Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Происшествия12 апреля 2011 12:20

Зачем террористы взорвали минское метро?

И какую цель преследовали те, кто эту подлость устроил? «Комсомолка» попыталась получить ответы на эти вопросы от экспертов

Теракт в тихой, ни с кем по большому счету не конфликтующей Белоруссии, озадачил политиков и политологов. Действительно, кому понадобилась кровь в минском метро, и какую цель преследовали те, кто эту подлость устроил? «Комсомолка» попыталась получить ответы на эти вопросы от экспертов.

КТО МОЖЕТ СТОЯТЬ ЗА ЭТИМ?

- Кавказский след исключаю, - заявил «Комсомолке» генерал-майор милиции, член комитета Госдумы по безопасности Александр Гуров. - То, что Батька не давал кавказцам там обосновываться, и гонял этнические преступные группировки, происходило давно. Но никто же ничего не взрывал... Возможно, просто кто-то возомнил себя борцом. Кроме того, может быть это психическое обострение- Честно, говоря, теряюсь в догадках, - развел руками директор программ России и СНГ Германского совета по внешней политике Александр РАР. - Хотя одну версию выскажу, но осторожно: это может быть ударом исламского терроризма по военному и экономическому союзнику России.

КАКОВА ЦЕЛЬ ТЕРРОРИСТОВ?

- Наиболее оптимальная версия теракта - месть кого-то кому-то, - считает генерал Гуров. - Не исключаю, что имел место совершенно определенный прагматизм - впутать Белоруссию во все современные дела, и кого-то убедить: никакая она не спокойная республика, там то же самое, что в России... Думаю, скоро мы получим ответы на эти вопросы.

- Если это дело рук исламских фанатиков, то, боюсь, цель: продемонстрировать, что северокавказские экстремисты, если захотят, легко могут добраться до военных союзников России, - осторожно предполагает Александр РАР.

КАКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ БЕЛОРУССИИ И ЛУКАШЕНКО МОГУТ ИМЕТЬ ЭТИ СОБЫТИЯ?

- Сейчас будет поколеблено доверие к Лукашенко, вера в стабильность его режима, ведь он же последние лет 15 говорит, что там криминала, как и террора, нет, - считает Александр РАР. - Это он, кстати, сразу понял, поэтому его первой реакцией было обвинить силовые структуры за то, что они это допустили. Второе последствие - кто-то в Белоруссии возможно заговорит на тему: а зачем нам такой союз с Россией, которая вечно воюет, а достается за нее Белоруссии?

ЗАЧЕМ В МИНСК ВЫЛЕТЕЛИ СОТРУДНИКИ ФСБ?

- Ругай, не ругай ФСБ, но в этом ведомстве за годы накоплен огромный опыт расследования подобного рода преступлений, - утверждает Александр Гуров. - Наши специалисты могут определить тип террориста, его техническую подготовленность, и помочь выйти на тех, кто это организовывал. Такая помощь нужна белорусским силовикам, и они ее с благодарностью приняли. Кроме того, у нас есть большой опыт по профилактике терактов, ведь сколько их было раскрыто, не доведено до конца... Эти знания тоже могут помочь нашим белорусским коллегам. Чтобы такие трагедии пресекались на корню.

У метро собрали практически все «Скорые» города - помогать недавним пассажирам метро.

У метро собрали практически все «Скорые» города - помогать недавним пассажирам метро.

Павел ПОПОВСКИХ, военный эксперт-взрывотехник, полковник в запасе: «В Минске не виден почерк исламских фанатиков»

- Проанализировать ситуацию со взрывом в минском метро со стороны достаточно сложно. Тем не менее можно отметить характерные отличия от терактов в московском метро. Во-первых, в российской столице действовали смертники - живые бомбы, которые пронесли взрывчатое вещество в метро на своем тебе. Смертники-самоубийцы, исламские фанатики. В Минске этот почерк был не виден - взрывное устройстве оставили в метро и привели в действие дистанционно. Причем, подрывник находился неподалеку - взрыв произошел в момент прибытия поезда на платформу «Октябрьская».

Судя по сильному задымлению на станции и следах копоти на лицах уцелевших людей, можно предположить, что в качестве взрывной смеси применялась взрывчатка метательного характера. Это не тротил, не пластид и даже не гексогеновая смесь, которые чаще всего используют террористы-исламисты. Можно предположить, что для взрывного устройства использовался порох.

Возможно, что от артиллерийского снаряда, не исключено, что мог использоваться порох, который применяется для производства патронов. Начинка из однокалиберных металлических шариков диаметром 1 сантиметр свидетельствует об их промышленном производстве. Кавказские боевики обычно используют рубленные гвозди и арматуру. Для большего поражающего эффекта.

Александр ПРОХАНОВ, публицист, главный редактор газеты «Завтра»: «У белорусской оппозиции могла появиться радикальная молодежь» - У Лукашенко сложились очень сложные отношения с оппозицией, которую он разгромил. В недрах этого конфликта могут созревать взрывоопасные тенденции. Например, в рамках оппозиции может появиться молодежное радикальное крыло, которое вместо политических методов начинает использовать боевые, террористические. Второе. Напряжение сложились у Лукашенко с Западом. Западные спецслужбы, в основном польские и германские, те самые, которые кормили оппозицию деньгами, могли устроить взрыв, чтобы показать, что не подавленная оппозиция начинает вести террористическую войну.

Трагедия случилась 11 апреля в вечерний час пик. Взрывная волна накрыла сразу 300 человек, скопившихся  на платформе.

Трагедия случилась 11 апреля в вечерний час пик. Взрывная волна накрыла сразу 300 человек, скопившихся на платформе.

Фото: АП

Три версии Владимира Жириновского

По словам Жириновского, взрыв в метро может быть выгоден Западу, «чтобы отвлечь внимание от Африки, чтобы не было в фокусе всё, что сегодня делает НАТО» в регионе. Согласно второй версии вице-спикера, террористы вынуждены были перенести удар из России на территорию Белоруссию. И вовсе не просто так:

- Возможно, сказалась эффективная деятельность российского антитеррористического центра, который, видимо, поломал слишком много сценариев по очередному теракту в нашей стране, заявил Жириновский. - Тем самым это подтолкнуло террористов совершить теракт в Минске, чтобы оправдать те деньги, которые в них вкладываются. У них ведь, наверно, тоже есть план работы. Первый квартал они выполнили — совершили теракт в Домодедово. Больше не получается в России, решили теперь в Минске (читать далее).

Шесть версий о трагедии Мы прочитали все, что пишут на форумах и блогах, и попросили прокомментировать версии минского политолога Дениса МЕЛЬЯНЦОВА и подполковника в отставке Валерия КОСТКО Взрыв был выгоден нынешней власти. Он отвлек бы народ от экономического кризиса, валютной лихорадки, падения зарплат и роста цен. Денис Мельянцов (старший аналитик Белорусского института стратегических исследований): - Чушь. Можно отвлечь людей от экономических проблем, но, первое, только на время. Второе: подрыв мифа о «стабильной Беларуси» - угроза серьезнее, чем нехватка сахара. К тому же взрыв произошел недалеко от администрации президента. Вряд ли взрывали бы сами себя: мало ли что может случиться, выйди ситуация из-под контроля. Валерий Костко (подполковник белорусского КГБ в отставке): - Есть подверсия, что это разборка в кланах во власти... После взрыва на День независимости 3 июля 2008-го отправили в отставку госсекретаря Совета безопасности Шеймана, переформировались силовые структуры. Спецслужбы не раскрыли то ЧП! Были десятки раненых, а дело квалифицировали как злостное хулиганство. Ну кто ответил за хулиганов?

Ливийский след - месть за то, что белорусы якобы воюют на стороне Каддафи. Д. М.: - Из области конспирологии. Наших военных там нет. Операция здесь да еще в то время, когда в самой Ливии пока не ясно, что происходит и кто победит. Все силы там сосредоточены, им не до Белоруссии. Выпад оппозиции. Д. М.: - У нас оппозиция сейчас или по тюрьмам, или под слежкой ГКБ. А те, кто не в тюрьме и не под надзором, на это не способны. Во-вторых, нужны специалисты, а таких в белорусской оппозиции нет. Это акция западных спецслужб. Д. М.: - Западные структуры, спецслужбы не действуют такими методами, да еще в центре Европы в мирной, тихой стране, не угрожающей своим соседям. Они на такую операцию не решились бы, не их методы - действия против мирного населения в Европе. Профинансировать, готовить революцию, деньги вложить - это возможно. Теракты - нет. В. К.: - У нас нет конфликтов на уровне большой политики. Теракт - дело рук исламистов. Д. М.: - Если говорить о радикальном мусульманском терроризме, то в Белоруссии его нет. У нас и мусульман-то живет немного, и они в основном лояльны к существующей власти. Бомбу изготовил сумасшедший одиночка. Д. М.: - Такие версии есть при любом взрыве. Но взрыв был профессиональным, большой мощности. Такую бомбу нужно уметь сделать...

Ольга ШЕСТАКОВА, Наталья ШАРАЙ («КП» - Минск»)

Вчера станцию «Октябрьская» закрыли. Следствие изучает, кто устроил трагедию.

Вчера станцию «Октябрьская» закрыли. Следствие изучает, кто устроил трагедию.

ВОПРОС ДНЯ Кому выгоден этот теракт? Сергей ДОРЕНКО, главный редактор радиостанции «Русская служба новостей»: - Для абсолютно всех сторон, которые пытаются влиять на жизнь в Белоруссии, от этого взрыва больше негатива. Оппозиции? Да запланируй они такую вещь, через 20 минут стучали бы уже друг на друга. Россия этого сделать не могла ни при каких обстоятельствах. Даже при самом циничном раскладе у нас есть более мощный, чем тротил, рычаг воздействия на Лукашенко - газовый вентиль. Западная диверсионная группа? Но нужна была подготовка серьезная, на которую обратили бы внимание белорусские спецслужбы... Людмила АЛЕКСЕЕВА, правозащитник, глава Московской Хельсинкской группы: - Не исключено, что это провокационные действия для того, чтобы объяснить и оправдать новые преследования оппозиции. Это, конечно, лишь версия, но в Минске такое вполне возможно. Алексей ВЛАСОВ, гендиректор Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве: - Ни власти, ни оппозиции этот взрыв невыгоден, надо учитывать психологию и менталитет белорусского общества. Думаю, нужно искать третью силу, которой интересно дискредитировать и Лукашенко, и его политических конкурентов одновременно. Сейчас может произойти как сплочение нации вокруг трагедии, так и раскол, если лидер Белоруссии будет искать виноватых там, где они вряд ли есть. Сергей МАРУДЕНКО, председатель общественной организации белорусов Казани «Спадчына» («Наследие»): - Наверное, тем, кто проиграл президентские выборы. Я был тогда наблюдателем в Беларуси и заметил, как в республике стабильно живут люди. Александр РОГОВ, депутат Псковского областного собрания: - Я сам белорус, у меня родители в Минске. С ними, слава богу, все в порядке... Не думаю, что проблемы внутри страны, скорее что-то извне. Не хочется верить, что на карте мира появится еще одна горячая точка... Станислав ГАНИН, подполковник ФСБ в отставке, Нижний Новгород: - На мой взгляд, это попытка дестабилизации обстановки в Белоруссии. С далеко идущими последствиями, схожими с теми, что происходят сейчас в Северной Африке. Кто заказал трагедию в Минске? Не знаю. Тот, кто заказывает музыку сегодня на всей планете… Лэсси, читатель сайта KP.RU: - А вот посмотрим: если начнется очередная «цветная революция», Батьку объявят противником демократии и призовут бороться с «режимом Лукашенко», тогда ответ будет очевиден... Василий БАЖАНОВ, слушатель радио «КП»: - Ну уж точно не Лукашенко и не Москва...