Водолазы - о пассажирах затонувшего теплохода: «Многие надели жилеты, но не успели выбраться»

Спасатели рассказали «КП» о том, что увидели на «Булгарии» [внимание: нужна ваша помощь!]
Поделиться:
Комментарии: comments142
Изменить размер текста:

Специалисты отряда«Лидер» считаются самыми профессиональными и самыми бесстрашными в МЧС. Их отправляют на спасение людей в немыслимые условия. И всегда они справляются с любыми задачами! На этот раз им выпала очередная тяжелая доля - искать людей на затонувшем в Волге теплоходе «Булгария». О том, с какими трудностями столкнулись ребята под водой - «лидеры» рассказали в эксклюзивном интервью корреспонденту «КП».

«МЫ СРЕЗАЛИ РЕШЕТКИ»

- Нас сорвали из отпуска, - говорят спасатели «Лидера». - Но эта трагедия никого из нас — привыкших к массовому горю - не оставила равнодушным. Столько жителей нашей страны погибло!

- Вы прибыли на водохранилище в первый день трагедии. Когда погрузились в воду?

- Первое погружение у нас было часов в шесть утра. Уже было светло. Первыми опустились водолазы из Татарстана, они достали пять человек. Потом к поискам преступили мы. Поставили буйки, сделали ходовые концы, по которым спускались и поднимали пострадавших. Видимость там плохая - менее метра .

- Говорили, что еще меньше - сантиметров тридцать...

- Да, на самом дне видимость вообще практически отсутствует. С хорошим фонариком видно ближайшие полметра в воде. Без фонаря - кромешная темень, как ночью.

- Правда, что большинство окон на корабле были выбиты?

- Мы сами их выбиваем. Потому что без этого не добраться до людей. Корабль стоит на боку. Мы опускались на вторую палубу. Теплоход затонул примерно в двух километрах от берега. Не каждый в плавь может добраться с такого расстояния.

- Вы первого погибшего где обнаружили?

- Это была женщина, ее мы увидели в коридоре у кают. Чтобы достать погибшую, нам пришлось вырезать железные решетки.

- Кстати, пишут, что якобы какие-то металлические двери в запасных ходах были заварены, и поэтому люди не смогли спастись... Это так?

- Мы не обращаем внимания на закрытые двери. Мы ищем свободные ходы, куда можно зайти и вытащить оттуда человека. Если видим, что там, за решеткой, есть человек, то мы прутья срезаем. Если человека не видно, мы проходим мимо и ищем новые ходы.

«МНОГО ВЗРОСЛЫХ ЛЕЖАЛО В РЕСТОРАНЕ»

- Правда, что водолазы специально надевали спасательные жилеты на погибших, чтобы легче их тела поднять на поверхность?

- На самом деле многие погибшие уже были в этих жилетах. Они успели их надеть, но не успели выбраться...

- По поводу детей, которые сидели в какой-то музыкальной комнате. Что это за комната?

- Большинство из детей остались в музыкальной гостиной, где проводился детский праздник. Он должен был начаться примерно в два часа...

Водолазы незаметно опускают глаза.

- Тяжело как вытаскивать детей и женщин. Там очень много, процентов 80 погибших - женщины и дети...

- Мужчины спаслись, потому что тупо сильнее?

- Нет, скорее всего, кто успел, тот и выплыл. Корабль просто очень быстро ушел ко дну — буквально в течение двух-трех минут. Кто был ближе к выходу, тот, скорее всего, и спасся. Видно, что люди очень хотели спастись - кто-то даже выбивал двери, чтобы выбраться из каюты. Большинство пассажиров были в ресторане, так как было обеденное время. Там потом нашли много мужчин и женщин. Пришлось разбивать стекла в перегородках ресторана.

- Не порезались? Вообще случались там, под водой, травмы?

- Нас гидрокостюмы спасают. Решетки мы разрезаем ручным расширителем - «кусачки», и еще в нашем арсенале есть маленькая кувалдочка, которой мы выбиваем стекла и деревянные конструкции.

«ХОЧЕТСЯ К ДЕТЯМ»

- На какой глубине сейчас лежит корабль?

- Не больше двадцати метров.

- Вы ищете там погибших круглосуточно...

- Снаружи корабля нет погибших, они - внутри. А внутри без фонарика, так темно, как ночью. Включаем фонарик - и работаем. Баллона с кислородом хватит часа на полтора-два работы.

- На Саяно-Шушенской ГЭС, где два года назад «Лидер» искал жертв катастрофы, был серьезный риск для водолазов: из-за разлитого машинного масла ничего абсолютно не видно, да и арматура в любой момент могла в тело воткнуться. А в этот раз чем рискуете?

- Из-за волн теплоход на дне ходуном ходит! Если этот корабль вдруг сильно наклонится, то живым оттуда не каждый спасатель выйдет... .

- Когда вы ищете людей на теплоходе, какие-то их личные вещи встречаются?

- Вещей там много! Но у нас нет задачи искать какие-то чемоданы. Наша главная цель - извлечь всех утонувших. Вещи - они все равно все к негодность уже пришли. Но если мы достаем на поверхность человека с документами, то они откладываются отдельно, чтобы поскорее погибшего опознать.

- Жутко ли там, на дне?

- На самом деле «водолазные погибшие» - не очень страшные. Единственное, что пугает, это то, что они появляются «внезапно». Идем-идем и бац - он тут же появился! В лица стараемся никогда не смотреть. Поэтому всегда утонувшего разворачиваем спиной. Кстати, одного мертвого мужчину вчера не успели вытащить. Он был в жилете. Всплыл к верху каюты и, видимо, не смог выбраться из-за того, что прижало кроватью и тумбочкой. Мужчине не хватило воздуха и времени оттолкнуть мебель и уплыть. Хотя он большой был, здоровый. Мы его очень долго тянули.

- Какая особенность этой катастрофы?

- В том, что погибло так много детей. Мы посмотрели на это все, и сразу захотелось скорее домой, детей своих обнять.

Искать утонувших пассажиров вызвали самых опытных водолазов, но даже им потребовалась психологическая помощь после спуска к теплоходу. Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Искать утонувших пассажиров вызвали самых опытных водолазов, но даже им потребовалась психологическая помощь после спуска к теплоходу.Фото: Анатолий ЖДАНОВ

КСТАТИ

Капитана нашли на нижней палубе

Поздно вечером в понедельник водолазы нашли и подняли из воды тела капитана теплохода «Булгария» Александра Островского и его третьей супруги (гражданской).

- Женщину обнаружили во время разведки на основной палубе, - рассказали корреспонденту «КП» водолазы, участвующие в поисках. - Тело капитана нашли на нижней палубе.

Эксперты говорят, что пока непонятно, что именно делал капитан корабля на нижней палубе, а не в капитанской рубке. Там, где нашли его тело, располагались бары и рестораны. Есть версия, что Александр просто отдыхал с семьей, поручив управление теплоходом помощнику.

- Это исключено, - заявил «КП» капитан другого речного судна. - С 12.00 до 16.00 днем и с 0.00 до 4.00 ночью - это вахта капитана, то есть время, когда он обязан быть на своем рабочем месте - в капитанской рубке (кораблекрушение произошло около двух часов дня. - Авт.). Возможно, он до последнего пытался спасти пассажиров с тонущего судна. А может, просто тело отнесло туда после случившегося.

Капитан Александр Островский считал свой теплоход очень надежным.

Капитан Александр Островский считал свой теплоход очень надежным.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

«Думаю, Александр сознательно остался на тонущем корабле»

В этом уверена первая жена капитана «Булгарии» ­Татьяна

- Саша попался в «ловушку» коммерческой организации, - считает Татьяна. - Субарендатор корабля была не в состоянии выделить деньги на ремонт, а также достойную оплату экипажу. Он свои сбережения вкладывал в ремонт. 350 тысяч рублей у него ушло на это за последние несколько лет. И когда «Булгария» стала тонуть, я уверена, что он сделал все, что мог, и стоял на вахте до конца. Такой он был человек. Он мог спастись - Саша великолепно плавал, - но, думаю, сознательно ушел на дно вместе с кораблем. И когда говорят по телевизору, что он был наркоманом и пьяницей, до боли обидно. Он - герой!

Гражданская жена Гульшат (слева) и дочь Елена уверены - капитан сделал все, что мог.

Гражданская жена Гульшат (слева) и дочь Елена уверены - капитан сделал все, что мог.

Еще больше удивилась она, узнав, что с ним на борту были молодая жена и маленький ребенок.

- Я единственная его законная жена, у нас двое взрослых детей. Да, мы уже давно в разводе, но больше детей у него не было, я думала...

Читать далее.

Дорогие читатели! У вас есть информация о трагедии? Есть свои версии трагедии? Ваши родственники или знакомые работают в системе речного судоходства и рассказывают много интересного? Очень просим связаться с нами reporter@kp.ru Или позвонить (495) 777-02-82 доб. 523 или 824

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «На Волге затонул пассажирский теплоход»

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных