Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды15 августа 2011 17:28

Юбилей Николай Губенко: «Я отказываюсь от наград»

17 августа народному артисту России исполняется 70 лет [видео + аудио]

- Николай Николаевич, когда случился недавний скандал в Театре на Таганке (актеры выступили против своего руководителя Юрия Любимова, в результате чего он уволился из театра. - Ред.), где вы когда-то служили, всем очень хотелось услышать от вас комментарии. А вы отмалчивались. На ваш взгляд, теперь, когда Любимов из театра ушел, возможно объединение Таганки?

- Это исключено. Хотя разъединение театра до сих пор воспринимаю как несчастье. Но если оба театра пытаться объединить, они станут еще более несчастными. Это как сиамские близнецы, которых выдающиеся хирурги разъединили и они стали жить самостоятельной жизнью. А потом их вновь захотят соединить... Ничего не получится. Объединение театра возможно только с уходом поколения актеров, которые работали в той, старой Таганке. Тогда, в перспективе, это будет разумным решением. У двух театров - одна крыша, общий инженерный корпус, бойлерная... С хозяйственной точки зрения объединение логично, а с человеческой - нет.

- В этом году скандалы случились не только на Таганке, но и в Театре им. Маяковского, Драматическом театре им. Станиславского. После этого многие стали говорить о кризисе репертуарного театра...

...где и живут счастливо по сей день

...где и живут счастливо по сей день

- Это просто совпадение. Сейчас репертуарный театр, который существует в России на дотации, доступен самым отдаленным районам страны. Превратись он весь в коммерческий проект, как у Марка Захарова, Олега Табакова, Юрия Любимова, зрители ни в Якутии, ни в Чеченской Республике, ни в горах, ни в небе не смогут посещать театр. На коммерческой основе смогут выжить единицы. И дело тут не только в таланте руководителя театра, в его умении привлекать средства спонсоров, но и в его таланте сотрудничества с властью... Немногие художники это умеют делать.

- Говорят, актеры двух Таганок не общаются друг с другом...

- Это неправда, все прекрасно общаются. Выгуливают своих собачек в одних дворах, живут на одних лестничных площадках в квартирах, которые получили при Советской власти. Не заходят друг к другу в гости только в театре, потому что Юрий Любимов запретил своим артистам появляться у нас, а наших - не пускал к себе. Он даже судится с одной артисткой и не отдавал ей трудовую книжку за то, что она перешла к нам. Я же никому не запрещал приходить - милости просим.

- Когда мы увидим вас в новых фильмах? Получается, из-за общественно-политической деятельности вы зарыли в землю свой актерский и режиссерский талант...

- Приходите к нам в театр - я там играю. Сейчас снимаюсь в многосерийном фильме на Первом канале о Михаиле Ломоносове. Но, честно говоря, снимать кино или играть у других режиссеров не вижу смысла. Отечественный кинематограф превратился в суррогат американского. Его пытаются переделать по образу и подобию Голливуда. Но при этом наши актеры почему-то не двигаются так, как двигается Антонио Бандерас, не играют так, как Марлон Брандо или Джек Николсон. А было время, когда советское кино входило в тройку лидеров наравне с американским и итальянским кинематографом.

- Как отпразднуете юбилей?

- Соберу своих товарищей, с которыми учился и работал, с кем снимал первые картины. Никаких государственных торжеств не будет и наград, надеюсь, тоже не будет. Я от них отказываюсь. Первый раз это было в августе 1991 года, накануне моего 50-летия и провозглашения ГКЧП. Мне позвонили из Фороса, сказали, что у Михаила Сергеевича Горбачева родилась идея присвоить мне звания народного артиста СССР. За что, спрашиваю. На тот момент я был министром культуры СССР всего один год и 8 месяцев, ничего толком не успел сделать, ничего нового не поставил, играл свои старые спектакли... Не за что давать звание. Я отказался. А 17 августа приходит письмо за подписью Владимира Крючкова, тогдашнего председателя КГБ, с поздравлениями по случаю юбилея и присвоения званием народного артиста СССР. То есть этот вопрос был согласован заранее, но Крючкову не доложили, что я от звания отказался. В другой раз, накануне моего 60-летия, бывший министр культуры России Михаил Швыдкой сообщил мне, что есть соображения «наверху» наградить меня орденом «За заслуги перед Отечеством». Я и от ордена отказался. Но теперь, когда я встречаюсь со зрителями, которые без всяких официальных званий называют меня народном артистом, у меня есть 3 минуты, чтобы рассказать историю про Форос и почему я не народный СССР. Хотя, казалось бы, будучи в должности министра культуры СССР, мог бы и звание получить, и государственную дачу приватизировать. Но я никогда не пользовался госдачами. Зачем они мне? У меня есть своя, которую я купил в 78-м году на гонорары за фильм «Подранки». Я был и автором сценария этого фильма, и режиссером, и сам в нем играл, и еще Жанна снялась... На дачу денег хватило.

- Кстати, как поживает ваша супруга Жанна Болотова?

- Хорошо поживает. Надеюсь, любит меня, а я ее люблю - это точно.

ШЕСТЬ ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ ГУБЕНКО:

«Застава Ильича» (актер)

«Дворянское гнездо» (актер)

«Прошу слова» (актер)

«Пришел солдат с фронта» (актер и режиссер)

«Подранки» (актер и режиссер)

«Из жизни отдыхающих...» (режиссер)

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Николай ГУБЕНКО родился 17 августа 1941 года в Одессе. Его отец погиб еще до рождения сына на фронте, мать за отказ сотрудничать с немецкими оккупантами была повешена в 1942 году.

После окончания Одесской спецшколы-интерната для детей погибших офицеров в 1964 году окончил актерский факультет, а в 1970-м - режиссерский факультет ВГИКа. Параллельно занимался в цирковом училище. В 1964 году поступил в Театр на Таганке, который из-за работы в кино был вынужден покинуть. Но потом вернулся и в 1986 году стал его главным режиссером. Вместе с другими актерами Таганки добивался возвращения изгнанного из СССР Юрия Любимова.

В 1989 - 1991 годах - министр культуры СССР. После раздела театра - руководитель «Содружества актеров Таганки».

Женат на актрисе Жанне Болотовой.