Происшествия31 июля 2011 9:40

Катер, на котором погибли 9 человек, не имел права ходить ночью

Почему снова не удалось предотвратить беду на воде?

Как передает с места событий наш корреспондент Евгения СУПРЫЧЕВА, затонувшее судно подняли из воды:

Катер со дна Москвы-реки спасатели пытались поднять на протяжении нескольких часов. И вот наконец им это удалось. Катерок зацепили на трос, и кран поднял его над рекой. Судно действительно небольшое, можно сказать даже утлое. Конструкция летняя. Как таковых кают не было. Просто был закреплен тент над палубой. Сейчас корабль представляет из себя смятую консервную банку, которую, очевидно, еще через полчаса отбуксируют к берегу. Удалось ли водолазам найти тело еще одной погибшей женщины, пока неизвестно. Официальный представитель МЧС обещает сообщить эту информацию в течение ближайшего времени.

Затонувший катер подняли

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

В момент столкновения двух судов на Москве-реке в районе Воробьевых гор, на набережной, были люди. Трагедия произошла буквально на их глазах.

- Мы гуляли по набережной и вдруг услышали скрежет металла, - рассказала «Комсомолке» очевидица ЧП Светлана. - Потом раздались крики, люди звали друг друга по имени...

На берегу прямо напротив места аварии сидел рыбак. Он видел, что один из пассажиров катера сам доплыл до берега, а остальным команда баржи бросала спасательные круги и вытаскивала на свое судно. Потом за пострадавшими приплыл катер спасателей.

- В час ночи на пульт «01» поступило сообщение о том, что на Москве-реке столкнулись прогулочный катер и самоходная баржа «Ока-5», - сообщил «КП» начальник Главного управления МЧС России по Москве Юрий Беседин. - Через четыре минуты на месте уже были представители МЧС - неподалеку находится спасательная станция «Воробьевы горы».

Всего на борту катера было 16 человек (один сошел на берег до ЧП) - судоводитель и 15 пассажиров. Спастись удалось лишь семерым. Серьезных травм никто из них не получил, лишь небольшие ссадины и мелкие порезы. Но все они находились в шоковом состоянии. Следователи несколько часов не могли их опросить: уцелевшие пассажиры либо молчали, либо начинали плакать. С ними работали психологи МЧС. Всех спасенных врачи обернули фольгой, чтобы сохранить тепло, и выдали байковые одеяла.

Девять человек погибли, в их числе - судоводитель (по принятой у специалистов терминологии рулевых таких катерков капитанами не называют).

Пассажирами катера в основном была творческая молодежь: журналисты, пиарщики, рекламщики.

Среди спасшихся - Кемал Тарба, 26-летний фотограф и заядлый тусовщик. Несколько лет назад он приехал из Турции в столицу и остался тут. Настолько ему понравилась Москва, ее атмосфера. Кемала сразу же признали своим в столичных клубах. Сейчас он работает в международном сетевом проекте Satellite Voices, посвященном моде и культуре. Кроме того, Кемал сотрудничает со многими глянцевыми журналами. В том числе - с мужским журналом GQ. В основном Кемал снимает тусовки, город. Коллеги называют его «уличным фотографом».

На борту затонувшего катера были пятеро уроженцев Волгоградской области - Елена Стрельцова, руководитель одного из отделов компании «Киномакс», Филипп Зариян, создатель волгоградской молодежной газеты «Новая улица», 27-летняя Эмилия Татаренко (Сафонова) с супругом, ее ровесница и подруга Марина Лютова. Все они перебрались в Москву семь лет назад. Уже в столице молодые люди познакомились со своим земляком, 31-летним Дмитрием Овдиным.

- На этом теплоходе было много моих друзей, - поделился с «Комсомолкой» Иван Белолипецкий, руководитель общественной организации «Юность Волгограда», - все ребята очень активные, стремились чего-то добиться в жизни. Лена Стрельцова ездила по лагерям вожатой, потом готовила детей на эту роль. К сожалению, ей спастись не удалось, как и Филиппу Зарияну. Трое остальных волгоградцев выжили. Эмилия Татаренко (Сафонова), которая в столице работала в сфере недвижимости, в этой страшной трагедии потеряла супруга.

НА БОРТУ ВМЕСТО12 ЧЕЛОВЕК БЫЛО 16

Как рассказал «Комсомолке» руководитель Московского следственного отдела на воздушном и водном транспорте Павел Селиверстов, компания, которая находилась на катере в момент крушения судна, отмечала день рождения гражданина Турции Вайза Невзата - 22 июля ему исполнился 31 год. Однако вечеринку именинник решил устроить 30-го числа. Как полагают стражи порядка, без спиртного на борту не обошлось. Но пил ли стоявший за штурвалом Зингер, еще предстоит выяснить экспертам. Кстати, сам устроитель вечеринки выжил.

С рассветом затонувшее судно начали обследовать водолазы. Они обнаружили, что баржа придавила его ко дну. Глубина Москвы-реки в месте трагедии - около трех метров. Как рассказал следователям капитан баржи, катер отчалил от берега и на большой скорости пошел наперерез, но не успел проскочить. А баржа просто не могла быстро затормозить.

- Спасшиеся пассажиры картину ЧП прояснить не смогли: они увлеченно отмечали день рождения одного из друзей, - рассказал «КП» руководитель Московского следственного отдела на воздушном и водном транспорте Павел Селиверстов. - Но ничего странного они не заметили. Говорят, почувствовали удар, и катер сразу же начал тонуть. Все оказались под водой. Выпрыгнуть с судна никто не смог - оно моментально ушло на дно. Семерым удалось вынырнуть на поверхность.

Уже установлен хозяин катера.

- Владельцем бота с навесным двигателем 150 лошадиных сил является Геннадий Викторович Зингер 1961 года рождения. В 2011 году он три раза привлекался к ответственности за превышение количества пассажиров, находящихся на борту, - сообщил замглавы МЧС РФ Александр Чуприян. - Последний раз Зингера штрафовали в начале июля, когда в очередной раз его катер шел перегруженным.

Сам Зингер был в момент трагедии на борту судна и погиб. Кстати, в ту злополучную ночь катер тоже был перегружен. Вместо 12 человек на нем были 16. Затонувшее судно было зарегистрировано на Чукотке. По факту ЧП на Москве-реке возбуждено уголовное дело по статье «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта».

Появилась новая версия причин трагедии на Москве-реке

Судя по всему, катерок решил пристать в неположенном месте и подрезал баржу.

Вот что рассказала наш корреспондент Евгения СУПРЫЧЕВА:

-Согласно судоходным правилам, подобные катерки должны идти за бакенами, которые в данном случае находятся с левой стороны, и ни в коем случае не пересекать, говоря автомобильным жаргоном, выделенку для крупногабаритных судов. Но катерок, выскочив за бакены, рванул как раз по этой выделенке и угодил под баржу. О том, что он намеревался причалить в неположенном месте недалеко от места трагедии, сообщили знакомые пострадавших.

- Моя дочь с часу ночи выехала на это место, чтобы забрать своих друзей с яхты. У них было условлено, что они пришвартуются здесь. Фактически на глазах дочери и произошла трагедия, - говорит мать девушки Марина. – Сюда же, чтобы встретить друзей, подъехали и другие ребята. Вот до сих пор припаркованы их машины (читайте далее).

Следственный комитет: Затонувший катер зарегистрирован на Чукотке

Руководитель московского следственного отдела на воздушном и водном транспорте Павел Селиверстов рассказал «Комсомолке» о предварительных данных расследования по факту столкновения на Москве-реке прогулочного катера и баржи. В частности он опроверг несколько сообщений информационных агентств.

- Данные о том, что капитан катера сделал несколько кругов вокруг баржи, показаниями выживших пассажиров не подтверждаются, - заверил «КП» Павел Валерьевич. Впрочем, сами пассажиры не совсем понимают, что произошло - они были увлечены мероприятием, отмечали день рождения одного из друзей. Но ничего сверхъестественного или странного они не заметили. Говорят, почувствовали удар, и катер сразу же начал тонуть. Все оказались под водой. Выпрыгнуть с катера никто не смог - он ушел под воду сразу же. Семерым удалось вынырнуть на поверхность.

Следователи уже допросили капитана баржи. Он рассказал, что катер отчалил от берега и поплыл ему наперерез. Быстро затормозить огромное судно просто физически не может.

Затонувший катер, как сообщили «Комсомолке» в СК, зарегистрирован на Чукотке. Владелец - частное лицо. Сейчас следователи ждут оттуда документы на судно.

СВИДЕТЕЛЬСТВА ОЧЕВИДЦЕВ

"Мы слышали железный скрежет, а потом люди кричали "Денис!"

Читать далее.

Вот список пассажиров, которым удалось спастись:

1. Малышева Екатерина 1983 г. р.

2. Сафонова Эмилия, 1984 г. р.

3. Овдин Дмитрий, 1980 г. р.

4. Вайз Мебзат, 1980 г. р.

5. Бобров Дмитрий, 1973 г. р.

6. Умхаев Магомед, 1986 г. р.

7. Торба Кемал, 1984 г. р.

Список погибших

1.Лютова Марина Викторовна

2.Зориян Филипп Георгиевич, 1982 г.р.

3.Волынкина Галина Евгеньевна, 1984 г.р.

4 Стрельцова Елена Геннадьевна, 1979 г.р.

5. Имамутдинов Олег

6. Павел (другие данные неизвестны)

7. Кира (другие данные неизвестны)

8. Зингер Геннадий Викторович, 1960 г.р.

9.Калинин Сергей, 1960 г.р.

Мероприятие, которое проводилось на катере, было зарегистрировано в социальной сети Facebook как Nev's Boat Birthday Party. Помимо перечисленных в списке спасшихся, в нем упоминаются Галина Волынкина, Елена Стрельцова, Марина Лютова.

Ваш браузер не поддерживает плавающие фреймы!

Трагедия на Москве-реке: прогулочный катер «Ласточка» столкнулся с баржей «Ока-5»

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Дмитрий Балыков, генеральный директор Столичной судоходной компании:«Надо прикрыть нелегальный бизнес перевозки пассжиров»

- У этой трагедии есть сразу несколько причин. Первая и главная - масса нелегальных перевозчиков на маломерных судах, которые катают пассажиров. Таких лодчонок и небольших катеров много в Москве и других крупных городах.

По закону маломерное судно вообще запрещается использовать для коммерческих перевозок, но подойдите, например, к причалу в парке Горького. Девочка в тельняшке в мегафон зазывает «совершить увлекательную прогулку», а молодой человек в лодке играет роль капитана. Хотя это не капитан, а судоводитель.

- А в чем разница?

- На капитана нужно много лет учиться, получить диплом, а стать судоводителем можно за несколько месяцев, закончив курсы. Квалификация, мягко говоря, разная, понимаете? Вторая проблема - такие вот «капитаны», стремясь заработать побольше, допускают серьезный перегруз - как, например, в случае с утонувшим катером. В итоге пассажиров может быть 15, а спасжилетов и других средств спасения - пять-семь. Не хватает на всех! Плюс, учтите, перегруженный катер уже не может нормально маневрировать. Любая опасная ситуация - и он черпает бортом воду. (читайте далее)

СПРАВКА "КП"

new TWTR.Widget({ version: 2, type: 'search', search: 'катер OR баржа', interval: 60000, title: 'Комсомольская правда', subject: 'Что пишут в Твиттере по поводу аварии катера на Москве-реке', width: 498, height: 200, theme: { shell: { background: '#8ec1da', color: '#ffffff' }, tweets: { background: '#ffffff', color: '#444444', links: '#1985b5' } }, features: { scrollbar: true, loop: true, live: true, hashtags: true, timestamp: true, avatars: true, toptweets: true, behavior: 'default' } }).render().start();Последние громкие происшествия на Москва-реке

28 июля 2009 года

На Канале имени Москвы (в районе Долгопрудного) столкнулись два пассажирских теплохода – «Анна Каренина» и «Николай Бауман». У первого судна была повреждена носовая часть. Никто из пассажиров не пострадал.

24 июня 2010 года

Неподалеку от Живописного моста столкнулись катер и байдарка. Девушка, которая плыла на байдарке, получила травму головы.

16 июля 2010 года

На Пироговском водохранилище яхта переехала купающуюся у пляжа Олесю Иванову. 25-летней девушке отрубило винтом обе ноги. Олеся погибла, а яхта скрылась с места ЧП. Сейчас капитан судна находится в бегах.

18 июля 2010 года

Около пляжа в Серебряном бору катер сбил 90-летнего мужчину. Пенсионера срочно госпитализировали в больницу, однако травмы были настолько серьезные, что вскоре он умер.

6 октября 2010 года На Москве-реке напротив 22-го дома по улице Борисовские пруды загорелся катер. Огонь почти полностью уничтожил яхту, но, к счастью, никто не пострадал.

В ночь с 23 на 24 июня 2011 года

Баржа врезалась в теплоход, катающий выпускников. Произошло это неподалеку от Кремля. На борту теплохода появилась большая вмятина. 17 подростков и около 20 взрослых пришлось эвакуировать на катерах.

29 июня 2011 года

Около поселка Старбеево Химкинского района Московской области пассажирская «Ракета» наехала на 14-летнюю девочку. От многочисленных травм ребенок погиб. Ее тело нашли лишь на следующие сутки.

9 июля 2011 года

На катере «Рио», который курсировал по Москва-реке, начался пожар. ЧП произошло около Краснохолмского моста. Пассажиры яхты самостоятельно справились с огнем, но прогулку пришлось прервать.

Самые громкие ЧП с маломерными судами – катерами и яхтами. Причем все эти катастрофы произошли в июле!

21 июля 2005 года

В Азовском море, неподалеку от поселка Глафировка Ейского района, затонул прогулочный катер. На борту находились шесть человек. Двое смогли доплыть до берега, еще четверо – пропали без вести.

15 июля 2007 года

На Байкале перевернулся прогулочный катер «Амур». Погибли пять человек.

20 июля 2008 года

Очередное ЧП на Байкале. Затонул такой же катер, как и год назад. Один человек погиб, четверым удалось спастись.

4 июля 2009 года

На Оби перевернулся катер «Ярославец». На борту находились девять человек. Без вести пропали трое сотрудников местной телерадиокомпании. Шестеро выжили.

25 июля 2009 года

На Каме затонуло небольшое частное судно. Из 25 человек, находившихся на борту, пятеро погибли.

11 июля 2011 года

На Телецком озере (Алтай) перевернулся и затонул катер с 13 людьми. Четыре человека до сих пор числятся пропавшими без вести. Еще девятерым удалось спастись.

Подготовил Михаил РЯБИКОВ.

ПРОВЕРКА

Прокуратура: Лишь 30 процентов судов соответствуют нормам безопасности

Буквально за неделю до трагедии в Москве провели масштабную ревизию речного транспорта.

За неделю до трагедии Московская межрегиональная транспортная прокуратура провела проверку всех судов в столице и области. Нарушений выявлена масса. Восьми теплоходам запретили выходить в рейсы.

В целом же ситуация с водным транспортом в Московском регионе выглядит удручающе - лишь 30 процентов судов соответствуют предъявляемым требованиям. Среди основных нарушений - устаревшие лоцманские карты (на них не обозначены, например, новые мосты и фарватеры), недокомплект спасательных жилетов и кругов, а на тех, что имеются в наличии, не работают, к примеру, сигнальные лампочки, которые нужны на случай, если крушение судна произошло в темноте. Кроме того, нет сигнальных ракет, не соблюдаются нормы противопожарной безопасности.

Из-за серьезных нарушений инспекторы Ространснадзора запретили выходить в рейс восьми теплоходам. Среди них «Александр Свирский», «Ф. И. Панферов», «Аврора-1», «Христина», «Маэстро», «Рылеев», «М. В. Зайцев», «Ракета-246».

По результатам проверки прокуратура возбудила 27 административных дел.

Алексей ВОЛОДИХИН

А В ЭТО ВРЕМЯ

Еще две беды на воде - из-за пьяной команды и дыры, заткнутой тряпками

Аварии с водным транспортом в этом сезоне случаются одна за другой.

В Комсомольск-на-Амуре в минувшую пятницу пришел теплоход «Ом-8» с 14 пассажирами на борту. И настолько пьяным экипажем, что команда не смогла причалить, хотя пыталась трижды.

- Управлял теплоходом первый помощник капитана. В крови у него по результатам медицинского освидетельствования обнаружена концентрация алкоголя в размере 2 промилле, что расценивается как сильная степень опьянения, - поясняют ситуацию в Следственном комитете РФ. - Другие члены экипажа также были нетрезвыми.

В Онежском озере в тот же вечер затонул катер типа «МСП» (малый сетеподъемник). На его борту плыла семья - две женщины и двое мужчин.

- Яхтсмены регаты, проходившей в эти дни на Онеге, заметили тонущее судно и людей, которые махали им белыми тряпками, прося о помощи, - рассказала Оксана Семенова, начальник отделения по связям с общественностью МЧС Карелии. - Когда спортсмены приблизились к пострадавшим, которые были в спасательных жилетах, корма катера уже находилась в воде.

Всех четверых спасли. Однако 52-летняя Людмила, хозяйка катера, неожиданно прыгнула обратно на тонущий борт. Женщина хотела забрать какой-то груз, который везла на остров Кижи. Вслед за ней метнулся и ее муж, 54-летний Александр. Вытащить их назад из рубки уже не успели - катер ушел на дно. Их 26-летние сын и невестка остались живы. Позже выяснится, что все четверо в тот вечер тоже были нетрезвыми. И это еще полбеды.

Как сообщили в карельском МЧС, несмотря на то что катер прошел в 2011 году техосмотр, в нем был неисправен один из люков. Он попросту не закрывался. И для того чтобы в трюм не попадала вода, отверстие люка хозяева забили тряпками. Кто и почему выпустил на воду неисправный катер, заткнутый тряпками, теперь будут выяснять следователи.

Елена ПЕРТУНЕН(«КП» - Петрозаводск»), Иван КОТОВ