Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Колумнисты19 августа 2011 11:30

В чужой монастырь со своим уставом

Россия идёт в ВТО. Верной дорогой идём, товарищи? А вот как это сделали те же финны

Внешне это выглядит так. В 1992 году, Финляндия обратилась с просьбой о приёме в Евросоюз, и через три года Финляндия стала членом ЕС и ВТО. И никаких проблем! Сегодня Финляндия – самая благополучная и самая, пожалуй, ухоженная страна ЕС. Достаточно выйти на улицу и увидеть буквально гору - несметную кучу ребятишек, больших и махоньких – это новые финны, на становление которых государство тратит, страшно сказать, почти десятую часть своего ВВП (мы на оборону столько не тратим), что делает Финляндию одним из самых образованных, самых благополучных и развитых регионов Европы.

Школы и спортзалы, включая дорогущую спортивную форму для зимних видов спорта - бесплатно. Детей в школах кормят бесплатными обедами, со страшной силой следят за экологичностью этой еды! В школах есть продлёнка даже для старшеклассников. Проезд на автобусе в школу и обратно – тоже за счёт государства, а это минимум 6-8 евро каждый день. В вузах даже иностранные студенты учатся абсолютно бесплатно. Правда, финны об этом своём достижении особо не распространяются, наверно, опасаются большого наплыва иностранцев. Но они не скрывают, что система образования, становления нового человека, копировалась – правильно! - с СССР.

Такого полностью автоматизированного спиртзавода, как в часе полёта от Хельсинки, в России нет. Между прочим, обслуживает этот гигант в одну смену меньше десяти человек.

Такого полностью автоматизированного спиртзавода, как в часе полёта от Хельсинки, в России нет. Между прочим, обслуживает этот гигант в одну смену меньше десяти человек.

На родине первой и, по сути, единственной народной водки «Коскенкорва» - создатели и гости

Естественно, что после завершения образования многие выпускники улепётывают за границу, там как-то просторнее. Но в отличие от многих других наций и народов финн и за границей остаётся финном. Это ещё присуще разве что Востоку – китайцам, японцам. И финн, как тот бурундучок, набив щёки провизией, тащит её в родную норку – в Финляндию, а там, гляди, и сам воротится домой. От добра добра не ищут. Я другой такой страны не знаю, где на 5 миллионов жителей (треть Москвы) приходится почти 2 миллиона саун!

И всё было бы хорошо, кабы не проклятая национальная особенность – умение и желание выпить. И уж тот-то главный редактор журнала «Русская водка», расправив плечи, отодвигает в сторону всех этих… политологов, размышляющих о предстоящем вступлении России в ВТО, и начинает описывать своё опасное путешествие в страну хорошо пьющих людей! Потому что финское застолье стало первым шагом на пути в Евросоюз, который страшно не любит, чтобы в его монастырь приходили со своим уставом. (См. грустные подробности на эту тему в моей греческой колонке «Если ты мышь, то для тебя весь мир - мышеловка»).

Чужие здесь не ходят, но «Русскую водку» допустили даже на родину главной финской водки, которая называется «Коскенкорва» - ячменная от 38 градусов и выше, вплоть до 60, а то и все 80. Никогда бы не поверил, что ячменная может быть такой питкой, как говорят спецы выше нашего. А вот почему финны экспортируют за границу не эту прелестную, народную «Коскенкорва», а «Finlandia», всё равно не узнал. В этом, наверное, и есть финский характер: слова лишнего не скажут, вежливо слушают, не спорят, а делают всё равно по-своему! Что роднит их не более, ни менее, как с японцами - такие же, извините, настырные. Спокойные – да. Вежливые – аж скулы сводит. Но всё делают по-своему. И попробуй его свернуть с этого пути - сам шею свернёшь, но финна (японца) не переубедишь и не переделаешь! В итоге – вы не поверите – Финляндию даже называют Северной Японией. А по степени насыщенности электроникой они едва ли не богаче японского.

На родине первой и, по сути, единственной народной водки «Коскенкорва» - создатели и гости

На родине первой и, по сути, единственной народной водки «Коскенкорва» - создатели и гости

Правда, потом, в следующих экспедициях, всё оказалось несколько проще. Оказалось, что в первые наши встречи финны вели переговоры с американцами (фирма Braun) насчёт передачи им в аренду водки «Finlandia» (пока до 2017 года), и финны попросту боялись сглазить. И теперь две главные финские водки ««Finlandia» и «Коскенкорва» едут по двум параллельным конвейерам на одном водочном заводе в Раямяки под Хельсинки, а потом разъезжаются: одна за границу, а другая – для внутреннего употребления. (В Финляндии нет того идиотизма, как у нас, когда даже главный редактор «Русской водки», стоя перед водочной витриной, не знает что купить, - сотни названий практически одного и того же, а качество ни к чёрту, а подделки - до чёрта). Зато у одной-разъединственной финской «Коскенкорва» отличный слоган – «5 миллионов финнов не могут ошибаться».

1. И это – первый урок, который Финляндия сдала на отлично! Один главный водочный завод в Раямяки - это 52 миллиона литров алкогольных напитков в год - половину финского спиртного делает всего 186 человек. А ведь вступление в Евросоюз и в ВТО требует от каждой новой страны (а сегодня и от России) максимума приватизации всего и вся. Значит, и алкогольное производство нужно было раздать в чужие, загребущие руки. Пустить на панель, чтобы понятнее нашим староверам.

Но финны упёрлись, как Александр Матросов, которого, в общем-то, здесь знают, а те, кто знает, ещё и уважают – прежде всего, за характер. Мы не станем дробить отрасль, как алмаз – на мелкие караты! И ещё одно: наша водка не может быть ни американской, ни немецкой! Для нас это всё равно, что проститься с сауной.

И они победили. «Коскенкорва» осталась государственной, и заодно сохранили тысячи рабочих мест, которые должны были уйти за границу. Сама же марка стала у финнов ещё популярнее, большинство знатоков именно ей отдают предпочтение. Как однополчане после войны - за победу бились вместе.

Те самые горячие финские парни…

Те самые горячие финские парни…

Патриотизм, он и в застолье патриотизм. А как выпьешь, то и больше, чем патриотизм.

Так ЕС и ВТО в первый раз прогнулись перед финнами.

2. Вторая битва связана с «сухим законом», который правил здесь – страшно сказать! - с 1919 до конца 1968 года. Причём «сухой закон» я всё-таки беру в кавычки. Это как при Горбачёве - ни кнута, ни пряника. Какие только обходные пути не находили, чтобы обойти запреты! От самогоноварения до покупки водки через Интернет. Доходило до абсурда, и главным поставщиком алкоголя в Финляндию становилась далёкая Португалия. Получить по почте заказ со спиртным с юга Европы выходило заметно дешевле, чем купить бутылку в соседнем магазине. Ну и, конечно, «культпоездки» в Питер и в Таллин - чтобы отдохнуть от запретов. Но вот Финляндии «светит» ЕС и ВТО. Значит, нужно менять законы - они противоречат ЕС. Недовольные финские выпивохи и целые общественные организации завалили письмами брюссельскую штаб-квартиру ЕС - дайте право пить, как в единой Европе! И вот она, победа! Народный праздник - 1 марта 2004 года финское правительство отменяет какие-то ограничения на продажу алкоголя. А тут ещё помогли-подсобили эстонцы. Их тоже запустили в ЕС. Ну, как хотя бы раз в месяц не навестить родню? И финны повезли из Таллина сравнительно дешёвое эстонское спиртное в неограниченном количестве. Главное - доказать таможне, что везёшь для себя, а не на продажу. На границе видел сам, как сообразительный финн доказал своему таможеннику, что двух-трёх ящиков водки ему едва ли хватит до следующей турпоездки, и залпом выпил поллитровку на глазах всего корабля. В такой ситуации противостоять Брюсселю было просто бессмысленно. Но есть и плюсы - малая либерализация торговли алкоголем привела к заметному снижению цен, и, прежде всего, на крепкие напитки - сразу на тридцать процентов, нам бы так.

Но во всём остальном финны упёрлись рогом! Никакой вольницы! Продажа всей выпивки свыше 4,7% разрешена только в алкогольно-монопольных магазинах. Рестораны и магазины, продающие некрепкие напитки, являются частными, но и они работают на основании разрешения, полученного у специального государственного управления. Производство алкогольной продукции, оптовая торговля, экспорт и импорт действуют по принципу нормальной коммерческой деятельности. Но коммерсанты ни шагу не могут ступить без соответствующего государственного разрешения – всё то, что начинает делать у нас РАР – Росалкогольрегулирование Игоря Чуяна.

Для сравнения и для ясности. За 20 лет алкогольной вольницы в России я так и не узнал хотя бы примерно, так сколько же народу делало у нас водку? Знаю только, что в СССР было 150 водочных заводов, а в «новой» России их зарегистрировано было куда больше – 1600! Ну, а сколько спекулянтов (продавцов) промышляло этой водкой, и вовсе не сказать. А Финляндия – вот она, как на ладони: а) всего один основной ликёроводочный завод, б) всего 327 магазинов, в) всего 2400 продавцов. Но если ты любого из этих 2400 продавцов попросишь продать бутылку после запретного часа – 20-00, он даже не поймёт, о чём базар. Потому что ровно в 20-00 автоматика запирает все водочные кассы, даже в заполярной Лапландии на родине Деда Мороза.

Короче, в общей сложности это тянулось не год, и не два. И всё это время финны шаг за шагом (стеб бай стеб, извините за выражение), отбивали у ЕС И ВТО своё право на национальное понимание действительности. Там, где ЕС прогибался, финны делали шаг вперёд. Так, где не проходило, финны подтягивали свои законы и правила жизни до уровня законов ЕС.

Точно такая же работа шла и по трезвую сторону финской жизни - производство локомотивов, судов, ледоколов, деревообрабатывающих машин и оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности. Эти краеугольные камни стали фундаментом финской экономики. Одна Nokia - производитель телекоммуникационного оборудования - чего стоит. Кстати, сегодня чисто финская Nokia выпускает одни калоши, смеются сами финны. А вот её 15 фабрик, которые работают для всех основных стандартов мобильной связи, включая GSM, CDMA и UMTS, ушли за границу – в Бразилию, Великобританию, но в основном, конечно, – в Китай, увы и ах.

Но алкоголь был главным тормозом на пути в ВТО, и финны расчищали эти завалы так, как нужно самим финнам, а не чужому дяде.

3. Третьей фишкой на пути в светлое будущее стало качество. Потому что если теперь тебе не понравится «Коскенкорва», ты запросто можешь купить в магазине любой другой европейский напиток – есть, с чем сравнивать, из чего выбирать. И тут финны снова обратились к опыту СССР. Попросту говоря, они взяли за основу советские нормы и правила производства водки - советские ГОСТы, и стали работать по этим ГОСТам – так мне сказал директор по качеству Юха Кахима. Изо всех русских водок ему нравится питерская водка от Вениамина Грабара – «Царская». Вся беда русской водки в том, считает Юха, что сегодня её льют все, кому не лень. Многие отказались от ГОСТов и перешли к собственным, придуманным здесь же, на заводе Техническим условиям – ТУ, наше государство позволяет это новое безобразие на законодательном уровне. Плюс неритмичная работа предприятия – день работаем, два стоим. Плюс постоянная смена правил игры – то левостороннее движение, то правостороннее! А ведь здесь, как в сексе, нужен свой ритм, без улыбки говорит Юха. В итоге даже после ВТО финны не отвернулись от своего родного напитка - так у нас, в СССР любили «Пшеничную» и «Столичную», а сегодня и не знаешь, что любить. Не понять, кого обнять.

4. Четвёртое. Или первое - смотря как считать. Кто сегодня говорит, что финны пьют, как свиньи, тот дурак. Или дилетант. Посмотрите, как на отдыхе в Турции или в Египте в первый же вечер надираются наши туристы, и забудьте вы, наконец, про «традиционное финское пьянство»! На самом деле финны сегодня пьют не столько водку, сколько: а) молоко - даже уху они варят на молоке, б) вино, в) пиво - по-настоящему национальный напиток, очень рекомендую сахти - крепкое домашнее пиво, г) кофе – больше, чем в любой другой стране, д) воду – в любом ресторане прямо из-под крана, свидетельствую сам – как в Ереване (второе место в мире после Сан-Франциско, как говорил бессмертный Фрунзик Мкртчян).

5. И главный фактор отрезвления нации - сауна. Сауна с пивом. После освобождения в 1969 году слабого пива (в Финляндии его называют средним пивом), пиво заняло главное место в культуре сауны. Сейчас примерно каждый шестой повод выпить связан с сауной, а вот водку в финской сауне не пьют.

Другое дело – как пить. Там, где финн скрываясь, уходит за угол, чтобы достать из кармана тёплую «Коскенкорва», дёрнуть из горла и воротиться уже под градусом, русский ищет себе друзей, чтобы – правильно - на троих. И пока финн продлевает свой праздник в сауне и балует себя после баньки пивком, русский даже за скудным столом произносит обильные тосты. А во всём остальном это такая же трезвая да работящая нация, как и мы.

Действующие лица везде одинаковы – декорации разные.

Случай с Финляндией и ВТО не вписывается в общие правила игры Евросоюза. Тем хуже для правил, сказали финны и сделали всё (или почти всё) по-своему. В сегодняшнем бою на ринге нашей жизни побеждает даже не сильнейший, а самый убеждённый в своей правоте и в правоте своего народа.

НЕКСТАТИ

И пока я, значит, живописал тут все эти прелести финского государственного капитализма, соседняя с Финляндией Эстония по-прежнему торжествует и содрогается от такого соседства - Таллинский алкогольный магазин Super Alko посещает в день около 90 автобусов с финскими туристами. Итого: 15% процентов потребляемого в Финляндии алкоголя ввозится из-за рубежа и в первую очередь – из Эстонии. Магазин работает с 10 до 19 часов, значит, в среднем он обслуживает 10 автобусов в час.