Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество5 сентября 2011 22:00

Государство ужесточает закон о травматике, а россияне все равно вооружаются

Что дало ужесточение закона о травматике [обсуждение, аудио]

КАРТИНА ДНЯ? СКОРЕЕ НОЧИ

Что происходит в стране - может, война? Тогда почему ее не объявили? Стрельба - каждый божий день. Пусть в 90 случаях из ста стреляют из травматического оружия, но все равно практически ежедневно в этих сводках боевых действий - сведения о раненых. Слава богу, убитых хоть не так много. Но ощущение, что вся страна на мушке, причем неизвестно у кого, не оставляет. Выстрелить могут в кого угодно и где угодно.

- Я бы хотел обратить внимание, что большинство ЧП произошло у ночных клубов, у ресторанов. Туда идет специфическая публика ночью развлекаться, она уже заранее агрессивна. И не будь у нее травматики, взяли бы с собой что-то другое, - уверен настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря протоиерей Александр Ильяшенко.

Да, чаще всего это происходит вечером и ночью в кафе и прочих злачных местах, но никто не застрахован от того, что не получит пулю из травмата на дороге или в пешеходном переходе, в подъезде или даже в вагоне метро. За последние пять лет, по сухой милицейской статистике, травматическое оружие применялось свыше 1,5 тысячи раз, которые закончились более чем 600 ранениями и 70 летальными исходами. Травматика, которая разрешалась как оружие самообороны и защиты, превратилась в инструмент нападения.

По доступности оружия Россия скоро догонит все страны, а вот с правосознанием граждан - проблемы

По доступности оружия Россия скоро догонит все страны, а вот с правосознанием граждан - проблемы

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

- Есть жизнь и есть отражение жизни в СМИ. Если говорить о том, как изменилась наша жизнь после введения травматики, то, на мой взгляд, никак. Потому что травматика по своим поражающим способностям - это приблизительно бросок булыжника, удар молотка. И если посмотрите разнообразную хронику до введения травматики, то вы увидите ровно те же самые драки, в которых люди получали ранения от удара кулаком, от удара кастетом, от удара ножом. Если сейчас кто-то из этих хулиганов взял на эту драку вместо ножа травматику, вероятность того, что люди могут погибнуть, существенно уменьшилась, - считает председатель федерального Совета общественного объединения «Гражданское оружие» Андрей Василевский. И, наверное, он в чем-то прав.

Но в прошлом году после ряда резонансных случаев применения травматического оружия, повлекших летальный исход, и резких заявлений руководителя государства российские парламентарии озаботились проблемой и в режиме ошпаренной кошки ужесточили правила получения травматического оружия, которые вступили в силу с 1 июля этого года. Что в итоге получилось?

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ

Первое - сменилось официальное название травматического оружия. Теперь его называют огнестрельным оружием ограниченного поражения (ОООП). Данным названием как бы подчеркивается, что угроза летального исхода при применении не предусмотрена.

Ограничено количество стволов. Если раньше максимально разрешалось увешаться пятью стволами, то теперь один человек не может иметь больше двух.

Кроме того, в продаже теперь могут находиться лишь пистолеты, револьверы и прочие устройства исключительно отечественного производства (как и боеприпасы) с разрешенным пределом мощности 91 Дж (для сравнения, у боевого пистолета Макарова энергия выстрела 300 Дж).

И как последний довесок, ужесточились правила получения разрешения (лицензии) на приобретение ОООП. По идее теперь надо пройти обучение на спецкурсах (для приобретающих оружие впервые) в компании, которая имеет лицензию на такой вид деятельности, а затем сдать экзамен. А еще - озаботиться получением характеристики у участкового.

Все кажется само по себе разумным. Но что у нас поменялось в результате в реальной жизни?

СВОДКИ С «ФРОНТА»

Вот сведения только за август - дадим месяц на какую-то необходимую утряску, на привыкание к новым правилам. 1 августа, Москва. Драка со стрельбой в ночь на воскресенье у ресторана, 2 человека из травматического оружия ранены. 4 августа. В Москве неизвестный обстрелял посетителей кафе из травматического пистолета. 10 августа, Екатеринбург. Молодежь из числа мажоров подстрелили охранника у ночного клуба. 13 августа, вечер. Под Тамбовом житель Саратова обгонял всех на машине, когда ему предъявили претензии, он выстрелил в ногу мужчине, еще один ранен. 14 августа, Москва. Неизвестный выстрелил из травматического пистолета в мужчину на АЗС. 14 августа, Нижний Новгород. Злоумышленник в ходе конфликта с 40-летним мужчиной произвел в него несколько выстрелов из травматического пистолета.

15 и 16 августа, Саратов - два случая применения. 17 августа - Москва, 18 августа - Москва, Екатеринбург - тоже 18 августа. 19 августа - Москва, 19 августа - Владивосток, 19 августа - опять Москва. Стреляют везде - на улицах, в автомобилях, в метро, где угодно. 21 августа в 4-ю городскую больницу Твери был доставлен 31-летний житель города с ранением головы. 25 августа - Томск. 28 августа - Москва, четверо раненых. В ночь на 1 сентября двое мужчин были тяжело ранены из травматического оружия на Театральной площади столицы - практически у стен Кремля.

Это лишь небольшая часть того, что в реальности происходит на просторах нашей необъятной. А ведь по новым правилам, которые вроде бы все ужесточили, должно было стать наоборот.

ПОЧЕМУ ОНО НЕ РАБОТАЕТ

Геннадий Гудков, зампред Комитета Госдумы по безопасности: «Что касается самого закона, то он всего лишь регламентирует оборот травматического оружия. К сожалению, закон принимался в спешке. Я даже отказался докладывать его во втором и третьем чтениях. Многие предложения остались нереализованными. У нас чиновники, когда получают указания сверху, теряют последние остатки разума и здравого смысла. Они работают не на результат, а на отчет».

Наберите в Интернете в любом поисковике «лицензия на оружие» и выбирайте из великого многообразия фирм, предлагающих свои услуги в этой сфере. Некоторые стыдливо прячутся за оборотами вроде «проконсультируем», но большая часть даже не скрывает того, что, будь ты хоть трижды психом Российской Федерации или носи на груди плакат «Убью мэра», за вас все сделают: и справки медицинские, и характеристику участкового, и даже саму лицензию на оружие. Цены, правда, везде разные - начинаются от 7 тысяч рублей за весь комплекс помощи и заканчиваются в пределах 19 - 20 тысяч (для иногородних).

Звоню в одну из подобных контор.

- Вы помогаете с лицензией?

- Да, а вы где прописаны?

- В Коломне, это Московская область. Я знаю, что по области дороже.

- Это далеко. Мы туда не ездим. Вот если бы Одинцово, Домодедово.

- То есть не поможете?

- Кто вам такое сказал. Просто ждать придется дольше. Пока из городов приедут в управление на совещание инспектора. А это бывает раз в месяц. В общем, срок может растянуться до 40 дней.

- А обучение проходить мне надо?

- Сейчас это требование пока необязательно, процесс застопорился, нормативная база не готова.

- Характеристику у участкового тоже вы?

- Да. Все, что от вас потребуется, - паспорт, фотографии и деньги.

- А экзамен мне надо будет ездить сдавать в Коломну? Понимаете, я в Коломне практически не появляюсь.

- Да не будет у вас никакого экзамена. Все нормально сделаем. Приезжайте

* * *

Проще говоря, вам это все продадут. И даже зарегистрируют потом купленные стволы в полиции. И это будут не какие-то липовые филькины грамоты, а реальные. Согласитесь, без участников из МВД (кстати, прошедших уже переаттестацию, после которой в системе остались якобы «лучшие из лучших») эта система просто не смогла бы работать.

Гарантий, что такое оружие не попадет к криминальному контингенту, нет никаких. Лучшее тому подтверждение - пистолет, официально зарегистрированный убившим спартаковского болельщика Асланом Черкесовым и до того имевшим проблемы с законом.

ЗАЩИТИТЬСЯ ИЛИ ОБЕЗОПАСИТЬСЯ?

Что делать, чтобы на улицах и в домах выстрелы звучали как можно реже, а летальных исходов или просто покалеченных в результате стрельбы стало как можно меньше? Грубо говоря - как защитить себя или хотя бы обезопасить?

Вариантов вроде как несколько.

Первый - полностью запретить травматическое оружие. Но что это изменит?

Г. Гудков: «Травматическое оружие, к счастью, не является массово применяемым для нанесения тяжких телесных повреждений или летальных исходов. За последние три года было 50 ЧП подобного рода. Здесь больше резонанс играет роль. За то время, пока обсуждали случай, как милиционер из травматики застрелил водителя снегоуборочной машины, в стране были убиты несколько тысяч человек - сковородками, ножами, бейсбольными битами, вилками и так далее. Но это прошло мимо общественного сознания. Резонансность - вот что пугает граждан».

Согласимся, аргументы депутата вполне резонны - те, кто сейчас вытаскивает «Осу», начнут ходить не с травматами, а с теми же отвертками, или бейсбольными битами, или клюшками для гольфа. Не будем забывать, что Россия скоро догонит США по бит и клюшек, хотя мячи для бейсбола или того же гольфа годами пылятся на прилавках.

Вариант второй - разрешить настоящее огнестрельное оружие, а травматическое запретить, потому что к нему у населения более легкомысленное отношение и для преодоления психологического порога перед его применением не надо больших усилий. Хотя бы короткоствольное - те же пистолеты и револьверы. Пусть не «магнумы», а те же «макаровы» с мощностью выстрела 300 Дж.

А. Василевский: «Если говорить о настоящем оружии, то оно действительно ситуацию меняет принципиально. Потому что у людей совершенно другое отношение к его применению. С одной стороны, его никогда не применят в ситуации легкого бытового конфликта, а с другой - можно идентифицировать человека, который его применил. И это является сдерживающим фактором. В России, а не только в США, тоже есть практика самообороны на дому. Вооруженных грабежей на дому стало сейчас существенно меньше, поскольку на дому хранится много оружия и простые граждане часто дают отпор. После легализации настоящего оружия я буду чувствовать себя безопаснее даже без пистолета в кобуре. Потому что оружие будет не только у меня, но и у людей вокруг. Возможно, мне придут на помощь. Сегодня многие люди и хотели бы помочь, но боятся».

А. Ильяшенко: «Мне кажется, что защищать граждан должны профессионалы. И, на мой взгляд, таким радикальным решением было бы требование, чтобы кадровые военные, прошедшие специальную подготовку, медосмотр, психологическое обследование, носили оружие всегда. Военный - это служение. Он всегда служит. И должна быть очень продуманная законодательная база. У нас сейчас можно кого угодно обвинить в преступлении, потому что нет нормального закона о самообороне. Человек должен знать, в каких случаях закон ему разрешает применять оружие».

Г. Гудков: «Ага, надо было раздать такое оружие тем, кто пришел на Манежку. И еще пару цистерн с водкой поставить там же. Подумайте, что произойдет. Если при применении травматического оружия из полутора тысяч случаев только 50 дают тяжкие последствия, то с боевым, теми же пистолетами, можете смело умножать эту цифру в десятки раз. Именно сейчас, когда в обществе напряжены отношения, когда бытовая ссора становится поводом чуть ли не для погромов, кому-то очень хочется разрешить такое лекарство. Тогда мы точно получим ситуацию, которую не сможет контролировать никакая милиция».

Мнений полно. Рецепт у каждого свой. Однозначного, который вернет ситуацию в норму, похоже, нет. С одной стороны, оставаться беззащитным или легкодоступным для группы хулиганов как-то не хочется. С другой, если вспомнить вагон метро вечером, то от мысли, что у некоторых соседей может оказаться боевой ствол, мне в отличие от Василевского почему-то становится не легче, а наоборот.

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

Никто сейчас не скажет с точностью даже до тысячи, сколько на руках у граждан травматического оружия. В феврале прошлого года, по данным МВД, в России было около 1,3 миллиона стволов ОООП. Сейчас, по приблизительным экспертным оценкам, это число может варьироваться от 1,5 до 2 миллионов. При этом в России зарегистрировано свыше 5 миллионов единиц разрешенного гладкоствольного или нарезного охотничьего оружия, зарегистрировать которое гораздо сложнее.

ОФИЦИАЛЬНО

С января по декабрь 2010 года в России в результате преступных посягательств погибли 42 тыс. человек, здоровью 50,8 тыс. человек причинен тяжкий вред. Было совершено 164,5 тысячи грабежей, 24,5 тысячи разбоев. Оружие использовалось при совершении 7,4 тысячи преступлений. Организованными группами или преступными сообществами совершено 21,2 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений (из официальной статистики МВД РФ).

А народ - против

Во время радиопередачи на радио «КП», посвященной данной теме, мы задали нашим радиослушателям вопрос: «Будете ли вы чувствовать себя защищенным, если у вас будет настоящее огнестрельное оружие?» 30% наших слушателей посчитали, что владение оружием сделает их жизнь более безопасной, 70% высказали противоположную точку зрения.

А вы что думаете по этому поводу? Давайте обсудим!