Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-2°
Boom metrics
Дом. Семья19 августа 2011 12:10

Как научить ребенка проигрывать

Что делать родителям, если малыш, проиграв, уходит, расстраивается и теряет веру в себя, рассказывает [детский психолог]

У меня была подружка Катька. Она не умела проигрывать. Рыдала, злилась и бесилась. А однажды, когда я выиграла у нее в "Монополию", она кулаком разбила мне нос. А с виду была - девочка-одуванчик. Когда дети рыдают, проигрывая, реакция родителей как правило: "Да, брось ты, это всего лишь игра!" Но для малыша - это не игра, это жизнь. А победа - гарантия того, что он будет всем нравиться. Что делать, чтобы научить ребенка проигрывать с улыбкой? Обсуждаем со школьным психологом Татьяной Малютиной.

ПИСЬМО В ТЕМУ

Моей дочери 5 лет. Она не умеет проигрывать, и ужасно переживает, если у нее что-то не получилось. Играть с ней в компании детей просто невозможно, она расстраивается, если не она самая лучшая, если не она победитель, рыдает, всем портит настроение. Подскажите, как реагировать, когда она закатывает истерику: "У меня не получается!" Я говорю, что нужно пробовать, стараться, но это не помогает. Кристина, Москва.

- Однажды, играя с моими первоклассниками в одну настольную игру, которую все они любят, я наблюдала такую картину: один мальчик постоянно выигрывал, но после выигрыша его одноклассника насупился, скрестил ручки на груди, отвернулся и пробурчал под нос: "Играйте сами!", - рассказывает Татьяна Малютина. - Но если для младших школьников это ситуация скорее исключение, чем правило, то самооценка дошколят 5-6 лет такова, что они должны быть во всем самыми-самыми. Любой проигрыш становится причиной истерики.

Победа дает детям чувство контроля над окружающей их средой, вызывает похвалы родителей, объятия и аплодисменты — все, что повышает их чувство собственного достоинства. И в этом возрасте никому не нравится проигрывать.

Победа вызывает у детей этого возраста такой восторг, что они рады все превратить в соревнование, даже такие обычные дела, как еда и одевание.

Чтобы выиграть, ребенок может пожаловаться, обвинить противников в обмане или изобрести новые правила в удобный для него момент (например, объявив, что ему разрешено кинуть кости снова). Или, как в моем примере, он может просто отказаться играть — и бросить интересную игру.

Такое неверное восприятие проигрышей нужно обязательно пресекать в корне. Иначе в начальной школе с вашим ребенком не захотят играть его сверстники.

Что делать:

Важно помнить, что свою реакцию на проигрыш ребенок на 90 процентов формирует, глядя на то, как ведут себя его родители, когда:

- сами проигрывают;

- проигрывает ребенок;

- проигрывают другие.

1. Если ребенок проиграет, успокойте его и объясните, что теперь у него есть опыт и в следующий раз он уже будет знать, что и как надо делать. Но и здесь важно не перегнуть палку, а то ребенок может сделать для себя вывод, что не стоит рваться к цели. Ребенок должен ощутить и вкус победы, и горечь поражения.

2. Когда пройдет первое огорчение, предложите ребенку вместе продумать другую тактику игры, взвесьте, что можно улучшить. Как бы ни было трудно, удерживайтесь от критики и «наездов». И обязательно отмечайте, какие действия ребенка помогают ему добиться успеха, что он делал хорошо и правильно.

3. Всегда убеждайте ребенка, что его любят независимо от результатов игры или соревнований и т.п.

Многие дети напрямую связывают свои достижения с чувствами и отношением к ним родителей, полагая, что достижения определяют любовь, ее силу. Поэтому ваш ребенок должен знать, что его любят независимо от того, что он делает, что ваша любовь к нему является безусловной.

- Ты нечестно выиграл! Должен был я!

- Ты нечестно выиграл! Должен был я!

4. Настаивайте, чтобы ребенок действовал честно. Заставьте его пообещать следовать правилам и обязаться не бросать игру в гневе, если он проигрывает. Напомните ему во время игры, что смысл состоит в том, чтобы весело провести время.

5. При проигрыше ваш ребенок может злиться, плакать, кричать, словом, выражать свои чувства (конечно, не причиняя вреда себе и окружающим), и это чрезвычайно важно. Некоторые родители говорят своим детям, что не надо плакать, что плачут только маленькие или слабые и что проигравшие должны сдерживаться молча. Но если ребенок будет не в состоянии эмоционально освободиться, эмоционально отразить свое состояние, это будет его зажимать и будут копиться напряжение, тревога.

Итак, учимся проигрывать... с улыбкой!

Вопросы психологу присылайте на mama@kp.ru