Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество8 августа 2011 17:42

Григорий Ройтберг, президент клиники «Медицина»: «Если бы Николай Петров не сбежал от нас в Минск - то жил бы еще несколько лет»

"Комсомолка" проверяет информацию о том, что великий музыкант умер от заражения крови [аудио]

Поскольку вокруг кончины Николая Петрова, пианиста с мировым именем, возникла непростая ситуация, а именно - противоречивые слухи о том, что «лечась от инсульта, он умер от заражения крови», наша газета обратилась за разъяснениями в клинику «Медицина», куда Николая Петрова перевели из Минска в тяжелом состоянии после инсульта.

Свой комментарий нам дал ее президент, член-корр. РАМН, профессор Григорий Ефимович Ройтберг.

- Меня удивляют эти разговоры. Потому что мы столько сделали, чтобы он вообще выжил. Его лечила целая группа академиков РАМН. Петров поступил к нам 5 июня в крайне тяжелом состоянии и был от нас переведен в ЦКБ 14 июля в среднетяжелом. И семья официально известила, что у них никаких претензий, мягко говоря, нет.

- Но на прощании в Большом зале консерватории, например, резко высказался Гарри Бардин.

- Можно я не буду комментировать слова людей, которые в этом, мягко говоря, ничего не понимают… У меня ведь очень сложная ситуация. Я не имею права называть ни диагноз без согласия родственников Николая Петрова, ни рассказывать о том, что с ним было.

Григорий Ройтберг лечил музыканта 12 лет.

Григорий Ройтберг лечил музыканта 12 лет.

- Но сепсис, о котором сказано в свидетельстве о смерти, возник после процедуры переливания крови?

- Нет, неправда. И слова о заражении Петрова при переливании крови - это полный бред вообще. Сепсис у него был. Мы подозревали это при переводе, но не были уверены, потому что тогда еще не были готовы анализы. Наши коллеги из ЦКБ тоже считали, что у него сепсис. Но он никогда не возникает от прямого переливания зараженной крови. Конечно, в жизни все может быть. Даже СПИД у донора. Но это теоретически. Практически - никогда. Так что был сепсис или не был – это один вопрос. А заражение в медицинской учреждении – это даже комментировать тяжело. В последнее время я даже не слышал, что такие случаи бывают.

Сепсис - это одно из осложнений заболевания. Например, у человека тяжелая пневмония, к которой антибиотики не удается подобрать. Или рана на руке, и при этом снижен иммунитет. Возникает сепсис. У Николая Петрова был ряд гнойных и инфекционных проявлений при переезде сюда. И это при тяжелом сахарном диабете. Сепсис в таких случаях возникает очень легко. Инфекция проходит через все барьеры.

У нас недавно был больной, молодой человек, который порезал какой-то ржавой штукой ногу на пляже. Когда взяли анализ крови, там были микроорганизмы, которые не должны быть в стерильной крови. Это сепсис. Его удалось вылечить, потому что ему было 26 лет. Хотя тоже был снижен иммунитет, и было много других факторов риска. Но больным диабетом даже педикюр в рамках стандартов лечения в Германии проводится специально обученным персоналом. Потому что, если при процедуре педикюра вы поранитесь, у вас ничего не будет, а у больных диабетом на этом месте легко возникают тяжелые флегмоны, воспаления, что уже шаг до сепсиса.

- У Николая Арнольдовича из-за сахарного диабета даже палец на ноге был ампутирован.

- Совершенно верно. Николая Арнольдовича мы лечили 12 лет - с 99-го года. Он много раз был не в очень хорошем состоянии, мягко говоря. И мы его хорошо знали, со многими докторами был очень близок. Он для нас не просто пациент. Он приглашал и мы ходили на его концерты. Он много рассказывал о том, как он работает. И вдруг услышать такое, что это мы его чуть не убили! Николай Арнольдович великий пианист, добрый человек, но он забывал о себе, желая помочь всем. Ведь за месяц до того, как он улетел в Минск в эту злополучную поездку, он три недели лежал у нас. И выписался под расписку. Там жестко написано: предупрежден... возможна внезапная смерть. Он все равно подписал и сказал, что опаздывает на какое-то очередное очень важное для него мероприятие. И сбежал.

Для докторов из клиники «Медицина» Николай Петров был близким человеком.

Для докторов из клиники «Медицина» Николай Петров был близким человеком.

- Правда ли, что переливание было назначено из-за возникших у Петрова пролежней?

- Он с пролежнями поступил из Минска. Когда больной лежит, как бы ты его не двигал, у него одна часть тела парализована. Мы эти пролежни уменьшили раза в три. Я не могу детали интимные рассказывать. Но это так тяжело, поверьте. Кстати, наверное, если бы было возможно, в ЦКБ бы что-то сделали. Они ведь три недели его лечили, и тоже… Видимо, была вещь, которая мало совместима уже с жизнью.

Народный артист СССР, лауреат Государственной премии России пианист Николай Петров с женой Ларисой.

Народный артист СССР, лауреат Государственной премии России пианист Николай Петров с женой Ларисой.

- То есть злой рок...

- Болезнь имеет свои законы. Ты можешь сделать все, как нужно, а там заложено уже что-то другое. Но невнимательное к себе отношение многих умных и талантливых людей - губительно для них. Если б он не сбежал тогда из клиники в Минск, может, и жил бы еще несколько лет, не знаю.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

В МОСКВЕ ПРОШЛИ ПОХОРОНЫ НИКОЛАЯ ПЕТРОВА