«На «Булгарии» не хватало спасательных плотов, и не сработало сигнальное оборудование!»

Капитан с 30-летним стажем Евгений Фурутин рассказал «КП», что погубило людей с рокового круиза [репортаж, видео, реконструкция крушения]
Поделиться:
Комментарии: comments6
Изменить размер текста:

Евгений Фурутин - не просто капитан пассажирских и грузовых кораблей с 30-летним стажем. Он житель поселка Куйбышевский Затон - ближайшего к месту гибели «Булгарии». В день катастрофы Евгений Петрович был на даче - недалеко оттуда, где затонул корабль. Это происшествие он воспринял, как личную трагедию. Вместе с капитаном корреспондент «КП» попытался разобраться, что именно произошло в воскресенье на корабле, и была ли возможность спасти больше пассажиров.

«ВИНОВАТ ШКВАЛИСТЫЙ ВЕТЕР»

- Евгений Петрович, сейчас обсуждается множество версий случившегося, но никто пока не может назвать одну единственно верную. Как вы считаете, что привело к таким последствиям?

- В тот день погода была переменная, время от времени появлялся сильный шквальный ветер. Я был как раз на даче. Порой приходилось прятаться от ветрища и дождя, который поливал стеной. А потом вдруг все затихало... Думаю, этот ветер и погубил корабль. У «Булгарии» парусность большая - вон какой высокий теплоход. Возможно, что из-за неожиданно начавшегося ливня пассажиры побежали на другую сторону палубы, пытаясь укрыться. Ветер ударил слева, и теплоход лег на правый бок. А раз он лег на бок, то вода пошла в проемы дверей, в грузовой трюм, и судно моментально ушло под воду. У меня есть только такое объяснение катастрофы.

- Вторая - мель или какое-то другое препятствие на пути корабля...

- Нет, это исключено, в том месте достаточно глубоко. Да если бы и был удар, то капитан успел бы поднять тревогу и люди спаслись. А тут все произошло неожиданно, моментально. Экипаж даже сигнал тревоги не успел подать... Меня еще интересует такой момент - из Булгара они вышли в двенадцать часов дня, а около двух уже утонули. До нас ему ехать всего полчаса примерно, там расстояние небольшое - километров 10-15. А за два часа он уже должен был пройти Камское Устье! Где он все это время был, почему так долго ехал?!

- Рассматривают также версию о разгерметизации из-за ремонтных работ.

- Странная версия. Да, бывали случаи, когда У корабля лопается один из валов. В результате этого в корпусе судна образуется дыра, вода поступает в машинное отделение и распределяется по всей его ширине. Но ведь даже из-за этого не будет моментального переворота и затопления судна, как это произошло в «Булгарией».

- Говорили, что вода поступала в открытые иллюминаторы...

- В нижних каютах, конечно, душно, кондиционеров нет, поэтому люди частенько открывают иллюминаторы. Но даже самые низкие иллюминаторы расположены не ниже метра от воды! Представьте, что пошел дождь или волна. Тут все равно закрываешь их, чтобы не промокнуть. Поэтому это бред, что корабль затопило через иллюминаторы. Надо много времени, что вода заполнила все помещения через иллюминаторы, и этого никто не заметил. А тут, повторюсь, все произошло молниеносно...

- Следователи уже выяснили, что во время пути у теплохода не работал один из двух двигателей. Как это могло повлиять на развитие событий?

- Из-за этого может быть потеря скорости. Но теплоход из-за этого не утонет! Он может вообще без двигателей плыть по ветру, как лодка. Тем более, у него, повторюсь, высокая парусность. Так что отказ двигателя - явно не причина катастрофы.

«ПАССАЖИРОВ НАДО БЫЛО ОТПРАВЛЯТЬ АВТОБУСОМ»

- Говорят, что таким небольшим судам, как «Булгария», нельзя было вообще выходить в такой большой водоем, как Куйбышевское водохранилище...

- У него был разряд «О», который позволяет выходить в такие водоемы. Было разрешение, где отражены ограничения по волне, ветру, погоде. Если бы был плохой прогноз, то капитан бы не стал рисковать и выходить в воду. Никакой экипаж бы не пошел на это.

- Как ему не идти, если у него в корабле двести человек из Казани?! Куда ему их девать, чем кормить, что делать?

- Стоять на месте. Заказывать автобусы и отправлять их домой по земле. У нас сейчас даже грузовые танкеры не выходят в непогоду. А вы говорите - с туристами...

- Хорошо, допустим. Есть еще мнение, что капитан сделал слишком крутой поворот, что также могло привести к перевороту.

- В том месте, где произошла катастрофа, нет необходимости выполнять крутые повороты. Там ширина водохранилища - десятки километров, глубина - 20 метров. Зачем ему поворачиваться там на 90 градусов? Не было такой необходимости.

- Могла повлиять перегруженность судна людьми?

- Это тоже ерунда. Допустим, было 50 лишних пассажиров. Это пять тонн. Что такое пять тонн для такого судна?! Он может взять либо 50 тонн топлива, либо 100 - и никакой разницы для него!

«ЭТО НЕ ПЕРВОЕ КРУШЕНИЕ»

- И все же, как считаете, в гибели корабля и людей есть вина экипажа?

- Все происходило очень быстро. Я знаю, что капитан и штурман - опытные ребята. Но предвидеть ТАКОЕ, они, скорее всего, не могли.

- То есть синоптики тоже не могли их предупредить о непогоде?

- В наших местах шквалистый ветер предугадать очень сложно. На Волге он приходит молниеносно, и также быстро уходит. Но я не понимаю, почему у него был только два плота для спасения пассажиров? Должно быть гораздо больше!

Евгений Фурутин рассказал «КП», что погубило людей с рокового круиза

Евгений Фурутин рассказал «КП», что погубило людей с рокового круиза

Плоты эти выбрасываются автоматически, когда теплоход тонет, и раскрываются на воде. Интересует меня и почему не сработала система оповещения?! Где потерялись радиобуи, которые при бедствии должны были всплыть и передать сигнал SOS! В конце концов, у капитана есть стационарная установка, которая питается автономно, на ней хватает лишь нажатия одной кнопки, чтобы сообщить спасателям о бедствии. Экипаж сигнал бедствия не подал. Почему? Не успел? Не было сигнального оборудования? Или еще что-то? А это ведь могло реально спасти жизнь людям и детям, которые умирали уже на воде полтора-два часа. Некоторые захлебывались соляркой, вылитой из корабля!

- Подобные трагедии в водохранилище бывали?

- Да, году в 1968 там же затонул пароход с людьми. Беда произошла посреди ночи, многие пассажиры спали. Тогда тоже утонуло много людей. Корабль потерпел бедствие в штурмовых условиях... С тех пор сколько воды утекло и вот опять та же трагедия! Раньше в нашем поселке базировались аварийно-спасательные судна и ледокол, были мощные толкачи! Они по первому зову выезжали. Если бы они были и сегодня, они бы за полчаса прибыли на место происшествия и вытаскивали из воды людей. Но увы - сейчас у нас ни лодки спасательной! Государство все продало... Хотя мимо нас каждый день проходит множество судов. Кто-то на мель садится, какой-то корабль волна бьет... Их надо спасать, а нечем! Все выкручиваются своими силами. Вот и довыкручивались...

- Судна типа «Булгарии» уже называют «плавучими гробами»: мол, ремонтируют их поддельными запчастями, оттого и тонут...

- Действительно, возраст их очень большой, детали к ним уже не производят. Ремонтируют, кто чем может... У нас даже в поселке раньше был судостроительный завод. Но это было очень давно. Сейчас его переименовали в судоремонтный. Новые корабли давно не строят.

Дорогие читатели! У вас есть информация о трагедии? Есть свои версии трагедии? Ваши родственники или знакомые работают в системе речного судоходства и рассказывают много интересного?Очень просим связаться с нами reporter@kp.ruИли позвонить (495) 777-02-82 доб. 523 или 824

Водолазы МЧС обследуют "Булгарию".Специалисты отряда«Лидер» считаются самыми профессиональными и самыми бесстрашными в МЧС. Их отправляют на спасение людей в немыслимые условия. И всегда они справляются с любыми задачами! На этот раз им выпала очередная тяжелая доля - искать людей на затонувшем в Волге теплоходе «Булгария».Олег ИВАНОВ

Еще больше материалов по теме: «На Волге затонул пассажирский теплоход»

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы: