Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Звезды25 сентября 2011 5:41

Овцу принесли в жертву в «Золотой раковине»

На фестивале в Сан-Себастьяне раздали призы [фото]

Жюри под предводительством актрисы Фрэнсис Макдорманд (жены Джоэла Коэна и исполнительницы главной роли в его с братом Итаном шедевре «Фарго») вынесло по-своему радикальное решение, нахально проигнорировав практически все лучшие фильмы фестивального конкурса.

Ничего не получили ни «Глубокое синее море» (The Deep Blue Sea) - пронзительная любовная поэма маститого англичанина Теренса Дэвиса , ни «Резоны сердца» (Las razones del corazon) - новейшее переосмысление сюжета «Мадам Бовари» классиком мексиканского кино Артуро Рипштейном. Без внимания оставлена тема томления женской плоти, являвшаяся центральной на фестивале. Приз за женскую роль не достался ни Рэйчел Вайс (хотя она нигде не играла лучше, чем в «Глубоком синем море»), ни вдове Хита Леджера Мишель Уильямс (фильм Сары Полли «Приглашение на вальс» (Take This Waltz) держится на ее плечах). За мужскую роль не поощрен всегда блистательный Вуди Харрелсон, сыгравший очень плохого полицейского в психоделической драме Орена Мовермана «Защита» (Rampart). Жюри решило не идти на поводу легких решений и впало в худшую из крайностей, наградив фильмы, лишь по видимости напоминающие современное «искусство кино», а на самом деле являющие собой второй и третий его розлив. Истинно же авторские работы приняло за неактуальные, музейные артефакты.

Главный приз, «Золотую раковину», присудили невнятной и претенциозной киноленте «Двойные следы» (Los pasos dobles) испанца Исаки Лакуэста о некоем африканском художнике и легионере, размалевавшем стены военного бункера в пустыне, каковое искусство много лет спустя творчески переосмыслил уже современный живописец. Набор худших штампов «фестивального кино» венчает длинная сцена обезглавливания овцы, снятая на безжалостном крупном плане. Мясники и работники забойных цехов, вероятно, сочтут это зрелище радующим их натруженный глаз. Все остальные в негодовании отвернутся: кровь обыкновенно нужна для оживления мертвечины, но и отданная на заклание овца не может спасти этот практически несмотрибельный фильм.

Спецприз жюри отошел француженке Жюли Дельпи за семейную комедию «Спутник» (Le Skylab), тоже, мягко говоря, не открывающую новых горизонтов в кинематографе. В центре юмористических зарисовок — нормальная сумасшедшая семья в количестве нескольких десятков молодых и старых ее членов, собравшаяся на день рождения бабушки. Некогда известная актриса Дельпи довольно давно балуется режиссурой, ее предыдущий фильм «Два дня в Париже» был сделан по лекалам Вуди Аллена, сейчас она доросла до творческого переосмысления опыта Роберта Олтмана и, как следствие, до своего первого весомого фестивального приза.

Жюли Дельпи

Жюли Дельпи

Сразу две награды (за режиссуру и мужскую роль) ушли к авторам греческой картины «Несправедливый мир» (Unfair World) Филиппоса Цитоса о добром и хорошем полицейском, в массовом порядке освобождающем подозреваемых из-под стражи только потому, что они тоже - добрые, хорошие, несчастные люди, подточенные экономическим кризисом в Греции и в мире. Подобный триумф этого фильма можно объяснить только зримо витающим над ним духом кино Аки Каурисмяки («Гавр»). Цитос пытается подражать неподражаемой интонации финнского режиссера, берет на вооружение его горький юмор, его сказочные конструкции, заставляет своих персонажей из самых низов так же хранить душевное благородство, а еще - ошиваться в дешевых барах, посещать рок-концерты. Жюри, вероятно, не знакомое с первоисточником, не подозревая того наградило великого финнского, а не среднего греческого режиссера. Кстати, в Каннах абсолютный шедевр «Гавр» тоже оставили без призов — там в жюри тоже сидели те еще «радикалы».

Единственный приз, не вызвавший удивления (за лучшую женскую роль) — это награда чудной молодой испанке Марии Леон, сыгравшей в исторической драме «Голос из прошлого» (La voz dormida) молодую сельчанку, приехавшую в Мадрид вызволять сестру, приговоренную к расстрелу режимом Франко. Этот блестящий зрительский фильм, перелистывающий жуткие страницы испанской истории, имеет все шансы на «Оскарах» и был достоин не только этой награды.

Мария Леон

Мария Леон

Прекрасный японский режиссер Хирокадзу Корэ-Эда, снявший нежный и теплый фильм «Я желаю» (I Wish) о двух маленьких разлученных братьях, мечтающих снова жить одной семьей, удостоился лишь приза за сценарий. За операторскую работу вознаградили шведскую киноленту «Хэппи энд» (Happy End) Бьорна Рунге – типичную скандинавскую семейную драму, которых всегда завались на всяком уважающем себя фестивале.