Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
В мире15 июня 2011 22:00

После арабских революций Великий Израиль будет управлять Ближним Востоком? Часть 2

Наш спецкор Дарья Асламова передает из Израиля [аудио + обсуждение]

Окончание. Начало в номере за 15 июня.

КОНЕЦ СТАРОГО МИРА

«История - как землетрясение, а землетрясением управлять невозможно, - говорит израильский политолог раввин Авраам Шмулевич. - Но Бог не играет в кости, у Бога есть план. Раз в 30 лет меняется политическая карта мира, и мы стоим на пороге новой перекройки границ. Арабские страны - это искусственные государства, созданные турками, а позже англичанами. Под прессом диктаторских авторитарных режимов они более или менее нормально существовали. Почему начались арабские революции? Откуда у этих ребят доступ в Интернет, скайп и Твиттер? Спусковой крючок нажали американцы, запустив в 2005 году в странах третьего мира программу «стодолларовый компьютер» - с тем чтобы любой, даже бедный человек мог позволить себе домашний Интернет. Это был политический, а не коммерческий проект, спонсированный госдепом США. Школьникам в Ливии, Ираке и Афганистане вообще раздали компьютеры бесплатно (только в Ливии сто тысяч штук). После 11 сентября американцы поняли, что прежняя система подкупа племенных вождей не работает. Можно контролировать бедуинов, которые сидят в шатрах, но уже нельзя контролировать бедуина, который поехал учиться, к примеру, в большой город. Началась работа по изменению сознания арабских масс, с тем чтобы превратить потенциально радикальную молодежь в обычных клерков. Что такое западный человек? Это человек, повязанный по рукам и ногам ипотеками и ссудами. Рабу бунтовать некогда, ему кредиты надо выплачивать. Но арабы не смогли и не захотели встроиться в систему. Арабское традиционное общество основано на принципах натурального обмена. Если араб хочет построить дом, он не пойдет в банк, а просто позовет сто родственников на помощь: они и денег дадут, и дом общими усилиями построят. В этой системе есть как позитив, так и негатив: на работу, к примеру, можно брать только своих.

Экономически арабы остались в средневековье, а вот политическая эмансипация прошла на ура. Было создано порядка 20 новых газет и телеканалов и несколько прозападных партий в Иордании и Тунисе. 150 тысяч молодых людей из Египта прошли обучение в летних «лагерях демократии», организованных американцами. (Все они впоследствии стали участниками революции.) Арабы - очень контролируемый народ и легко поддаются манипуляциям, а их элиты очень покупаемы. В арабские массы можно вбросить любую идею. Есть такая известная притча: лежит араб во дворе своего дома, отдыхает, а вокруг него бегают дети и кричат. Он им: «Что вы тут кричите? На рынке раздают халву бесплатно». Дети с криками убежали на рынок. Потом он лежит и думает: «На рынке раздают халву бесплатно, а я тут лежу. Надо пойти».

Американцы легко сдали старого Хосни Мубарака, который совсем зарвался, и привели к власти военных, отстраненных от кормушки. Но ситуация пошла вразнос во всем арабском мире, и жестко задавленные диктаторами социальные и эмоциональные процессы вышли из-под контроля. Арабская улица проснулась, но перераспределения богатств не произошло. Поменялись только действующие лица, место Ахмеда занял Махмуд. А система глобального неравенства и отсутствия социальных лифтов сохранилась. Но элита должна что-то предложить раскочегаренным народным массам, революционный потенциал куда-то нужно направить. Колоссальная энергия ненависти вышла из берегов, и по ряду причин, в том числе и религиозных, она хлынет в сторону Израиля. Уже никакие мирные договоренности Израиля с арабскими элитами в обход народа невозможны, а народ хочет от евреев только одного: «Нам не нужно ваших денег, а нам нужно вашей крови. Не молите о пощаде, мы не знаем вашей мовы». Была такая песня петлюровцев во время еврейских погромов. Арабам не нужен Израиль ни в границах 1948, ни в границах 1967 года. Они Израиль видели в гробу».

ПОЧЕМУ МИР НЕВОЗМОЖЕН

Любой политик или журналист, занимающийся арабо-израильским конфликтом, уже через пару лет работы испытывает приступы бессильной ярости, поскольку скальпель анализа и логики к этой эпической распре абсолютно неприменим. Поговорите с любым разумным израильским экспертом, и уже через час у него будет пена у рта и крики: «Арабы - лжецы!» и «У нас есть божественный мандат на эту территорию!» Выпейте чашечку кофе с каким-нибудь умеренным арабом, и через сорок минут он вам как дважды два четыре докажет, что, поскольку Израиль является оккупантом, само существование этого государства нелегитимно. А неумеренный - с готовностью подпишется под чарующе беспощадной Хартией палестинской организации ХАМАС, которая цитирует слова Пророка: «Судный день не наступит до тех пор, пока мусульмане не сразятся с иудеями. Мусульмане будут убивать их, так что иудеи будут прятаться позади камней или деревьев, а камни и деревья будут говорить: «О, мусульманин! О, раб Аллаха! За мной прячется иудей. Приди и убей его!» Поле для компромисса между двумя кровными врагами столь невелико, что любые телодвижения миротворцев на нем напоминают танец слона в посудной лавке.

После арабской «весны» события на Ближнем Востоке сменяют друг друга с такой быстротой, что некогда как следует в них разобраться. Равновесие общественного организма нарушено, и можно лишь беспомощно наблюдать за неудержимым ходом событий. В мае закончилась многолетняя блокада сектора Газа, поскольку Египет под давлением общественного мнения открыл границу со своей стороны (в общей суете столь сенсационный факт прошел практически незамеченным). Под бурные аплодисменты арабского мира две враждующие палестинские организации, ФАТХ и ХАМАС, подписали соглашение о национальном примирении, а в сентябре Палестина намерена обратиться в Генеральную Ассамблею ООН с просьбой о признании государственности.

- Заключив мир, ФАТХ и ХАМАС сделали красивый ход и выбили из рук израильских властей важный козырь, - говорит израильский журналист Лев Авенайс. - Это был веский аргумент наших правых: мы, мол, не можем говорить с палестинцами, потому что у них нет единого лидера. Теперь глава ФАТХа Махмуд Аббас с полным правом заявляет: «Я говорю от имени всего палестинского народа». ФАТХ и ХАМАС, безусловно, в будущем перессорятся, но их задача - продержаться вместе до сентября, до провозглашения независимости Палестины.

- ФАТХ и ХАМАС даже видеть друг друга не могут! - заявляет президент израильской «Академии безопасности» Мирза Давид. - Это блеф. Они разыграли спектакль перемирия для вас, для мировой общественности. Даже не для себя. Они сделали это, чтобы в сентябре явиться в ООН и сказать: «Эй, ребята! Видите? Мы вместе!» Палестинцы должны иметь свое государство, и это будет хорошо для всех. Но мы не признаем государство Палестину, если оно не признает нас. Я всегда считал, что с врагом надо говорить, но враг должен как минимум считаться с тем, что я существую! Как я могу вести переговоры с противником, который, как ХАМАС Израилю, заявляет: «Слушай, приятель! Я тебя не признаю, но ты должен признать меня»?!

Реакция израильского правительства на перемирие палестинцев была крайне жесткой и бескомпромиссной. Премьер Биньямин Нетаньяху заявил, что палестинскому руководству во главе с Махмудом Аббасом придется сделать выбор: либо мир с Израилем, либо мир с ХАМАСом. Из чего следует, что мирные израильско-палестинские переговоры вновь запутались в непроходимой чаще предлогов, помех и отговорок.

- Израиль очень любит, когда ему «не с кем разговаривать», - усмехается писатель Исраэль Шамир. - Раньше евреи твердили: «Как можно разговаривать с Арафатом?! Это же террорист!» Когда Арафат умер и в Палестине к власти пришел Махмуд Аббас, евреи заверещали: «Да как же можно говорить с Аббасом?!» Как только на выборах победил ХАМАС, Израиль заявил, что уж с ХАМАСом он точно не будет разговаривать. У евреев очень удобная позиция. Им говорят: «Ребята! Да у вас там апартеид!» Евреи в ответ: «Ну что вы! Просто создается государство Палестина. Вот-вот оно будет, и все решится». И так полвека. Израиль устраивает полная неопределенность. Это самый экономичный способ объяснить ситуацию: «Да, у палестинцев нет никаких прав, но только потому, что государство Палестина не создано. Это ж временное явление!» Аргументов - целый короб. Когда ФАТХ наконец признал Государство Израиль, евреи заявили: «Этого недостаточно. Вы должны признать еврейский характер этого государства». Даже если Палестина в сентябре станет членом ООН, евреи еще что-нибудь новенькое придумают. Ты не сомневайся. Ситуация кардинально поменяется только в том случае, если осенью к власти в Египте придет народ. Пока у них там произошла Февральская буржуазная революция, будем ждать Октябрьскую социалистическую. В этом случае давление на Израиль, несомненно, возрастет».

БЛАЖЕННЫ ЛИ МИРОТВОРЦЫ

Не в Израиле, где слово «компромисс» звучит как ругательство, а мирные уступки рассматриваются как проявление слабости. «Мятежный дом Израилев, сыны с огрубелым лицом, крепким лбом и жестоким сердцем» (так описывает евреев Ветхий Завет) «голубей мира» считают попросту не «кошерными». Миротворцами здесь обычно становятся люди с приставкой «экс»: бывшие министры, вояки, разведчики, дипломаты. Только потеряв власть, они способны независимо взглянуть на вещи и найти решения, давно известные.

В апреле сего года группа «очень важных персон» (экс-послы Израиля, армейские генералы, вся бывшая верхушка Моссада) выступила с «Израильской мирной инициативой», где были озвучены как свежие предложения, за которые уже лет двадцать бьется вся мировая дипломатия. Да, демилитаризованное государство Палестина должно быть создано в границах 1967 года (пару недель назад с подобным предложением выступил президент США Обама). Да, Иерусалим должен быть разделен на Западный и Восточный (который станет столицей Палестины), а спорные святые места Старого города приобретут специальный статус совместного контроля (так называемый Божий суверенитет). Да, палестинские беженцы получат материальные компенсации, но потеряют право на возвращение на территорию Израиля.

Карта «Великого Израиля от Нила до евфрата»

Карта «Великого Израиля от Нила до евфрата»

Почему вдруг бывшие «ястребы» запели «песнь мира»?

- Время работает против Израиля, - говорит экс-министр внутренних дел Израиля Офир Пинес-Паз. - То, что наше правительство сейчас вообще не имеет никаких мирных инициатив, создает опасную ситуацию для всех. Если у нас будет какой-нибудь мирный план, мы сможем избежать сентябрьского признания Палестины в ООН. Но явиться в ООН с пустыми руками и просто заявить, что мы против?! Нам тут же скажут: «О'кей, ребята, а что вы, собственно, можете предложить?»

«Уже ясно, что конфликт между Израилем и Палестиной не решить только через двусторонние переговоры, придется подключать весь арабский регион, - говорит один из авторов «Израильской мирной инициативы» бизнесмен Коби Хуберман. - В этом суть нашего нового подхода. Мы должны прийти от решения «Две нации - два государства» к решению «23 государства» (Израиль плюс 22 арабские страны). Арабская «весна» серьезно изменила расклад сил в регионе, и нам следует занять не идеологическую, а прагматическую позицию». «Вы говорите как бизнесмен, - замечаю я. - Но разве можно решить идеологический, в сущности, религиозный конфликт деловыми методами?» «А я вам напомню, что ВСЕ идеологические конфликты в истории находили свои решения через пресловутый прагматизм. Хватит спорить, кто прав и кто виноват. Нам придется быть щедрыми и делать экономические инъекции в регион. У нас на границах сидит сто миллионов отчаявшихся, голодных, безработных молодых людей, движущихся в сторону фундаментализма, и в этом состоит главная угроза безопасности Израиля».

- Какие шансы у новой «Израильской мирной инициативы» получить поддержку израильской улицы? Отвечаю: никаких, - говорит политолог Арик Эльман. - Скажу больше: никакая «международная» мирная инициатива здесь не пройдет. Слово «международный» не вызывает доверия у среднего израильтянина. Тезис о том, что Израиль превратился в «еврея» для мирового сообщества, встречает у израильтян широкое понимание. Помнишь старый советский анекдот: что такое дружба народов? Это когда русский, украинец, латыш и эстонец собираются вместе и идут бить еврея. Вот таким мальчиком для битья и объектом дискриминации стал Израиль для мирового сообщества.

ПРОЛОГ К ТРЕТЬЕЙ МИРОВОЙ

«Кровавое воскресенье» 5 июня на сирийско-израильской границе, когда армия Израиля открыла огонь по демонстрантам (23 погибших, 350 раненых), еще на шаг придвинуло Ближний Восток в войне. К той религиозной битве миллионов, в которую будет втянут и христианский мир и по сравнению с которой прежние местечковые конфликты покажутся деревенскими потасовками.

«Чем больше мир во главе с Америкой будет давить на еврейское государство с целью склонить его к компромиссу с палестинцами, тем более ожесточенную позицию займут власти Израиля, - говорит политолог раввин Авраам Шмулевич. - Израиль воспринимает признание государства Палестины как смертельную опасность, а границы 1967 года считает «границами Освенцима». Раньше у евреев была надежда, что, признав Палестину, Израиль сможет убить арабскую ненависть и стать обыкновенным государством региона. Как выразился один израильский политик: «Мы делаем мирный процесс, чтобы ездить в Дамаск за хумусом». Теперь с иллюзиями покончено.

Я думаю, в ближайшее время Египет разорвет мирный договор с Израилем. В сущности, это уже случилось. Договор держался на двух вещах. Первое: Израиль гарантированно получает от Египта газ по приемлемым ценам (а Египет сейчас решил пересмотреть цены). И второе: Синайский полуостров должен быть демилитаризованной зоной как гарант ненападения. Там не должны стоять египетские войска. Но еще при Мубараке туда были введены военные части с разрешения Израиля для охраны границы с сектором Газа. Новые войска пришли в Синай во время революционных беспорядков - сначала для охраны резиденции Мубарака от революционеров, а потом для того, чтобы Мубарак от них же не сбежал. Войска пришли - и они не уйдут. Египетская армия у наших границ - смертельная угроза Израилю, разрушающая систему безопасности.

После разрыва мирного договора в Израиле будет внутренний кризис, и к власти придут решительные, жесткие люди, которые поставят задачу: Израиль от Нила до Евфрата». - «Ты считаешь, что нынешние правые - это еще цветочки?» - «Они недостаточно агрессивны. Параллельно на Ближнем Востоке начнется цепной процесс распада и переформатирования. Асад, который сейчас топит революционные процессы в Сирии в крови, все равно больше года-двух не протянет. Начнется революция в Иордании. Поднимутся курды и Кавказ как неотъемлемая часть Ближнего Востока. Знаешь, как это будет выглядеть? Как один сплошной Ирак или Афганистан.

Мусульманский мир погрузится в состояние хаоса, и это будет положительным развитием событий для евреев. Хаос - лучшее время, чтобы взять ситуацию под контроль и включить еврейскую цивилизационную систему. Сейчас идет борьба за то, кто будет духовным лидером человечества - Рим (Запад) или Израиль. Две тысячи лет назад победил Рим. В XIX и XX веках евреям частично удалось взять реванш, продвигая идеи сначала большевизма, а потом либерализма и демократии. Теперь мы должны взять полный контроль в свои руки. Разумеется, для блага человечества. Мы будем не просто покупать арабскую элиту, а сами кормить ее с рук и воспитывать. Как? Идеология гиперсионизма в ее простом приближении заключается в том, что мы берем под контроль «Аль-Джазиру», назначаем муфтия Мекки, приводим своих людей к власти и т. д. В чем тайна любой устойчивой политической системы? Общество дает личности все возможности для развития, а личность несет обязательства перед обществом. Человек, который получает свободу, одновременно должен получать инструкцию, как этой свободой пользоваться. И эту инструкцию человечеству напишем мы, евреи. Пришло время нашего реванша. Еврейский расцвет приходит снова в огне арабских революций».