2018-02-22T00:24:23+03:00

Версия причины катастрофы Як-42: пилоты забыли расстопорить рули высоты

Экипаж пытался исправить ошибку за несколько секунд до гибели [фрагмент расшифровки]
Поделиться:
Комментарии: comments127
Изменить размер текста:

Спустя полторы недели после авиакатастрофы под Ярославлем, в результате которой погибли 44 человека, в распоряжении СМИ оказалась частичная расшифровка магнитофонной записи разговоров экипажа Як-42. Последние 40 секунд полета. Телеканал «Вести-24, получивший эту расшифровку, не обладает официальным подтверждением ее подлинности, однако многие эксперты сходятся во мнении: «это та самая запись».

О чем говорят пилоты и какие выводы можно сделать из слов членов экипажа? «Комсомолка» задала эти вопросы заслуженному летчику-испытателю, герою России Анатолию Кнышову (А.К.).

- Этот фрагмент расшифровки – запись команд экипажа сразу после того, как диспетчер разрешил им взлет, и они стоят еще на тормозах, - уточняет наш специалист. – Конечно, точная причина крушения станет ясна только после прослушивания первых 15 минут расшифровки речевых самописцев...

Командир: …74, 76.

Бортинженер: 74, 76.

Комментарий А.К.: 74, 76 – параметры режима двигателя. Пилоты готовятся ко взлету. Выруливает сам командир.

Командир: Время, фары. Взлетаем, рубеж - 190.

Комментарий А.К.: Начало разбега. Командир напоминает скорость: 190. Это так называемая «точка принятия решения». Если до 190 произойдет отказ систем или двигателя, экипаж обязан остановиться.

Командир: Три, четыре, пять, «номинал».

Комментарий А.К.: Три секунды - это то время, через которое двигатель выйдет на номинальный режим (режим полной нефорсированной тяги двигателей. – Ред.). И летают на «номинале» очень редко, когда самолет пустой, незагруженный. Все загруженные самолеты взлетают на взлетном режиме (режим работы двигателя, обеспечивающий максимальную мощность и тяговое усилие. – Ред.).

Бортинженер: На номинальном.

Комментарий А.К.: Все, они взлетают, они уже в разбеге.

Бортинженер: Скорость растет. Параметры в норме. 130, 150, 170, 190, 210.

Комментарий А.К.: От начала разбега прошло уже секунд 6-8. Проходит скорость 190, никакой дополнительной информации нет. Значит, никакого отказа систем и двигателей нет. 210 – это почти скорость отрыва.

Командир: Взлетный.

Комментарий А.К.: Почему он дает взлетный режим так поздно – не понятно. Изначально был номинальный режим, но неожиданно командир меняет его на взлетный. У нас нет предварительной информации. Обычно о режиме договариваются еще на стоянке самолета. Это не должно быть решено в процессе взлета.

Бортинженер: 220, 230.

Комментарий А.К.: Это уже скорость отрыва. Командир должен взять штурвал на себя. И самолет обычно легко отрывается на этой скорости.

Второй пилот: Наверное, стабилизатор.

Каждый день к месту трагедии приходит кто-нибудь из родственников погибших. Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Каждый день к месту трагедии приходит кто-нибудь из родственников погибших.Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Комментарий А.К.: Скорее всего, не взят штурвал на себя. Или штурвал не идет. На скорости 230 самолет оторвется моментально. Но он отрывается лишь слегка. Почему? Думаю, что-то произошло с продольным органом управления - стабилизатором и рулями высоты. Вероятно, застопорены рули высоты. Они не дают выправить самолет для взлета под нужным углом. Рули стопорят, когда самолет стоит на стоянке, так как от порывов ветра они могут сломаться. В этом состоянии они неуправляемы.

Командир: Взлетный, взлетный, стабилизатор.

Второй пилот: Что ты делаешь?

Комментарий А.К.: Я не понимаю, кому второй пилот это сказал? Бортинженеру или командиру? Возможно, они пытались исправить ситуацию. Вероятно, командир потянулся для того, чтобы расстопорить рули.

Командир: Взлетный.

Бортинженер: Взлетный.

Командир: (нецензурно).

Второй пилот: Андрюха!

Комментарий А.К.: Секунда до крушения, сделать ничего уже нельзя. Борт гибнет…

Напомним, Межгосударственный авиационный комитет дозированно озвучивал первые результаты экспертизы «черных ящиков» Як-42. По данным расшифровок самолет был полностью исправен. Все приборы работали в штатном режиме. Двигатели работали до момента столкновения с землей.

Кроме того, Минтранс признал несостоятельной очередную версию о забытом стояночном тормозе, который якобы не позволили набрать достаточную для безопасного взлета скорость.

- На полосе следов торможения не было (главный признак неотключенного стояночного тормоза. – Авт.), старт был почти от торца, самолет пробежал 2850 метров, - заявил замминистра транспорта Валерий Окулов.

Также представители Росавиации опровергли версию о якобы обнаруженных контрафактных деталях Як-42.

Командиром воздушного судна был 44-летний Андрей Соломенцев, второй пилот – 49-летний Игорь Жевелов. Первый имел 1600 часов налета на Як-42, второй – 600 часов. По заявлению Росавиации и мнению экспертов, опыт первого пилота с учетом предыдущего опыта полетов, а также 600 часов для второго пилота вполне достаточно управление таким бортом.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Виктор ТИМОШКИН, эксперт по авиационным происшествиям:

«Весь экипаж не мог забыть про стопор»

- Cитуация с рулями высоты могла произойти только в том случае, если бы в кабине самолета сидели дилетанты. Ведь согласно летной инструкции, так называемой «молитвы пилота», прежде чем начать полет, один из членов экипажа, чаще всего бортмеханик, зачитывает алгоритм действий. «Снять ручной тормоз». - «Сделано». - «Отжать стопор руля высоты». - «Сделано». Кроме того, перед командиром экипажа - приборы, где на тот случай, если что-то не выполнили, будут гореть лампочки и идти предупреждающие звуковые сигналы. Получается, Як-42 запустил двигатели, вырулил на взлетную позицию, а все (!) члены экипажа не отреагировали на то, что им приборы подают сигнал «Стопор не снят». Маловероятно. Речи о том, что экипаж мог проигнорировать инструкцию, потому что частный, быть не может. Вероятно, произошла все-таки техническая ошибка, в которой еще предстоит разобраться специалистам.

Записала Ольга ВОРОНЦЕВА («КП» - Саратов»).

ВЕРСИЯ

Все дело в тормозах?

О том, что тормозная система Як-42, разбившегося под Ярославлем, могла стать причиной катастрофы, специалисты заговорили сразу после трагедии. Да и не зря тормозную систему, точнее то, что от нее осталось, сразу отправили в один из специализированных исследовательских центров.

Сейчас, после расшифровки самописцев, бывшие летчики, пытаясь понять, почему же экипаж не стал прерывать взлет, вновь вспомнили о тормозной системе.

- Надо иметь ввиду, что черные ящики не сохраняют некоторые данные, в частности, данные о давлении в тормозной системе, - делится мнение бывший летчик гражданской авиации, пожелавший остаться неназванным. - Есть гипотеза, что в тормозах осталось около трети от максимального давления. И МАК готовит натурный эксперимент, чтобы подтвердить или опровергнуть эту версию.

Получается, что экипаж действовал несогласованно на фоне отказа тормозной системы? И именно несогласованность действий в конечном итоге привела к катастрофе?

- Я очень долго летал на ЯК-40. Этот самолет очень похож на тот, что разбился под Ярославлем, - комментирует Барегам Гиносян, летчик с 17-летним стажем. - Тормозная система воздушного судна построена на гидравлике, то есть создается давление, за счет которого происходит торможение. Естественно, эта система обязательно проверяется, так как она является одной из ключевых в устройстве самолета. При каждом нажатии педали давление сбрасывается, а затем набирается снова, через специальные клапаны. Что касается гипотезы, что в тормозах осталось около трети от максимального давления, то могу сказать, что к этому могла привести малейшая разгерметизация системы. То есть снижается тормозная сила, проще говоря, могут отказать тормоза. Но эта версия маловероятна, так как уровень давления отображается на специальном датчике, который находится прямо перед глазами пилота. Его нельзя не заметить. И если бы летчик заметил, что давление хоть немного упало, он бы не начал движение.

Антон АРАСЛАНОВ, Денис ТИТОРЕНКО («КП» - Саратов»)

КСТАТИ

27 августа 1966 года из-за подобной ошибки разбился пассажирский самолет Ил-18В. Дело было под Архангельском. Командир экипажа, готовясь ко взлету и зачитывая по памятке (так называемой «контрольной карте»), что нужно сделать, пропустил пункт об отключении механизма стопорения руля высоты. Это выяснилось во время разгона. Вместо того чтобы срочно прекратить взлет, экипаж попытался расстопорить руль. Самолет выкатился со «взлетки». Правая опора шасси сбила сигнальный фонарь и треснула. Самолет налетел еще на несколько строений и загорелся. Пожар успели потушить, экипаж и пассажиров – 110 человек - срочно эвакуировали. Тогда, к счастью, никто не пострадал, а вот самолет восстановлению уже не подлежал.

Подготовил Михаил РЯБИКОВ.

Полная реконструкция катастрофы ЯК-42.Схема крушения самолета с ХК "Локомотив" на борту 7 сентября ярославская хоккейная команда «Локомотив» попала в авиакатастрофу. Самолет ЯК-42, на котором ярославские хоккеисты летели в Минск, где должны были сыграть с местным «Динамо», упал cразу после взлета. Всего на борту было 45 человек, из них 37 хоккеисты

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы: