Россия
Москва
+7°
Происшествия1 июня 2011 20:15

Анастасия Лавренко, подруга погибшей туристки: «В самолете у Марины начались галлюцинации»

Москвичка, которая была на роковой вечеринке на яхте в Турции, рассказала «Комсомолке», что именно там происходило [аудио]

Настя Лавренко и Марина Шевелева познакомились в 2008 году - они обе поступили в Московский государственный индустриальный университет и сразу же сдружились. Оказалось, у девушек много общего, они обе любят путешествовать.

- Еще на первом курсе мы решили, что непременно слетаем в Турцию, - рассказала Настя «Комсомолке». - Идею эту вынашивали три года. Минувшим мартом начали искать подходящий тур.

На отдых заграницу они полетели впервые.

- Планировали: отдохнем, загорим и с новыми силами примемся сдавать сессию. Но все пошло не по плану...

ПРОЩАЛЬНАЯ ВЕЧЕРИНКА

- Мы прилетели в Турцию 20 мая. 21-го гид знакомил нас с отелем и предлагал на выбор различные экскурсии. Мы от них отказались. А 26 мая он сказал, что есть еще одна интересная экскурсия - покататься на яхте. Там обещали дискотеку, пенную вечеринку, фуршет и алкоголь по системе все включено.

Девушки согласились. Поскольку это был их последний день в Турции, они решили от души повеселиться.

Однако, по словам Насти, с самого начала с этой экскурсией возникали какие-то проблемы. Отплытие яхты планировалось на 21.00, но от берега она отчалила почти с часовым опозданием.

- Сначала гид не могла собрать всех, кто изъявил желание попасть на эту яхту - они где-то блуждали по отелю, - вспоминает Настя. - Потом водитель, а он был турком, вез нас окольными путями, поскольку совершенно не знал дороги и все время сверялся с навигатором.

В итоге отплыли в начале одиннадцатого вечера.

- На яхте всех туристов первым делом провели в ресторан - там уже были накрыты столы, - поделилась подробностями девушка. - На каждом стояло по бутылке белого вина, причем откупоренные, без пробок. К нему прилагались тарелка попкорна, тарелка фруктов: яблоки, апельсины, клубника. Когда яхта вышла в открытое море, организаторы экскурсии предложили туристам подняться на второй этаж.

- Там сейчас начнется дискотека, - пообещали они. Народ отправился плясать. Время от времени туристы заглядывали в бар, где им наливали виски с колой.

- Стаканчики были маленькие, грамм по 100 всего, - вспоминает Настя. - Я выпила три или четыре коктейля, Марина пять-шесть. Причем сначала они были сделаны по всем правилам: чуть виски и много колы. Но под конец турки явно стали мешать ингредиенты один к одному - алкоголь очень чувствовался.

Коктейли бармены, один из которых, к слову, был одет в костюм Джека Воробья, делали прямо на глазах у туристов. Виски наливали из початых бутылок и что было внутри - одному Богу известно. Тем более марка была нам не знакома - подобных напитков прежде мы не встречали. Вот этот виски и оказался роковым...

- То есть вы грешите именно на него. А не могло быть, к примеру, вино некачественное, которое на фуршете подавали?

- Дело в том, что я его не пила вообще. А Марина сделала буквально один маленький глоток и отставила бокал. Сказала, это не вино, а мерзость какая-то. Согласно программе вечеринка на яхте должна была продлиться до трех утра. Но организаторы свернули ее на час раньше.

- Когда в самый разгар вечеринки мы причалили к другому берегу, там началось файер-шоу, - вспоминает Настя. - Но длилось оно недолго, поскольку приехали полицейские и указали устроителям экскурсии на слишком громкую музыку на яхте. Организаторы тут же сделали музыку тише, вечеринку свернули и поспешили доставить на нас обратно.

«НАСТЯ, МНЕ СТРАШНО!»

В три часа ночи туристы были уже в гостинице. Проснулись Настя и Марина в 12 дня.

- У меня было такое состояние, как будто я с утра опохмелилась, причем выпила целую половину бутылки крепкого алкоголя - меня шатало из стороны в сторону. То же было и с Мариной, - рассказала Анастасия. - Кроме этого у меня заплетался язык, и начались провалы в памяти - хочу сказать что-нибудь, и никак не могу подобрать слово, не могу его вспомнить. Ощущение, что мозг полностью атрофировался. А Марину в добавок еще и рвало сильно.

В пять вечера пятницы девушки сели в автобус и поехали в аэропорт Бодрума.

- Я держалась, а Марине было совсем плохо. Когда мы проходили таможенный пост, ее шатало, она держалась за мою руку. Сотрудник таможни попросить снять ее очки, но она даже этого не смогла сделать. Снимала с нее их я. И тут обратила внимание, что глаза у нее на выкате, взгляд потерянный, лицо бледно-зеленое. И следом я поняла, что у меня те же симптомы.

В 20.00 девушки вылетели в Москву.

- А в самолете Марине стало совсем нехорошо, - вспоминает Настя. - У нее начались галлюцинации.

- В чем они проявлялись?

- В какой-то момент она у меня спросила: «Насть, а что здесь делают официанты в белом?». Я ответила ей, что никаких официантов в самолете нет. А она мне: «Настя, мне страшно! Они мне что-то говорят, а я их не слышу». Потом она сообщила мне, что смотрит на черный цвет и ей он кажется желтым. Я предложила ей поспать. Но только она задремала, у нее начались судороги, она стала задыхаться. Сказала: «У меня сейчас сердце выскочит...»

В полночь с пятницы на субботу самолет приземлился в «Домодедово». Девушки разъехались по домам.

«МЫ НЕ ДУМАЛИ, ЧТО ВСЕ ТАК СЕРЬЕЗНО»

- Дома я сразу уснула, - вспоминает Анастасия. - А проснулась от того, что у меня разрывается телефон. Это были родственники Марины, они сообщили, что ночью ее на «скорой» увезли в больницу, она в реанимации...

- А как вы себя на тот момент чувствовали?

- У меня это все было наплывами: то я приходила в себя, то мне резко становилось плохо.

Болела голова, глаза делались безумными. Потом эти симптомы пропадали и меня резко начинало клонить в сон. А к вечеру субботы у меня началось дикое сердцебиение, мне стало совсем плохо и мама вызвала мне «скорую».

Настю увезли в институт Склифосовского. В крови у нее обнаружили большую дозу метанола. Полтора дня девушку держали в реанимации под капельницей. Она чудом выжила.

- Еще бы день прождала и мы тебя уже не спасли бы, - сказали ей врачи. А Марину медикам откачать не удалось...

- А почему же вы сразу по прилету не обратились за медицинской помощью? - Мы не думали, что все так серьезно. Сначала полагали, что просто перебрали с алкоголем оттого нам и плохо. Когда прибыли в Москву, стали грешить на акклиматизацию.

P.S.

В конце нашей беседы мы попросили дать туристам, которые собираются в Турцию, какой-то совет.

- Не пейте тамошнее спиртное! - уверенно сказала Настя. - Лучше покупайте алкоголь в дьюти-фри. Турки прекрасно знают, что русские пьют много, особенно когда халява по системе все включено, и потому стараются подсунуть что подешевле. То есть суррогат. И с едой будьте внимательнее. Наши соседи по гостинице ездили на какую-то экскурсию и потом рассказывали, что там их пытались накормить откровенно тухлыми продуктами.

Отравление россиян в Турции: Спиртное на яхту гости не приносили, виски разливали в баре В Москве умерла третья участница злополучной вечеринки - 21-летняя Марина Шевелева Оказывается, не все, кто вечером 26 мая вышел в море на яхте «Орхан-5», были работниками туркомпаний. Марина Шевелева, которая умерла во вторник вечером, и ее подруга Анастасия Лавренко - обычные туристки. Подруги вместе учились, а на Эгейское море они приехали по путевкам компании «Корал Тревел». - Экскурсию «Вечерняя яхта» девушки купили у гида в отеле. Сейчас мы выясняем, был это официальный гид принимающей компании или кто-то со стороны, - рассказал «Комсомольской правде» руководитель пресс-службы Ростуризма Олег Мосеев. По Сети гуляет версия о том, что отравившиеся в Бодруме россияне якобы сами принесли смертельный суррогат на яхту. Ссылаются на турецкое следствие - мол, в меню вечеринки вообще не было крепкого алкоголя. И вроде бы сейчас власти крепко взялись за проверку прибрежных торговых точек, где продают спиртное. Но и Ростуризм, и сами участники морской прогулки опровергают это предположение. - Мы ждем окончательных результатов расследования в начале следующей недели. Но Анастасия Лавренко говорит, что все напитки разливали в баре на яхте, - поделился Олег Мосеев. - Вечеринка продолжалась за полночь, были и пенная дискотека, и огненное шоу - традиционные для турецкого побережья развлечения. Видимо, у яда есть определенный период действия. И Настя с Мариной, и те, кто остался в Турции, слегли практически одновременно - в субботу вечером или в ночь на воскресенье. Сейчас эксперты в лабораториях изучают состав еды и напитков, которые подавали на яхте. В турецких больницах остаются еще двое россиян. Оба в тяжелом состоянии в реанимационных отделениях больниц Антальи и Денизли. Проблем с оплатой лечения нет: у всех пострадавших оформлены страховки. У кого на 30, у кого на 15 тысяч долларов. - Если этой суммы не хватит, все дополнительные расходы возьмут на себя власти Турции, - сообщил руководитель пресс-службы Ростуризма Олег Мосеев. - Турция оплатит также перелет и размещение в гостиницах родственников пострадавших.

Подробности гибели башкирской студентки в Турции: подруга Айгуль Заляевой: на яхте мы пили только газировку! - Смерть наступила из-за острого отравления, это подтвердили врачи, - говорит руководитель торгового представительства нашей республики в Турции Каншаубий Мизиев. - Хозяина яхты, на которой отдыхали 70 россиян, арестовали. Сейчас идет расследование и проводятся экспертизы алкоголя и еды.

На этом самом яхт-туре Айгуль встретила подругу-первокурсницу Эльвиру, которая хоть и сидела за тем же столом, не отравилась – девушке повезло. - На «Orhan-5» мы сидели рядом весь вечер, - призналась Эльвира в телефонном разговоре их общей с Айгуль подруге Кате. - Я пила апельсиновую газировку, а Айгуль заказала один коктейль - виски с колой. Она ведь практически спиртного в рот не брала. На вечеринках изредка покупала себе один коктейль и пила его весь вечер.

Читать далее Эксперты: Турецкий алкоголь не соответствует стандартам - Алкоголь турецкого производства не соответствует стандартам качества. Несмотря на постоянные жалобы от туристов, проверки там практически не осуществляются, - рассказал «КП» начальник отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РБ Анвар Минибаев. - Скорее всего, на яхте был алкоголь в канистрах, который разбавили метиловым спиртом. Несмотря на то, что этот спирт имеет характерный запах и странный привкус, «разогретые» отдыхающие, скорее всего, этого не заметили.

КОМПЕТЕНТНО Выпивка на отдыхе каждый год губит десятки россиян Прописная, казалось бы, истина: выпивать без меры («Все включено!») да еще и под палящим южным солнцем - опасно. Только в 2010 году 78 человек расстались с жизнью из-за спиртного в Турции, 98 - в Египте. Такие цифры назвал и. о. руководителя Ростуризма Александр Радьков. Но ни один из них не стал жертвой отравления некачественным алкоголем. ЧП в Бодруме - первый случай за два года как минимум. В чем же дело тогда? Главная причина гибели под воздействием алкоголя - обострение хронических болезней сердца, печени, желудка. Вторая - купание навеселе. Несколько человек попали под колеса автомобилей, будучи в нетрезвом состоянии. Юлия СМИРНОВА

Рис. Николая ВОРОНЦОВА

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА Надежнее брать алкоголь в дьюти-фри или хорошем ресторане Вадим ДРОБИЗ, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя: - За границей, как и в России, существует теневой рынок алкоголя. Даже в США и Западной Европе он составляет 10 - 15%. А в арабских странах, где уровень коррупции выше, и намного больше. Мой совет: на отдыхе пейте то, что купили в дьюти-фри или крупном супермаркете. Они с контрафактом не связываются. Вполне безопасно выпивать в отелях и хороших ресторанах - там качество алкоголя тоже жестко контролируется. Ведь если поить клиентов суррогатом, можно потерять и очень доходный бизнес, и репутацию, и свободу. На это никто не пойдет. А вот во всевозможных забегаловках, мелких кафешках нарваться на левый алкоголь намного проще. Вот вы, путешествуя по России, будете заказывать виски в придорожном кафе? И в Турции этого делать не надо. Никита МИРОНОВ ЦИФРЫ 32% всех проблем со здоровьем в отпуске - отравления и другие болезни пищеварительной системы, 31% - простуды и инфекционные заболевания, 26% - ушибы, растяжения и другие травмы, 11% - другие заболевания. По данным страховых компаний. ВОПРОС ДНЯ А вы чего на курортах боитесь? Российские туристы отравились в Турции фальшивым алкоголем, а по Европе гуляет смертельная «огуречная зараза» Татьяна ЯКОВЛЕВА, член Комитета Госдумы по охране здоровья: - Я на отдыхе не пью, а вот к питанию всегда повышенное внимание. Не поверите, но я предпочитаю отдыхать в Сочи или Геленджике, в проверенных санаториях, государственных, где питание туристов жестко контролируется. Стас САДАЛЬСКИЙ, актер: - Я отдыхаю за границей минимум четыре раза в год. И всегда спокоен за качество. Потому что придерживаюсь золотого правила: не экономь на отдыхе! Большинство россиян, по моим наблюдениям, следуют другому древнему принципу: побыстрее и бесплатно. Совет один: не хватает денег - отдыхай на даче. Там все свое - и огурцы, и картошка. Илья ИТКИН, гендиректор туроператора PAC Group: - Обычно я путешествую с семьей, поэтому для меня чрезвычайно важна безопасность моих близких. Из-за этого я опасаюсь всевозможных политических волнений, которые могут перекинуться на курорты. А вот незаселением в отель, задержками рейсов и другими бытовыми делами меня не запугать. Я профессионал и хорошо знаю, как себя вести в любой подобной ситуации. Алексей УРМАНОВ, фигурист: - К некоторым странам я отношусь без особого доверия. В первую очередь к Турции. Я там отдыхал пару раз и чувствовал себя во время отдыха очень некомфортно. Алексей ПЕТРОВ, олимпийский чемпион по тяжелой атлетике: - Самое страшное на отдыхе - заболеть. Наши страховые компании в состоянии защитить только себя. И еще - если украдут документы и деньги. А вот экзотическую кухню пробовать не боюсь. Если всего опасаться, тогда лучше сидеть дома и есть пельмени. Юрий ОХОЧИНСКИЙ, певец: - Мы часто отдыхаем в Анталье с детьми. И когда останавливаемся в отелях с системой «все включено», они дорываются до неограниченного количества фруктов, мороженого, соков, выпечки. Нужно следить, чтобы дети не перебрали со сладостями. Виктория КРАСНОЩЕКОВА, «Мисс Саратов-2010»: - Курортных романов. Влюбиться хочется раз и на всю жизнь, а во встречах на море такое бывает редко. Александр КОГАН, дерматовенеролог: - Я вообще курортов опасаюсь. После них у нас, венерологов, работы прибавляется в разы. Не теряйте голову, дорогие отдыхающие! Алена БАРТ, руководитель групп в турфирме, Владивосток: - А вот в Китае, наоборот, местные опасаются наших туристов. Особенно когда они выпьют. Единственный ужас и руководителей групп, и самих туристов - это российские таможенники. Никогда не знаешь, сколько придется ждать на границе и к чему они придерутся на этот раз. Алевтина, слушательница радио «КП» (97,2 FM): - Своих желаний бояться надо и чревоугодия. Лэсси, читательница сайта KP.RU: - Что погода будет плохой и испортит отпуск.