Звезды24 мая 2011 2:00

Сериал «Достоевский» - клевета на жену писателя?

Фильм Владимира Хотиненко о писателе застал исследователей его жизни и творчества на «Достоевских чтениях» в Старой Руссе

В этом городе классик литературы прожил последние 8 лет жизни. На экране еще шли финальные титры, а признанный специалист по творчеству Достоевского доктор филологических наук Людмила Сараскина уже делилась с нами впечатлениями по телефону. - Я испытала чувство глубокой обманутости и разочарования, - призналась Людмила Ивановна. - Сценарий слабый. Это «пунктир пунктиров» из отдельных эпизодов! Многое придумано, умышленно переврано. Нарушена логика. - Например? - Например, сцена казни в самом начале. Достоевский не был в первой тройке. В этой сцене ему приписаны слова, которых он не говорил. И вместе с тем отняты важные его слова: «Мы будем вместе с Христом». А дальше авторы пошли по легкому пути. Дерганый ритм, лихорадочная скачка по жизни писателя. Если и есть в увиденных мною двух сериях человеческое измерение Достоевского, то писательского измерения там нет. Впечатление, что сценарист (Эдуард Володарский. - Авт.) собрал материал из дрязг, домыслов, нарочито все скандализировал. Не могло такого быть, чтобы Марья Дмитриевна бросила перчатку в снег, чтобы Достоевский ее искал, а она могла открыто целоваться с Вериговым. Это клевета на Марью Дмитриевну! - А как вам актерская игра? - Очень жалко актеров! Они превосходные. Впечатление, что им мучительно играть неправду. И как прекрасно они играют в тех местах, где сценарий основан на фактах или вымысле, который не противоречит логике. ДОСЛОВНО «В России нет режиссеров для этой задачи» Писатель и публицист Дмитрий Быков собирается смотреть сериал, только когда он выйдет на DVD. Но ничего хорошего от фильма не ждет. - Художнику должно быть свойственно смирение особого рода - он должен понимать потолок своих возможностей. Хотиненко - хороший режиссер, Миронов - хороший артист; наверное, и Чулпан Хаматова очень талантлива. Но надо понимать, что ни наше время - достаточно мелкое и пошлое, ни предыдущие работы этих художников не дают ни малейших оснований надеяться, что у них получится шедевр. Хотиненко, судя по «Попу», находится не в лучшей творческой форме. Хотя в 90?е годы делал шедевр за шедевром. Но Достоевский даже для него раннего был бы темой слишком масштабной. Сегодня в России нет режиссеров для этой задачи. Тут велик шанс отвадить от Достоевского надолго.

ЗВОНОК СЦЕНАРИСТУ «У меня чувство неудовлетворенности» Своими впечатлениями о первых сериях с нами поделился автор сценария Эдуард Володарский. - По-режиссерски «Достоевский» скроен, в фильме прекрасный актерский ансамбль. Но есть у меня чувство неудовлетворенности именно по личности Достоевского. Режиссер многое из сценария убрал. В том числе, кстати, слова, которые писатель говорил во время казни. Режиссера больше интересовали все эти влюбленности, личная жизнь писателя, нежели его идеи. В результате разорвана история каторги, она возникает лишь в виде воспоминаний. Это большая потеря - именно каторга сделала его Достоевским, которого мы знаем и который стал пророком. Это там к нему прикрепилась мысль, что если у русского человека отнять православие, то он станет зверем. К сожалению, ничего этого сейчас нет... ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА Кто еще играл классика? Евгений Миронов - далеко не первый, кто сыграл в кино классика литературы. Николай Хмелев: «Тюрьма народов» (1932), режиссер - Василий Федоров. Первое появление Достоевского в кино. Анатолий Солоницын: «26 дней из жизни Достоевского» (1980), режиссер - Александр Зархи. «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля за лучшую мужскую роль. Майкл Гэмбон: «The Gambler» (1997, Великобритания - Нидерланды - Венгрия, режиссер - Кэроли Макк. На русском фильм не выходил. Андрей Ташков: «Три женщины Достоевского» (2010). Пока снимался фильм, о нем много писали. Но шумной премьеры не получилось. ДРУГОЕ МНЕНИЕ Есть такой - Федор Михалыч! Стыдно признаться, но мне Достоевский как-то ближе Дэна Брауна, «Пиратов Карибского моря» и даже Пугачевой... Ну так вышло... Простите... Ребят из «Дома-2» искренне прошу кидаться в меня чем-то не очень тяжелым. И фильм про него я ждал с искренним ужасом. Сейчас же размажут, покажут, каким он был лихим гусаром, или ходоком, или транжирой, или игровым маньяком... И даже если бы все этот было бы правдой - это вранье, потому что Достоевский был гением. И кино про него я бы призывал вовсе не снимать. А если снимать - то в стиле Жития, как делали монументальные многосерийные ленты в СССР - про Ломоносова, Паганини... Чтобы четко было все выдержано в положительных тонах, без слабостей. Фильм - как памятник. Кому нужна правда в бронзовых изваяниях? Куда важнее орлиный профиль и вытянутая в правильном направлении рука... Но с Достоевским, видимо, так все-таки нельзя. Ему и памятник рядом с Ленинкой поставили странный, и фильм о нем сняли удивительный... Историки говорят, не так все было? А когда историки говорили по-другому? Зато Евгений Миронов нарисовал своего Достоевского таким, каким увидел. И это здорово. И все приключения на любовном фронте и в казино - скорее боль героя, чем лихость и «во дает!». И те, кто смотрит фильм, наверняка это чувствуют. Страшно сказать, но в наше очень недостоевское время даже Федору Михайловичу нужен пиар. Чтобы хоть знали - есть такой! И фильм получился цепляющим, качественным. А то, что это художественная условность, любой поймет, прочитав хоть одну книгу Федора Михайловича. А тем, кто не прочтет, - все равно ничего не докажешь. Пусть хоть про казино посмотрят... Павел САДКОВ «Достоевский». По будням до четверга включительно, вечер. Россия-1