2018-02-22T00:33:52+03:00

Фантастический клад - 200 тонн серебра - американцам нашли моряки России!

На прошлой неделе по миру разнеслась сенсация. Американцы обнаружили в Атлантике на глубине 4700 метров британское судно Gairsoppa со слитками серебра на 230 миллионов долларов [фото]
Поделиться:
Комментарии: comments19
Изменить размер текста:

Поднимут сокровища весной. По договору 80 процентов богатств получит первооткрыватель - американская компания Odyssey Marine, остальное - казна Великобритании. Дружно сообщили о рекордном подводном кладе и отечественные СМИ. В буре восторгов о триумфе янки утонула одна малюсенькая деталь - на самом деле погибшую Gairsoppa отыскала экспедиция научно-исследовательского судна «Южморгеологии». Наши люди!!!

На больших глубинах мы - лидеры

Меня не удивила полная завеса молчания о роли российских исследователей, нелюбопытство коллег-журналистов, не пожелавших копнуть глубоко историю с нашумевшим кладом. Все удовлетворились официальным сообщением компании из США. Поразило другое. Odyssey Marine Exploration по праву называет себя мировым лидером поиска подводных сокровищ. Ею поднято со дна морского немало злата-серебра, артефактов, затонувших в промежутке от древних Пунических войн до Второй мировой. Есть богатый опыт, собственные суда со спецоборудованием. Почему же была задействована наша «Южморгеология»? Вторая волна экономического кризиса вынудила расчетливых янки экономить на горючем? Чем гнать корабли из США, дешевле нанять русских? 7 июля был заключен контракт № 0610/11 на обнаружение несчастного судна, которое следовало из Индии в Британию с грузом серебряных слитков, чугуна, чая и было торпедировано немецкой подлодкой в феврале 1941 года. Поиск начался в августе. Позже туда подошли корабли «Одиссея». Значит, дело вовсе не в экономии топлива и прочих средств.

Серебряный клад на дне Атлантики отыскал экипаж российского научно-исследовательского судна

Серебряный клад на дне Атлантики отыскал экипаж российского научно-исследовательского судна

Ларчик просто открывается, объяснили мне знающие люди. Американцы не умеют работать на таких больших глубинах. Россия здесь по-прежнему лидер.

Звоню в Геленджик, где базируется государственный научный центр «Южморгеология», владелец одноименного судна.

- Совершенно верно, - согласился ­зам. генерального директора Игорь Анатольевич ЖЕЛЯБОВСКИЙ. - 5 - 6 километров - наши обычные рабочие глубины. Еще со времен СССР мы работаем в Мировом океане. Избороздили Атлантику, Тихий, Индийский океаны, бывали в Арктике, Антарктике. Есть опыт, авторитет в мире. Используем уникальную аппаратуру, которую сами же разработали и изготовили. Она позволяет получать приличные снимки лежащих на дне морей, океанов объектов до одного сантиметра диаметром. Нет ничего удивительного, что американцы выбрали именно нас.

- Как все было?

- Заказчик обозначил район поиска в Северной Атлантике. В августе наше судно туда вышло, обследовало заданный квадрат своими методами, определило место расположения затонувшего корабля. Потом фототелевизионными комплексами сделали снимки. Заказчик удостоверился, что это тот самый объект, который ему нужен. Gairsoppa! На этом наш этап работы закончился, задание было выполнено. В сентябре «Южморгеология» благополучно вернулась на Родину, в Калининград. Экипаж готовится к новому заданию.

- Что-то суховато вы рассказали про клад, взбудораживший мировую общественность, Игорь Анатольевич. Читатели «Комсомольской правды» ждут эксклюзивных подробностей. Видеосъемку для сайта и телеканала «КП».

- Увы, какие-то подробности рассказывать мы не имеем права по условиям контракта. Вся информация является коммерческой тайной заказчика. Как и наши фотографии, видеосъемка. Вот достанут сокровища - дело другое.

- А вы будете участвовать в подъеме серебра?

- Нет. Там требуются особое оборудование, технологии. Наше дело - поиск.

Трубку взял руководитель одного из подразделений НПЦ «Южморгеология» Олег Анатольевич Пивоварчук:

- Чтобы читатели «Комсомолки» понимали «размах бедствия», специфику нашей работы, расскажу о другом кладе, который уже не является коммерческой тайной заказчика за давностью лет. В 1995 году известный американский охотник за морскими сокровищами Пол Тидуэлл арендовал «Южморгеологию» для поиска японской подлодки И-52. В 1944-м она перевозила большое количество стратегического сырья для фашистской Германии: молибден, ванадий и кое-что посерьезнее. А также опиум для военных медиков, каучук и две тонны золота. Рейс проходил в обстановке особой секретности. Но американцы овладели к тому времени тайной радиошифра, засекли И-52 и торпедировали. Целью Тидуэлла было золото. Отыскать И-52 в Тихом океане - все равно что иголку в стоге сена. Такие попытки делали конкуренты Пола, но безрезультатно. А мы ее нашли! На глубине 5102 метра.

- Еще глубже лежала, чем корабль с серебром?

- Да. Акустическими методами получили ее изображение. Потом сфотографировали. Знаете, в морском кладоискательстве есть масса юридических тонкостей. Чтобы получить законные права на подъем затонувшего корабля, лодки, нужно, чтобы прежде суд признал ваше право первооткрывателя. А для этого следует предоставить неопровержимые доказательства. Кроме акустического изображения И-52, фото- и видео­съемки, мы должны были еще для документального подтверждения поднять со дня океана какие-нибудь предметы. Опустили драгу, протралили дно в районе разброса обломков подлодки, который был оконтурен видеосъемкой. В наш трал попали механические предметы, патрубки, обломки эбонитовых коробок аккумуляторов. Экспертиза подтвердила, что эбонит произведен в Японии. Этого было достаточно, чтобы Тидуэлл получил право первооткрывателя и в дальнейшем разрешение на подъем сокровищ. Позже там участвовал корабль нашей Академии наук с глубоководными обитаемыми аппаратами. Но то уже другая история. И-52 стала для «Южморгеологии» прекрасной рекомендацией в мире серьезных кладоискателей.

Кликните для увеличения

Кликните для увеличения

Сокровища - побочный заработок

Понимая, что прямых подробностей о серебряном кладе я не получу, пытаюсь зайти с другого галса, или как там на морском жаргоне означает выражение «с другого бока».

- Расскажите, пожалуйста, о героическом экипаже «Южморгеологии». Нашим читателям будет интересно.

Трюк сработал.

- Экипаж действительно героический, - загорелись мои собеседники. - Капитан - Борис Сергеевич Соснин, начальник рейса - Анатолий Панаетович Сапириди. Во-первых, работать в Северной Атлантике не подарок. По погоде и прочим условиям. Даже видавший виды глава «Одиссея» Грег Стемм впечатлился тем, как команда выдерживает экстремальные условия в районе поиска. А ведь требовалось строго выполнять все требования заказчика. Без всяких скидок на непогоду. Если за неделю набирается более семи часов простоя из-за профилактики, поломок, прочих причин - минус в коммерческой стороне контракта.

- Штрафные санкции?

- Да. Весь экипаж трудился слаженно, техника, аппаратура работали как часы. Аппараты у нас не автономные, буксируем их. Представьте, тянутся за кормой в 3 - 4 километрах. С помощью 16-тонной лебедки осторожно наводим их на цель, лежащую на глубине почти 5 тысяч метров. Не дай бог зацепить затонувший корабль, тем более оторвать аппарат. Это срыв графика работ, гигантские штрафы! Нужно умудриться провести аппарат всего в 3 - 5 метрах над объектом, все заснять, передать всю информацию наверх по кабелю. Операторы у мониторов менялись каждые полчаса - огромное напряжение для глаз. Сначала путем акустического обзора находим на дне затонувший корабль, получаем черно-белое изображение. Затем отправляем лебедкой другой аппарат - с видеокамерой, фотокамерами, вспышками. Не забывайте - в любом море ниже 200 метров абсолютная темнота.

- А зачем еще фотографировать? Нашли под водой корабль - и баста!

- Проблема как раз не в том, чтобы обнаружить судно. В тех краях, в Северной Атлантике, к сожалению, очень много кораблей погибло во Вторую мировую. Если посмотреть морскую навигационную карту - сплошные кресты. Все подходы со стороны океана к Ла-Маншу усеяны крестами, обозначающими затопленные суда. Фактически это кладбище погибших кораблей. И найти на этом кладбище столь нужное заказчику судно с серебром было очень непросто. Получив лишь по акустике изображение, не скажешь: «Да, это именно то, что мы ищем!» Контуры объектов могут совпадать. Приходится дополнительно фотографировать, чтобы идентифицировать объект. Мы поиск не ­сорвали, задачу выполнили точно и в срок.

- Фактически вы и нашли судно с серебром. Но когда сенсация разнеслась по свету, про «Южморгеологию» почему-то - молчок.

Пивоварчук: - Нам не привыкать. Возьмем историю с И-52. Нас нанимали не напрямую, а через посредника.

- Как и в этом случае с серебряным кладом.

- Посредник фигурировал в победном официальном заявлении парой строк. Мы засветились лишь названием судна. Чего, откуда, почему - непосвященной публике непонятно. Спасибо, хоть пригласили на научную конференцию по морским технологиям в Сан-Диего после успешного завершения работ. Были я и старший механик. Видя, что в зале есть участники поиска, президиум нас представил. Мы вежливо поклонились под бурные аплодисменты. Это их стиль работы. Все на себя тянуть.

- На этот раз с помощью «Комсомолки» страна узнает правду о героях.

- Спасибо!

- А не обидно работать на дядю, искать клады американцам? У вас же солидная база. Скооперируйтесь с другими научными организациями России, умеющими поднимать затонувшие суда. Прекрасный бизнес будет! Деньги заработаете. Себе и Родине.

- Морское кладоискательство - очень серьезный и специфический бизнес. Масса нюансов. Мы-то это знаем, сотрудничая с признанными мировыми охотниками за сокровищами. Каждый должен заниматься своим делом. Наше предприятие - государственное, в ведении Федерального агентства по недропользованию Министерства природных ресурсов и экологии России. Основное направление - поиск и разведка полезных ископаемых на дне Мирового океана. В целях реализации прав нашей страны на их освоение, предусмотренных Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года.И мы это успешно выполняем. А клады - побочный заработок.

ВИЗИТКА

Смотритель бездны

ГНЦ «ЮЖМОРГЕОЛОГИЯ» - Государственный Научный Центр «ЮЖНОЕ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО МОРСКИМ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫМ РАБОТАМ» - находится в ведении Федерального агентства по недропользованию Министерстваприродных ресурсов и экологии России. Занимается геологическим обеспечением федеральных задач, связанных с изучением и освоением минеральных ресурсов континентального шельфа, внутренних морей и международного района Мирового океана. Одна из задач – изучение с помощью собственной уникальной аппаратуры разнообразных, в том числе очень мелких объектовна морском дне на глубинах до 6000 метров. Ведь такие объекты размером 2-10 сантиметровобразуют один из видов полезных ископаемых океанского дна - железомарганцевые конкреции. Их разведку в Тихом океане предприятие ведет на основе лицензии, полученной в рамках полномочий Международного органапо морскому дну.

ЮМГ базируется на побережье Чёрного моря, в 40 километрах от порта Новороссийск. Имеет три научно-исследовательских судна - «Аквамарин», «Геленджик», «Южморгеология», оснащённых современным оборудованием для эффективных поисковых работ в любой точке Мирового океана.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Затонувший водопад.

«Gairsoppa» была спущена на воду в августе 1919 года в Ньюкасле. Длина -125 м, ширина - 16 м, вес - 5237 тонн. Названа по именииндийского водопада Герсоппа, самого высокого в мире. Судно совершало коммерческие рейсы на Дальний Восток, в Австралию, Африку, Индию. В 1940-м было отмобилизовано к военно-транспортному министерству Англии для перевозки военных грузов. В декабре вышло из Калькутты в свой последний рейс. На борту - около 7 тысяч тонн грузов (чугун, чай, 200 тонн серебряных слитков и т.д.) В африканской Съерра-Леоне присоединилось к конвою судов SL 64, направлявшемуся в Ливерпуль без боевого сопровождения. В феврале 41-го в опасной Северной Атлантике они должны были соединиться с конвоем HG 63 под охраной двух боевых кораблей. Но германская подлодка рассеяла HG 63, потопив 7 судов. Из-за сильного шторма, недостатка горючего тяжелогруженая «Gairsoppa» снизила скорость, отстала от каравана и пошла в одиночку на дозаправку в ближайший ирландский порт Голуэй. 17 февраля была торпедирована немецкой подлодкой U-101 и затонула в 500 км от побережья. Из 85 членов экипажа спасся лишь помощник капитана Ричард Айрес. Через 13 дней он добрался в шлюпке до берега. Был награжден за мужество и умер в 1992 г.

В прошлом году министерство транспорта Англии заключило контракт с американской фирмой Odyssey Marine Exploration, базирующейся во Флориде. «Одиссей» взял на себя все расходы по поиску, подъему ценного груза, за что в случае удачи получит 80 процентов от чистой стоимости слитков. 20 процентов отойдет английской казне. Предварительно клад оценивают в $230 млн. На судне были и частные грузы, однако их владельцы или наследники претензий предъявить не смогут. За эти грузы в свое время была выплачена страховка. Для поиска «Одиссей» зафрахтовал российское научно-исследовательское судно «Южморгеология» с низкочастотным гидроакустическим комплексом МАК-1М. Судно с серебром искали и ранее, но неудачно. На самом деле «Gairsoppa» затонула не там, где искали прежде. Сравнение материалов подводной съемки с архивными данными подтвердили подлинность находки. Совпадают длина, ширина, высота, цвет корпуса, число грузовых трюмов, мачт, лебедок, особенности палубы, кормы, бака, торпедные повреждения и ряд других деталей, включая груз чая. Судно лежит вертикально на глубине около 4700 м. Подъем сокровищ намечен на весну 2012. Как будут доставать серебряные слитки, фирма не уточняет. Лишь заявляет, что общий план готов, разработаны технологии, есть уникальное оборудование,специальная робототехника, специалисты, поднимавшие грузы с глубины около 6 тысяч метров.

СТРАСТИ

Одиссея «Черного лебедя»

Некоторые СМИ поспешили обозвать находку крупнейшим подводным кладом в истории человечества. На самом деле уже были клады куда круче этого! В 1985-м американец Мэл Фишер поднял у побережья Флориды золота, серебра, других драгоценностей на $400 млн. С испанского галеона "Аточа", налетевшего на рифы в 1622 году. Мэл искал «Аточу» 16 лет, потеряв в море старшего сына Дирка и его жену. Но рекорд «короля кладоискателей» Фишера перебил все тот же «Одиссей». В мае 2007 г он обнаружил на дне Атлантики у берегов Европы старинный галеон. На борту – 17 тонн сокровищ более чем на полмиллиарда долларов! В основном старинные золотые и серебряные монеты. «Одиссей» не указал точного места находки и названия галеона, засекретив объект под кодом «Черный лебедь». Права на сокровища тут же предъявили испанцы, отправив сторожевые корабли для задержания «черных» кладоискателей. Но «Одиссей» успел переправить поднятые ценности секретным авиарейсом в Америку. И прячет до сих пор в тайном месте, поскольку судебные разборки продолжаются. В них втянут даже Госдепартамент США. На клад претендует Испания, утверждая, что речь идет о галеоне «Мерседес», шедшем из Перу и потопленном англичанами в 1804 г. Перу тоже хотело получить свою долю, но Испания показала кукиш: мол, в ту пору Перу была их колонией. Предполагаемые наследники купцов, перевозивших свои богатства на «Мерседес», тоже жаждут сокровищ. Аккурат 21 сентября состоялся очередной арбитражный суд, и опять не в пользу «Одиссея».Тот заныканный клад не вернул, надеясь на новые аппеляции. А через 5 дней выдал сенсацию о серебряном кладе, оформленном по всем юридическим законам. Мол, смотрите, какие мы белые и пушистые!

Британское грузовое судно с серебром лежит вертикально на глубине 4700 метров

Британское грузовое судно с серебром лежит вертикально на глубине 4700 метров

Вместо послесловия

Признаюсь, муторно в последнее время на душе. Как сам недавно писал в «Комсомолке», ощущение, что круглый год в России - черный август. Все пошло вразнос, как усталая турбина Саяно-Шушенской ГЭС. Касается это и родного флота. В июле на Волге утонула «Булгария». В сентябре на Камчатке рыбацкий сейнер напоролся на атомную подлодку со стратегическими ракетами. К счастью, обошлось без жертв и взрывов. И на этом фоне история «Южморгеологии» словно бальзам для усталой души. Дело даже не в серебряном кладе. Приятно, что люди не пустили на металлолом, не бросили ржаветь построенный 25 лет назад корабль, сохранили костяк коллектива, советские наработки, традиции. И по-прежнему ходят в море под стягом родного Отечества, а не под панамскими и прочими гондурасскими флагами, как это стало модно на нашем флоте. Экипаж по-прежнему способен выполнять задачи любой сложности.15 сезонов, например, участвовал в большом международном проекте в Антарктике. Много других славных дел на его счету. Так что не зря американцы доверили именно ­«Южморгеологии» поиск «серебряного корабля» на четверть миллиарда долларов. Значит, не все еще потеряно. Будем жить!

Понравился материал?

Подпишитесь на тематическую рассылку, и не пропускайте материалы, которые пишет Евгений ЧЕРНЫХ

 
Читайте также