Звезды30 июня 2011 2:00

Худрук Театра на Таганке Юрий Любимов: Артисты на бедность жалуются, а сами работать не хотят!

Знаменитый режиссер разругался со своей труппой и хочет собрать новую

Так уж случилось, что скандал вокруг московского Театра на Таганке стал главным культурным событием последних дней не то что в стране - в мире! Напомним, на гастролях в Чехии худрук, легендарный режиссер Юрий Любимов объявил, что покидает пост. Актеры в присутствии чешских коллег потребовали у главного немедленно выплатить гонорар. И обвинили супругу Любимова (она же - замдиректора) Каталин в жадности и чуть ли не во всех смертных грехах. Юрий Петрович со свойственной ему резкостью прокомментировал: опозорили русский театр, работать с ними больше не буду!

Неужели режиссер и вправду уйдет?! Трудно себе представить «Таганку» без Любимова! Впрочем, как признавалась актриса Алла Демидова, у Юрия Петровича «злой гений» - он гениально творит и находится на подъеме именно в периоды бурь, сражений, противостояний. Когда я звонила Любимову, думала, услышу уставшего человека в возрасте, а у Юрия Петровича словно открылось второе дыхание! Дикторской голос, авторитарные нотки и полная уверенность в победе.

- Скандал случился во время открытой репетиции спектакля «Доб­рый человек из Сезуана», - рассказал «КП» Юрий Петрович. - Сидят чешские студенты, профессура, все чинно, все ждут... Но явились ко мне они (имеет в виду артистов. - Ред.) и начали орать: «Мы играть не будем, репетировать не будем, пока вы не отдадите нам деньги! Нам надо ОТОВАРИТЬСЯ...» Я отдал гонорар наличными, чтобы замять это безобразие. Но сказал: «Это последняя репетиция моя в театре! С вами я больше работать не буду». Это непонятные люди. У них нет ни совести, ни стыда. Простите, нельзя такие вещи делать в чужой стране, в которой их, кстати, хорошо приняли! Это бунт, хамство! А для христианина такое поведение - они устроили хаос - самое страшное. Изображают актерское братство. Идиотское! Потому что они ненавидят друг друга, доносят друг на друга и так далее...

- Вы действительно задерживали выплату гонораров?

- Никогда такого не было! Они растренированы, работать не хотят, бюллетени покупают, жалуются, что они бедненькие. А они далеко не бедненькие, у них хорошие оклады. Молодой актер получает до 35 тысяч рублей, заслуженные - 40 - 50, а народные - до 70 тысяч в месяц! А врач в России вообще-то получает в месяц 8 тысяч рублей! Но доктор-то не ведет себя так, как эти… даже не знаю, как их назвать! Весь гастрольный контракт стоит 16 тысяч долларов. 15 тысяч руб­лей на одного человека они получили за два отыгранных спектак­ля. За пять дней сыграли только два спектакля, остальное время отоваривались! Там же дешевле, чем в России! (С сарказмом.)

- Но, может, вы еще подумаете и не уйдете с поста худрука театра?

- Это вы обращайтесь к начальству. Оно обязано создать условия. Надо сделать реорганизацию театра, я наберу новую труппу. Если захочу!

Я выносил многое. Вынесу и это. Я две вой­ны прошел (советско-финскую и Великую Отечественную. - Ред.). Работаю тут, в России, с 14 лет. А они кто такие?.. И ведь устроили скандал во время репетиции спектакля, с которого началась «Таганка»! «Добрый человек из Сезуана» был создан 50 лет назад в театральной Вахтанговской школе на третьем курсе. С момента выхода произвел сильное впечатление, вызвал дискуссии. И в результате всего был создан наш театр... Но, когда в Доме ученых на Пречистенке собрались все наши ученые знаменитые, был полный зал, вдруг студенты заявили: «Или мы все в театр пойдем, который у вас будет, или отказываемся играть!» Я сказал: «Вот вам пять минут на размышление. Взять всех не могу. Принимайте решение. Не хотите играть, я выйду, извинюсь перед уважаемой аудиторией, что вырастил таких студентов». Они поорали, пошумели... И пошли сыграли! Так что повадки эти - они оттуда идут еще! Печально, что за полвека они (артисты. - Ред.) не лучше стали, а хуже.

...«Любимовская «Таганка» началась со спектакля «Добрый человек из Сезуана», и неужели им же сегодня и завершится?.. Впрочем, 93-летний Любимов и сейчас любого заткнет за пояс. Не впервой ему плыть против течения и бороться. И не первый это раскол в театре. Такое уже было в 1993 году, когда «Таганка» разделилась на два крыла: Театр на Таганке под руководством Любимова и «Содружество актеров Таганки» под началом Николая Губенко.

Жена режиссера Каталин:

Профессия актера - непонятная и странная

Незадолго до скандала жена Любимова рассказала нам о своем отношении к театру.

- Каталин, вы занимаетесь административными проблемами Театра на Таганке... Нравится?

- Мне это совсем не нравится, я вынуждена это делать. Мой муж после изгнания (Любимова лишали советского гражданства, и с 1984 по 1988 год он жил за границей. - Ред.) вернулся в Москву раньше меня, а когда приближалось его восьмидесятилетие, приехала и я. И что я увидела? Что театр, который мы оставили в полном порядке, превратили в помойную яму. Передо мной стояла задача сделать это заведение чистым и уютным. Прошлая сис­тема развратила людей, отучила их работать. А я стараюсь за всем уследить - даже за тем, чтобы в нашей столовой кормили артистов здоровой пищей. Мы с мужем стараемся никого не обидеть, помогать людям, которые нуждаются в помощи. И не врать. Не получая ни копейки, я работаю здесь как волонтер.

- Вы уважаете актеров?

- Это больной вопрос. Профессия актера для меня непонятная и странная. Когда я вижу, что они позволяют себе больше, чем инженеры или врачи, я на эти темы стараюсь не размышлять. Я в театре для того, чтобы помогать. Остальное - не мое дело.

- Но а как же, по-вашему, спектакль может быть без людей этой профессии?

- Это совсем другое дело. Это слагаемые спектакля. Не стоит забывать и то, что театр - это режиссер, и если бы вы увидели работу актера без режиссера, то увидели бы разницу...

Наталия ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧ.