу, что:

1. Экипаж имеет низкий уровень профподготовки.

2. Кто чем должен заниматься, члены экипажа представляли слабо.

3. Правила полета и инструкции летчики игнорировали.

А автоматика, по мнению экспертов МАК, вышла из-строя «вследствие нестабильной работы радиовысотомеров на высотах, превышающих их рабочий диапазон». ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Александр Косяков, 33 года, - командир экипажа. Пилот 2-го класса. В 1999 году окончил Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации. Общий налет 5388. На Ту-204 - 1868 часов. Алексей Михайловский, 36 лет, - второй пилот. Пилот 3-го класса. В 1999 году окончил Сызранское высшее военное училище летчиков. Общий налет - 1973 часа. На Ту-204 - 979 часов. КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Александр АКИМЕНКОВ, летчик-испытатель: «Пилотов готовят как попало» - В принципе посадить самолет по GPC-навигатору вполне реально. Ведь его погрешность - три метра, а ширина взлетно-посадочной полосы - 60 метров. Но для такой посадки нужно быть хорошо обученным пилотом. Здесь же, вероятно, командир корабля был подготовлен неважно. Ну как можно в ходе полета пытаться починить автопилот?! Это делают только на земле и только инженеры. Проблема нашей авиации в том, что система подготовки пилотов фактически развалена. В нынешней структуре Росавиации, например, нет летно-методического отдела. А значит, нет и методистов, которые учат пилотов вести себя в экстренных ситуациях. Да, существует «Руководство по летной эксплуатации», где алгоритм поведения пилотов расписан. Но ведь нужны не инструкции, а конкретные навыки! Им же никто не учит. Хромает и подготовка пилотов. Пример: второй пилот летает рядом с командиром корабля. Если тот хочет, то учит напарника. Не хочет - не учит, не дает управлять. Вот и получается, что у второго пилота вроде налет огромный, а реальных навыков - почти никаких. И когда такой пилот сам садится за штурвал, жди беды. Чтобы таких аварий не случалось, нужно менять всю систему подготовки пилотов. Подготовил Никита МИРОНОВ

Место крушения самолета Ту-204."Черные ящики" найдены в километре от взлетно-посадочной полосы "Домодедово"Олег РУКАВИЦЫН

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «На лес близ Домодедово рухнул Ту-204 »

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также