Антон Челышев:
- Христос Воскресе! Отец Игорь пришел к нам сегодня не один, а с супругой, матушкой Анной. Мы тут ранее спор завели об употреблении спиртного на кладбищах и о посещении погостов в этот праздник. Можно это делать? Нельзя? Потому что такое ощущение складывается, что народ вроде бы знает, что нельзя посещать, но, тем не менее, миллионами на кладбище валит и дороги перекрывают.
Игорь Фомин:
- На самом деле, это трагедия. Вот я к вам приехал с кладбища. Сегодня утром служил на кладбище в Ракитке. Действительно все перекрыто, миллион народу. Не подойти даже к входу. Все забито. Спиртного не продают, как и обещали, все выполнено.
А.Челышев:
- Я обещал, что с собой можно принести.
И.Фомин:
- Не знаю, не заглядывал в сумки. Мне кажется, что эта традиция все-таки сложилась в советское время. А то, что сложилось в те замечательные прекрасные времена для нашего народа, как говорят, что раньше и деревья были выше, да и жемчуг крупнее, и щи кислее – все было лучше, то эта традиция укоренилась. Почему она сложилась? В советское время нельзя было посещать храм. Стояли дружины. В храм молодежь не пускали. Ну и так далее и тому подобное. И вот душа человеческая все равно требует какого-то общения с чем-то неизведанным – с потусторонним миром. Она не может смириться с тем, что близкий человек здесь прожил какое-то время и ушел в никуда, и от него осталась горстка пепла или косточки. И вот, куда он идет? Он идет на кладбище. Когда? На Пасху. На кладбище-то на Пасху не запрещали ходить. День и день. Простой день. И эта традиция осталась с прошлого века. В церкви есть свой день – Радоница. Это второй вторник после Пасхи, когда приходят все на кладбище и поминают усопших.
А.Челышев:
- То есть, получается, что если человек шел в Радоницу на кладбище, это значит, ага, он знает обряды, значит. Он верующий, значит, надо к нему попристальней приглядеться. А на Пасху все идут и вроде бы собственно и не запрещено, и нормально, и под подозрение не попадаешь?
И.Фомин:
-Нет, почему? Правила для чего созданы? Они созданы не для того, чтобы декларировать, верующий ты или неверующий. Соблюдаешь или не соблюдаешь. Правила созданы для удобства. Никто же не будет говорить, что тот, кто переходит дорогу на зеленый свет. Он самый лучший друг инспектора ГИБДД, правильно? Самый лучший друг инспектора ГИБДД, наверное…
А.Челышев:
- Купюра в пять тысяч рублей?
И.Фомин:
- Не знаю (смеется). Поэтому правила для удобства созданы, чтобы человек не отвлекался на что-то потустороннее, на что-то ненужное. Чтобы он не придумывал что-то свое. Потому что, если у нас нет каких-то рамок, то мы начинаем их создавать. Умер человек – начинаем завешивать зеркала. А зачем? Никто не может объяснить. Или ставим рюмку водки и накрываем черным хлебушком. А зачем?
Анна Фомина:
- Некоторые, наверное, боятся умерших. Есть какие-то традиции, чтобы никто не возвращался и никого не забирал. Это какой-то страх, наверное. И то, он может быть, не совсем объясним.
А.Челышев:
- Невежество проклятое. А как с алкоголем быть? Не зря же запретили продавать алкоголь у кладбищ. С собой проносить можно, это уже мы своим умом дошли. Действительно, не будут же в сумки лезть? К тому же водка не звенит, если не в металлической фляжке. И народ будет с цепи срываться. Естественно, не все. Но неприятные случаи бывают.
И.Фомин:
- Очень много неприятных случаев. Иногда бывает так, что идешь по кладбищу…
А.Челышев:
- Дерутся?
И.Фомин:
- Да какой дерутся. То ли он сам откопался, то ли просто уснул на холмике. Странно даже на это смотреть. Церковь не запрещает употребление алкоголя, но она всегда говорит о царском пути. Вот что бы ты не делал, у тебя должен быть царский путь.
Елена Чинкова:
- Давайте поговорим в праздник о вещах более светлых. Вот как семья обычного священнослужителя встречает этот день? Как-то особенно или вместе со всеми верующими? Вы так же выстаиваете со своими малолетними детьми службы? Как проходит ваш день?
И.Фомин:
- Это к матушке. Я, как священнослужитель, нахожусь далеко от семьи в этот момент. Ну как далеко - на богослужении…
А.Фомина:
- Да, батюшка служит в городе, а мы живем за городом. Конечно, семьи священнослужителей могут и вместе встречать, но в нашей семье мы только на службе вместе находимся. А все хлопоты, приготовления к празднику у нас, к сожалению, проходят в основном раздельно. То есть батюшка в храме практически всю Страстную Седмицу, последнюю неделю перед Пасхой. А мы в семье с детьми, стараемся подготовиться к Пасхе. Дом прибираем, думаем, какое угощение на стол поставить. Обязательно в субботу выходим освящать куличи. Как все.
А.Челышев:
- А когда в семье муж или жена врач, это же очень удобно – не надо в поликлинику ходить. Дома, оп, и укольчик. А если супруг священнослужитель – можно дома куличи освятить?
И.Фомин:
- На самом деле освятить можно дома и никаких вопросов нет. Но, когда приходишь в храм освящать куличи, это же не просто какое-то действие. Вот пришел…
А.Челышев:
- Как посолить…
И.Фомин:
- Да, как посолить, водичкой покропили и все замечательно. Собрался и ушел. Ты зайдешь в храм, ты приложишься к плащанице в этот момент. В субботу, раз в году такое только бывает. Ты почувствуешь настроение других людей. Это совершенно что-то такое особое и уникальное. Хоть и молчит всяка плоть, но сердце-то ликует.
Е.Чинкова:
- Раз уж мы заговорили об угощениях, у меня такой вопрос к матушке: а вы своих детей сызмальства приучаете к посту? Или когда они уже достигнут какого-то сознательного возраста, сами выбирают, будут поститься или нет?
А.Фомина:
- Пост – это, конечно, не только ограничение в еде, это ограничение в каких-то удовольствиях, без которых мы можем прожить.
Е.Чинкова:
- Телевизор там не смотреть?
А.Фомина:
- Да. Что-то лишнее, то, без чего мы можем спокойно обойтись. Конечно, маленьким детям обязательно надо полноценно питаться. Так что, если пост в еде, то это, к примеру, исключение вкусных молочных шоколадок. Такие вещи, которые дети, конечно, любят, но без которых даже полезнее было бы обойтись. Стол у нас общий. Дети видят, что мы едим. Отдельно что-то мясное только самым маленьким готовим. Те дети, которые ходят в сад или в школу, едят там все то, что дают. Конечно, молочное у нас на столе стоит обязательно. Мы считаем, что полноценное питание должно быть. И ограничения касаются в основном каких-то развлечений - компьютера поменьше и т.д. То есть человек внутренне понимает, что сейчас какое-то другое время, что-то особое происходит. Надо поработать над собой, избавиться от каких-то желаний хотя бы на время ради Бога. И, главное, что вся семья постится. Поэтому все происходит естественным образом так, что даже и не приходится особо объяснять.
И.Фомин:
- Когда нашему Пете было четыре годика, был такой случай. Показываем ему на квашеную капусту: «Петр, бери». А он говорит: «Нет, не буду, сейчас пост. Я пощусь».
Звонок от радиослушательницы Ольги:
- Добрый день, с праздником вас! Я неверующая. Я хотела спросить: а вот наш Патриарх Кирилл, он женат?
А.Челышев:
- Вопрос, конечно, интересный (смеется).
Ольга:
- Потому что вы сейчас с женой. У вашей жены такой чудный голос. А он вот все время один.
Е.Чинкова:
- Так он же монах!
Ольга:
- Я об этом ничего не знаю. Потому и хотела спросить.
И.Фомин:
- Есть разные степени священства. Есть белое духовенство, которое женато. Оно не может занимать высших иерархических ступеней, то есть, епископских должностей, управления целыми областями. Управление может занимать монашествующий, инок – то есть иной. Совсем другой от общества. У Патриарха не может быть жены, так как он монах. Он - высшее иерархическое лицо.
А.Челышев:
- Зато, если говорим мы о светском руководстве, там, наоборот, если у тебя есть жена, то это хорошо. Если супруги нет – то это подозрительно.
Звонок от радиослушательницы Натальи:
- Я в прошлом году была на схождении благодатного огня. Фотоаппараты были выключены. Пять раз всполохи, я умывалась огнем. В этом году я встала и сказала, Господи, дай мне еще раз чудо, у меня с тех пор четыре свечечки осталось. Зажгла и опять ничего не почувствовала - просто как будто меня погладили. А простой свечкой потом попробовала – волосы сразу запахли, все загорелось.
И.Фомин:
- Будьте осторожны с огнем.
А.Челышев:
- Давайте немножко пофилософствуем. Отец Игорь, вот мысль такая в голову пришла: воскресенье, это у нас собственно воскресение Христово. Почему для нас воскресение более серьезно, чем сам день самопожертвования Христова?
И.Фомин:
- Во-первых, для православных христиан Страстная пятница - это особый день. В этот день нет литургии даже. То есть такая скорбь, что нет литургии. В этот день по уставу даже не положено вкушать пищу из-за скорби. Множество вспоминается вещей, которые действительно приводят в ужас, если человек не просто их вспоминает, а сопереживает вместе с апостолами, вместе с самим Христом. Есть упоминание в Типиконе, это богослужебный устав православной церкви, что только после захода солнца можно старикам и беременным вкусить немножко хлеба с водой. Ради того, чтобы поддержать силы.
А.Челышев:
- А всем остальным когда можно?
И.Фомин:
- После причащения в субботу уже. То есть мы этот день выделяем особо в году. Почему для нас Воскресение более важно, чем какое-либо другое событие в земной жизни Христа? Даже более, чем Рождество? Если Христос не воскрес, пишет апостол Павел, то вера наша тщетна. На Воскресении Христовом зиждется вообще все человеческое бытие. Осознает это человек – не осознает это человек, Воскресение - это продолжение, это дверь в жизнь будущую. Воскресение - это освобождение человека от греха, от каких-либо других пороков, страстей. «Только через пролитие крови бывает прощение», - говорит Священное Писание. И вот после этого пролития крови происходит чудо, что плоть не истощается, а плоть восстает. Вот это чудо происходит с человеком. Человек грешный, он падший, но в воскресшем Христе он обретает силы для своего восстания из этих грехов.
Е.Чинкова:
- В очередной раз наша Пасха совпадает с католической. Когда такое происходит, лично мои друзья-католики и я рады, что у нас общий праздник, и мы можем одновременно разделить эту радость. А у самих Церквей тоже к этому какое-то особое отношение или нет?
И.Фомин:
- Когда у нас совпадают Пасхи, лично я этому радуюсь. Не потому что я так люблю католицизм, а потому что люблю людей, которые пребывают в католичестве. Мы некогда праздновали Пасху едино, вместе. Но разделение богослужебных стилей, богослужебных канонов, исчисление времени, календаря, все это привело к тому, что радость наша очень редко совпадает вместе. И это очень плохо. Мы придерживаемся того календаря, который был принят еще в четвертом веке на I Вселенском соборе. Католичество делает очень серьезную поправку при Григории XIII и переходит на новый стиль исчисления Пасхи, Это отдельный, в общем-то, момент. Но самая большая трагедия, что мы празднуем Пасху раздельно.
Звонок от радиослушателя Гочи:
- У меня один вопрос насчет духовности. Такой факт: 1986 год, если мы помним, был международным годом мира объявлен. И такой был девиз: «Беречь мир и будущее человечество». И был призыв к воюющим сторонам, чтобы хотя бы на один год сложить оружие. А как откликнулись на этот призыв, как я потом узнал из справочников, в течение только одного этого 1986 года в результате военных действий погибло пять миллионов человек. А в том же году 27 октября Папа Иоанн Второй собрал духовных лидеров, чтобы молиться о мире и благополучии. Получается, что Бог не услышал ни одной молитвы представителей мировых конфессий? А почему? Может быть, они не тому Богу молились? Не истинному?
И.Фомин:
- Вопрос замечательный. Вы, Гоча, хотите представить так, что лидеры религиозных конфессий собрались, пали в ноги к Господу, подергали его за штанины и сказали: "Господи, вынь, да положь нам это". Он говорит: "Согласен". Хорошее прошение, три раза хлопнул в ладоши. И вдруг у всех перестало стрелять оружие и тому подобное. Знаете, не будет такого. Без человеческой воли – человек свободен. Абсолютно свободен полностью. Приходит ко мне одна женщина и говорит:
- Батюшка, мне нужна молитва, чтобы похудеть.
- Замечательно, вот есть определенные посты. Давайте их начнем соблюдать.
- Нет, посты - это сложно. Это я не смогу. А вы не могли бы помолиться, и чтобы я завтра похудела? Нет? А хотя бы через год?
- И через год не получится от моей молитвы ваше похудание. Вы будете продолжать есть пирожки, а мы будем просить Господа, чтобы калории проскакивали мимо вас. Этого не будет, Гоча, понимаете? Если человек просит у Господа, и Господь совершает чудо только в том случае, если в сердце человека есть место, где он может совершать это чудо. Этот пятачок в сердце человека, это маленькое местечко в сердце человек должен подготовить сам. Я готов на великие подвиги, Господи, я готов на какие-то лишения. Дверь во взаимоотношениях людей всегда открывается только на себя. Надо свое пространство, скажем так ущемить, чтобы потом открыть большое.
А.Челышев:
- Такое ощущение, что Всевышний как бы подшутил, что называется, над миром. Ведь, смотрите, отличия никакого. Мы 8 марта поздравляем женщин, в день Радоницы мы поминаем наших предков и такое ощущение, что женщин поздравляем только 8 марта, предков поминаем, соответственно, только в день Радоницы. И, в общем, судя по всему, человечество задумало то же самое, вот в 86-м году у нас будет мир, а вот дальше – хоть трава не расти.
И.Фомин:
- Да, хоть трава не расти. Это похоже на то, что мы говорим: что же Господь такой жестокий, что до сих пор в войнах гибнут дети? Очень часто я слышу этот вопрос. Для наших радиослушателей скажу страшную вещь: в России ежегодно делается полтора миллиона абортов. То есть, мы убиваем своих детей. Ни одна война столько жизней не унесла детских. Ни одна война. Мы убиваем детей больше, чем на каких-то военных действиях. И после этого мы предъявляем Господу претензии, чего это в войнах умирает столько детей? Когда надо выбирать какую-то красивую вещь, мы здесь прикладываем много усилий. А когда надо ущемить свои какие-то желания, страсти и т.п., мы сразу же – пас. Нет, нет, это не для нас. Это для кого-то другого. Вот давайте посмотрим, как там сосед пьет, или кто-то еще чем-то занимается. О себе надо подумать.
А.Челышев:
- Отец Игорь, давайте об этом как-нибудь другой раз поспорим, потому что, я чувствую, здесь диспут будет весьма и весьма таким горячим и бурным. И может даже серой запахнуть.
Звонок от радиослушателя Андрея:
- Христос Воскресе! Спасибо вам за передачу глубокую и нравственную. Действительно, мы сами все виноваты. Я хотел батюшке задать вопрос такой, это все происходит из-за того. что все перепутали сами же люди. Но дело в том, что я слышал, что в Пасху и на Христово Воскресенье многие ездят по советским традициям на кладбище, а в это время – единственный день, по-моему, в году, когда открываются Царские Врата и все усопшие стоят перед Господом. Слышал, что нельзя в первый светлый день ездить туда?
И.Фомин:
- Действительно. Если мы зайдем в храм, и я был бы очень рад, если бы каждый радиослушатель нашел бы время в течение этой недели до субботы, зайти в храм, то он может увидеть, что Царские Врата открыты круглосуточно. И это символизирует то, что в эти дни пространство между небом и землей, как бы соединяется, открыто. Как говорил Патриарх Кирилл, наша молитва об усопших дает возможность им общаться с нами. Молитва об усопших, а тем более, молитва в храме, слышна пред Господом. А усопшие с Господом везде.
Е.Чинкова:
- У меня житейский вопрос к нашей матушке. Что посоветуете нашим слушателям из блюд на Пасху. Чем лично вы украшаете свой стол?
А.Фомина:
- Традиционные блюда - кулич, творожная Пасха, крашеные яйца. В субботу мы с детками делали, я как раз думала о том, как интересно, что все-таки у нас в России, светской стране, наличие этих блюд даже не обсуждается. Канонических рецептов, скорее всего, нет. Единственное - это дрожжевое тесто. У каждого свои рецепты. У меня мама печет куличи просто превосходные. Изюминка в том, что она белок не кладет. Те, кто кладет белок и хорошо вымешивает, у тех тесто пышное. Кто-то шоколадное делает. Рецептов много, самое главное - суть у них одна одна. Когда все сделано с любовью и своими руками.
Хочется, чтобы в этот день приезжали близкие, родные. Чтобы этот день был наполнен смыслом, был не просто выходным днем. Такие моменты греют нашу душу в течение года до следующей Пасхи. Это очень важно и в воспитательном плане для детей.
И.Фомин:
- А потом, вы знаете, мы с матушкой выросли на таких приходах, где приход был большой семьей. Выходя из храма, в трапезной где-то или на улице накрывали столы. Может быть, и что-то незамысловатое, но…
А.Фомина:
- Стол праздничный объединяет людей. Не было такого, чтобы все постояли на службе, причастились и разошлись по своим домам. Самое главное - чтобы еще после службы все могли собраться за одним столом.
А.Челышев:
- Я предлагаю нашу беседу прервать, собственно, даже если бы я не предложил, наше эфирное время к концу подходит и отправиться за праздничный стол. У нас здесь тоже небольшой праздничный стол имеется, не скроем. Но, правда, естественно, без всего того, что запретили продавать на московских кладбищах сегодня. К сожалению, только сегодня. Спасибо большое всем, кто нас слушал. Спасибо большое нашим гостям. С праздником!