Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество10 июня 2011 18:05

Священники и Манежка

Протодиакон Андрей Кураев после событий на Манежной высказался так: «Погром — всегда оружие слабых, жест отчаяния»

Совсем недавно, когда в Сербии люди бушевали из-за ареста и выдачи Гаагскому трибуналу Радко Младича, в одном из телерепортажей мелькнул кадр. Православный священник встал между толпой и отрядом полиции. Наиболее горячих он даже останавливал, хватая за рукав.

Когда в Москвея полыхнула Манежка, там священников не было.

Сейчас новостные сайты сообщают, что в ответ на убийство полковника Буданова националисты и фанаты снова хотят собраться в центре Москвы. Полиция уже дежурит на Манежной площади. А я задался вопросом: вот если снова начнется, выйдут ли батюшки на площадь? Один в частном разговоре признался: не рискнул бы. Толпа, мол, не послушает. Другой авторитетный служитель церкви ответил так: «А зачем, убийц защищать?».

Я помню комментарии священников РПЦ после событий на Манежной площади. Они в той или иной мере сочувствовали собравшимся там. Одни больше, другие меньше. И все жалобно причитали о «наших мальчиках».

Ну да, пастырю трудно идти против паствы. Это еще герой «17 мгновений весны» пастор Шлаг объяснял. Но в истории РПЦ были разные пастыри. Вот был святой праведный Иоанн Кронштадский. Между прочим, член Союза русского народа. Но после еврейского погрома в Кишиневе он писал: «Русский народ, братья наши! Что вы делаете? Зачем вы сделались варварами – громилами и разбойниками людей живущих в одном с вами отечестве, под сенью и властью одного русского царя и поставленных от него правителей? Зачем допустили пагубное самоуправство и кровавую разбойническую расправу с подобными вам людьми? Вы забыли свое христианское звание и слова Христовы: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11,29)».

Впрочем, в Союзе русского народа были и другие священники. Протоиерей Иоанн Восторгов к погромам относился иначе. В 1917 году он записал в своем дневнике: «Здравомыслящие градоправители упустили момент отвернуть русло революции и превратить грядущую трагедию в веселенький фарс жидовско-торгового погрома… Эх, и за что им деньги, чины и проч. дают!..». Протоиерея Иоанна Восторгова потом расстреляли большевики, и РПЦ его почитает как новомученика и исповедника. А его взгляд на погромы видимо, некоторым сегодняшним священнослужителям ближе, чем позция святого Иоанна Кронштадского. Во всяком случае, протодиакон Андрей Кураев после Манежки высказался так: «Погром — всегда оружие слабых, жест отчаяния».

Теперь, когда замаячила новая «манежка», авторитетный священник, авторитетный среди интеллигенции, спрашивает: считаю ли я, что надо защищать убийц русского офицера? Нет, не считаю. Защищать убийц дело их адвокатов. Но только убийц сначала надо найти. И предъявить доказательства их вины. И делается это не площалях. На площадях только линчуют, и как правило, невинных. У нас общественное мнение, кстати, для линчевания давно созрело. И либералы, и патриоты, и правые, и левые, демкраты, и консерваторы, и белые, и черные... Кого бы ни убили - всем сразу ясно кто виноват. Никакого расследования не надо. И суда тоже. Ведь если окажется, что либерала убил не какой-то «фашист по указке кровавого режима», то приговору и не поверят. И если выяснится, что гастарбайтера прирезали свои же, тоже не поверят. Ведь их только скинхеды могут резать, верно? А для патриотов любой вердикт окажется филькиной грамотой, если выяснится, что соратник по борьбе пал просто жертвой обыкновенных бандитов, а не политического заговора. Словом, стороны готовы вешать друг друга.

Была слабая надежда на священнослужителей, на их призыв укротить страсти. Ведь разве тот сербский священник на раскаленной от возмущения улице Белграда защищал предателей сербского генерала Младича от праведного народного гнева? По-моему, он просто пытался предотвратить столкновение. Вот и все.