Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+22°
Boom metrics
Происшествия: ЧП7 сентября 2011 17:00

«Як-Сервису» уже запрещали летать в Европу

Срок эксплуатации разбившегося борта заканчивался через три недели [видео + аудио]

Разбившийся самолет принадлежал авиакомпании «Як-Сервис», которая специализируется на чартерных VIP-перевозках.

При этом в парке «Як-Сервиса» всего пять самолетов - четыре Як-40 и один Як-42.

Самолет с бортовым номером RA-42434 имел VIP-салон на 73 пассажира и эксплуатировался, как пишут на авиафорумах, в интересах Государственного космического научно-производственного центра им. Хруничева. Вероятно, именно поэтому на борту самолета красовалось не название авиакомпании, а надпись «Протон». Нередко этот борт арендовался и для перевозки спортивных команд.

Осенью 2009 года компания «Як-Сервис» засветилась в первой десятке самых ненадежных российских авиакомпаний в плане безопасности. Она была составлена европейскими экспертами по результатам проверок самолетов, прибывающих в аэропорты Европы. Как правило, эксперты обращают внимание на состояние воздушного судна, оборудование кабины, судовую и полетную документацию. Тогда Росавиация даже на время запретила полеты в Европу этой компании, но через некоторое время ограничение было снято.

Разбившийся Як-42 сравнительно молодой, он был построен в октябре 1993 года. За прошедшие 17 с лишним лет, прежде чем попасть в «Як-Сервис», борт сменил трех владельцев: компании «Орел-Авиа», «Быково-Авиа» и «Аэро-Рент».

А срок летной годности разбившегося борта заканчивался буквально через три недели - 1 октября 2011 года. Однако, как говорят эксперты, это не значит, что самолет отправился бы в металлолом. После обслуживания и проверки срок летной годности мог быть продлен. Тем более что свой летный ресурс этот «Як» выработал только на 40%.

СПРАВКА «КП»

Як-42 - среднемагистральный трехдвигательный пассажирский самолет. Он был разработан в СССР в середине 1970-х и выпускался Смоленским авиационным заводом, а позже и на Саратовском авиазаводе.

Як-42Д является улучшенным вариантом Як-42.

Серийно самолеты Як-42 строились с 1977 по 2009 год, всего было произведено 188 таких лайнеров, они экспортировались в страны СЭВ, а также в Китай и на Кубу.

Хотя по классификации НАТО Як-42 - Clobber (с английского - хлам, старье), самолеты эти считаются очень надежными. Да и топлива расходуют немногим больше, чем Боинг-737 или А-319, поэтому выгодны в эксплуатации.

За все время существования Як-42 с ними произошло только восемь катастроф. Нынешняя стала девятой.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Виктор Тимошкин, эксперт по безопасности полетов: «Еще обломки дымятся, а уже пишут - «нарушение правил полетов»

- Это проишествие можно расследовать с полной достоверностью не меньше недели. А у нас еще самолет дымится, а следователи уже пишут - «нарушение правил полетов». Что могло случиться?

Первое - столкновение с чем-то. С птицей или легкомоторным самолетом или вертолетом.

Второе - внезапный отказ техники, от которой зависит управление полетом.

Третье - недопонимание между летчиками.

Четвертое - качество топлива.

Кстати, допускаю, что при расследовании будут ссылаться на человеческий фактор. Это не расследовательское понятие, его нет ни в одном нормативном документе - ни в Воздушном, ни в Уголовном кодексах. Либо будет применен второй вариант - «нарушение правил полетов». Я надеюсь, что к расследованию подключат специалистов, имеющих опыт полетов на таких самолетах. В МАКе, насколько я знаю, таких экспертов нет. И обязательно нужна независимая комиссия - в ДОСААФе и военно-транспортной авиации еще есть подобные самолеты, есть люди, которые на них летают.

Владимир Герасимов, заслуженный летчик России: «Самолет, вероятно, был перегружен»

Свою версию причин трагедии под Ярославлем «Комсомольской правде» высказал заслуженный летчик России, летчик-испытатель, пилот 1-го класса, кандидат технических наук, специалист по безопасности полетов Владимир Герасимов:

- Причиной того, что самолет задел антенну радиомаяка, могла стать большая загруженность воздушного судна. Пустой самолет задирает нос высоко и взлетает почти вертикально, а груженый поднимается плавно. Видимо, летчики просто не успели набрать нужную высоту. Задели антенну они, судя по всему, носом. И рухнул моментально. Вряд ли, как сообщают некоторые СМИ, они пытались посадить его на воду. Если лайнер разбился в километре от аэродрома, значит, 500 метров он набирал высоту и еще 500 снижался. То есть на землю он упал через 7 - 8 секунд. У летчиков не было времени что-либо предпринять. Вообще же самолет Як-42 очень надежный.

В ТЕМУ

У «Яковлевых» - проблемы с запасными деталями

Компания «Як-Сервис» ранее располагалась в двух шагах от ОКБ имени А. С. Яковлева, что на Ленинградском шоссе. Сначала у компании было два самолета марки «Як». Дела у компании, которую возглавляет 63-летний Олег Сильницкий, шли неплохо. Недавно ее офис переехал на Тверскую, в здание Главмосстроя, что напротив Московской мэрии. От комментариев сотрудники авиакомпании «Як-Сервис» наотрез отказались.

- С 1980 по 2002 год было выпущено 183 самолета, - сообщили «КП» в ОКБ имени А. С. Яковлева. - Сегодня в России продолжают летать не более ста Як-42. Они имеют не только большой износ (около 50 процентов), но и проблемы с обеспечением деталей. Большинство бортов (172) были выпущены на Саратовском заводе, который закрылся.

Читать далее.

ЕРВЫЙ ОТКЛИК

Блогеры: когда же эту рухлядь запретят?

Среди обсуждающих трагедию бывшие летчики-испытатели и журналисты, работающие на международном форуме в Ярославле. Пунктуация и стилистика сохранены

avramenko-kons:

Должен заметить, что Туношна - бывший военный аэродром. Там стоял полк МиГ-23. Я там военные сборы проходил. Военный аэродром переделали в гражданский. А взлетно-посадочные полосы-то для истребителей строились. Они еще в 1991 г. были в убогом состоянии.

Читать далее.

Напомним, 7 сентября ярославская хоккейная команда «Локомотив» попала в авиакатастрофу. Самолет ЯК-42, на котором ярославские хоккеисты летели в Минск, где должны были сыграть с местным «Динамо», упал с высоты 5000 метров сразу после взлета. Всего на борту было 45 человек, из них 37 хоккеисты (список погибших).

Читайте и смотрите:

Хоккеисты «Локомотива» разбились в авиакатастрофе под Ярославлем (хроникапроисшествия, видео, аудио)

Все материалы по теме: Разбился самолет с хоккеистами и тренерами «Локомотива»

Фоторепортаж с места трагедии