Напомним, минувшим летом одним из самых громких культурных событий стал скандал в Театре на Таганке, когда актеры устроили бунт и открыто заявили: мол, больше не хотим работать под началом Любимова. Юрий Петрович, в свою очередь, обвинил подопечных в неблагодарности, халтуре, в том, что по их вине были сорваны зарубежные гастроли, и принял решение уйти из Таганки.
Конфликт вылился в длительные перепалки худрука и артистов на страницах газет и в СМИ. Любимов, громко хлопнув дверью, уехал вместе с женой из Москвы за рубеж. После чего поползли слухи, что Юрий Петрович вряд ли вернется в Россию. Он очень обижен. Однако, как говорится, время лечит. Худрук в Москве. И мы позвонили ему узнать о дальнейших планах и просто поговорить.
На пенсию режиссер не собирается
Сначала по мобильному Любимова ответила его жена Каталин, и мы не упустили возможность задать ей несколько вопросов.
- Юрию Петровичу предлагают работу театры за границей - Италия, Англия, Швеция, Испания, Венгрия, Греция... В общем, ряд стран, где Юрий Петрович ранее работал, его ждет. Но он отдает предпочтение театрам России, - сказала нам супруга режиссера. - В Италии мы получили письмо от министра культуры Александра Авдеева. Он написал, что надеется, что Юрий Петрович отдаст предпочтение России и будет работать на Родине. И он услышал это желание... Сейчас ему поступили предложения от Большого театра, МХТ, театра Калягина Et Cetera, Театра имени Вахтангова, Волковского театра в Ярославле... Ему предложили сделать оперу на исторической сцене Большого. Олег Табаков был бы рад поставить с Любимовым русскую классику.
Юрий Петрович и Каталин уже пожили вдалеке от России. Хватит!
- То есть на пенсию Любимов не собирается, а будет работать?
- Не смешите! Пенсия для немощных, старых людей. А то, что у него на плечах 94 года, ничего не значит! У него есть творческие цели. Он полон желания их реализовать.
- А на Таганку теперь ни ногой?
- Конечно! При таких условиях не то что невозможно, а бессмысленно там находиться!
Там хотят сделать коллективное руководство. Вот пусть коллективно и руководят, коллективно ставят спектакли и прочее. Это уже их проблема будет.
«Поставлю Достоевского и Мольера»
На следующий день по мобильному Любимова ответил сам Юрий Петрович.
- Я вернулся именно для того, чтобы работать в Москве! Я мог бы за границей остаться, но выбрал Родину, - сказал нам режиссер. - Все-таки я родился в этой стране. Почему же мне работать на чужбине?! Уже было время, когда меня отсюда выгнали и я работал там. Потом меня позвали обратно все-таки. Отобрать Родину очень трудно! Нужно быть большими фантазерами... В общем, весь октябрь я буду здесь. Определяюсь, с кем работать.
В Италии я закончил две большие работы - переделал для театра произведение Достоевского «Бесы», написал спектакль по Мольеру «Школа жен и школа мужей». По Мольеру - это будет опера и балет. А по Достоевскому - драматический спектакль. Надеюсь поставить где-то в московском театре. Будет спектакль драматический, музыкальный, острый. Даже Лев Николаевич Толстой сказал по поводу «Бесов» Достоевского, что это памфлет и он умрет. А оказалось, не умирает этот «памфлет»! Это очень острая вещь. И она, я считаю, полезная. Главный герой перекликается с той трагедией, которая произошла в Норвегии... Надеюсь, вы понимаете, о чем я говорю...
Еще при жизни находятся критики, которые пытаются поставить на тебе крест: мол, исписался. Нас любят хоронить при жизни. Это такая русская традиция. И только на юбилейных торжествах говорят: «Вы - наше Всё!» Да, мне много лет. Но я чувствую, что я еще молодой.
- В артистической среде существуют нравственные понятия?
- К сожалению, большая часть артистов готова на многие нехорошие вещи. Но и в театре есть люди порядочные. Известно, что труднее всего испытание медными трубами. Артисты, как правило, не проходят эти испытания. Я стараюсь в жизни придерживаться библейских заповедей. Хотя их трудно выполнять. Но я стараюсь от всего в стороне быть и заниматься работой. Вежливым я давно стараюсь быть. Еще пытаюсь держать себя в руках. Но ведь артисты доведут и мертвого!
- Таганка была политическим театром...
- Меня раздражает то, что мне приклеивали на спину ярлык, что Таганка - политический театр. Я всегда говорил на языке своей специальности, на языке театра. Когда режиссер начинает играть в политические игры, добром это не кончается, прежде всего для него. Он перестает служить искусству и становится инструментом в чьих-то руках.
- Вы говорили, что за границей за семь лет успели сделать больше, чем здесь за 20. А причина в чем?
- Причин много. Но главная в том, что мы не умеем так работать, как они. Они воспитаны более, чем мы. Они трудоспособны более, чем мы. Они знают: чтобы зарабатывать, нужно работать... У нас сделали революцию, свергли Бога. Теперь его снова утвердили. А человек трудно перестраивается, у него есть наследственность. И к Богу тоже нужно идти своей тропкой. Каждому свою Голгофу нужно пройти.
- Если оглядываться назад - какие события считаете самыми важными в вашей жизни?
- Наверное, рождение ребенка. Когда я нес на руках ребенка из родильного дома, маленькое беззащитное существо, комочек жизни, которого ты должен вырастить и воспитать, чтобы сам на ногах стоял, - важное событие! И еще событие - война, когда от смерти недалеко. Мне повезло, я не был ни ранен, ни контужен. И никого не убил.
- Рассказывают, у вас дома пахнет мандаринами. Очень чисто и уютно.
- Жена наводит уют, я главным образом работаю. У жены сильный, волевой характер. Она венгерка, бывший журналист, знает несколько языков. Моя Каталин перестала работать, когда у нее родился единственный сын. Наш Петр. Она его воспитывала. А я мотался по всему миру, когда меня попросили отсюда уехать.
- Говорят, вы бывшим женам дарили все, что могли, а уходили с зонтиком...
- Если я уходил, иногда и зонтик не брал. Так уж случалось, по разным причинам. «Чего на свете не бывает. И мужья с женами расходятся...» - по Островскому. И я расходился и сходился. Но я не люблю об этом говорить.
- Однажды вы признались, что вы подкаблучник.
- Иногда мужику выгодно изобразить из себя подкаблучника, тем более если у женщины резкий и своевольный характер. Так спокойнее. Лучше быть как бы подкаблучником. Пусть думают так. Меня это мало волнует.