Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+22°
Boom metrics
Общество8 ноября 2011 12:26

Русских пилотов осудили на 8,5 лет, чтобы присвоить их самолеты

Граждан России и Эстонии посадили по трем статьям - «контрабанда», «незаконное пересечение границы» и «нарушении правил полетов» [видео+аудио]

Первая аналогия, которая приходит на ум, - захват нашего Ил-76 в Кандагаре. Российские летчики больше года томились в плену у талибов, пока им не удалось бежать на собственном же самолете.

Но тогда - это была горячая точка, Афганистан, исламские фанатики и постоянная помощь со стороны родного государства. В современной версии «Кандагара» - два Ан-72, аварийно севших на территории вроде дружественного России Таджикистана.

И два русских пилота - россиянин Владимир Садовничий, отслуживший 23 года в стратегической авиации и гражданин Эстонии Алексей Руденко, окончивший еще в Союзе Актюбинское училище.

Самолеты принадлежали российской авиакомпании российской авиакомпании Rolkan Investmens Ltd, а арендовала их для работы в Афганистане частная фирма из Арабских эмират Aerospace Consortium. Ан-72 перевозили по воюющей стране гуманитарные грузы под эгидой ООН, пока контракт не подошел к концу.

Оба борта попросили с кабульского аэродрома, где не хватало места для другой авиатехники. Садовничий и Руденко, оформив все необходимые документы взяли курс на таджикский аэродром Курган-Тюбе.

Однако уже в небе над Таджикистаном начались «чудеса». Диспетчеры Курган-Тюбе вдруг заявили, что потеряли номера разрешений и посоветовали обоим бортам разворачиваться обратно - на Кабул. Однако топлива в АН-72 едва ли хватило на обратную «прогулку», и пилоты запросили экстренную посадку. Таджики возражать не стали.

Уже на земле самолет обыскали таможенники, пограничники и лишь представители местной госбезопасности придрались к разобранному запасному двигателю на одном из бортов. Так и родилось уголовное дело по трем статьям - «нарушение госграницы», «правил международных полетов» и «контрабанда».

- Согласно статье 58-й Воздушного кодекса России и статье 34-й Кодекса Таджикистана, командир экипажа может изменить свой план полета, - рассказал в интервью «КП» адвокат пилотов Гулам Бабаев. - Раз имеет право, значит, здесь нет преступления.

Они просили вынужденную посадку, с учетом остатка топлива. Потому что, если бы он возвращался в Кабул, то у одного самолета не хватило бы 900 литров, а у другого 1200. Аэронавигация сначала им запретил на посадку, а потом, когда они вынужденную запросили, дала разрешение. Значит, разрешение есть. Разобранный запасной двигатель - ну какая это контрабанда?

Все эти месяцы летчиков ждали дома, надеясь на благополучный исход разбирательства.

- Мы изначально думали, что это какое-то недоразумение, которое вот-вот должно разрешиться, рассказал нам сын пилота Садовничева Владимир. - Отец оттуда передавал, что все хорошо, все должно нормально закончится, никаких проблем нет.

Он просто человек такой, что не будет лишний раз семью тревожить. Поэтому и нам сказал, что никакой надобности лететь туда нет. Да и мама в связи с этой восьмимесячной нервотрепкой чувствует себя очень плохо - не до перелетов. По всей видимости придется в больницу ложиться. Напряжение большое, все говорили, что со дня на день их отпустят, но когда дело передали в суд, стало ясно, что все серьезней, чем казалось раньше.:

- Беспредел полный, - поделился с нами бывший летный директор «Аэрофлота» по международной линии Дмитрий Барилов. - Во-первых, у них был одобрен флайт-план. Если бы он не был одобрен, их из Кабула бы не выпустили. Сами бы они тоже не полетели - это два. И третье - одобренный флайт-план уже является разрешением на пересечение границы и территории. А раз государство разрешило пролет на свою территорию, оно обязано обеспечить все виды безопасности. У этих ребят Курган-Тюбе предусматривался как транзитный аэродром.

Поэтому у меня серьезный вопрос: а какого хрена они полезли досматривать самолет? Ведь у бортов Ан-72 это был не конечный аэродром, а транзитный. Мы сколько лет летали и на Кубу, и в Латинскую Америку с промежуточной посадкой. Никогда в жизни наши суда не досматривались в транзитных точках.

А тут дело о контрабанде. Да какое их дело, что он везет, тем более, что это собственность авиакомпании. Не предполагалась разгрузка этого двигателя у них в Курган-Тюбе. Это уже не нарушение воздушного законодательства, а беспредел. Ну и поражает поведение наших государственных органов, в том числе Минтранса. Он должен был поднять шум первый еще восемь месяцев назад. Что-то там нечисто. Это правовой нонсенс.

За разъяснением ситуации мы обратились в российскую компанию-собственник. Здесь-то нам и пролили свет на возможную причину такого странного поведения таджикских коллег.

- На самом деле был обыкновенный рядовой полет, никак из ряда вон не выходящий. Я сам летчик и десять раз попадал в такие ситуации и в Арабских Эмиратах, и в Африке. В деле даже есть акт авиационных потерь Таджикистана, где написано, что этот инцидент квалифицируется как авиационный инцидент, - пояснил нам представитель Rolkan Investmens Ltd Валерий Пфефер. - Но ни в каких уголовных рамках он не должен расследоваться. Понимаете, люди сидят восемь месяцев, сейчас самолеты конфискуют. Понадобились самолеты.

- Думаете, вся эта заваруха из-за двух Ан-72?

- Я не думаю, а знаю. Понадобились за бесплатно самолеты и нужно было что-то выдумать. Высосать из пальца и выдумать.

- А чем уникальны эти самолеты?

- Они могут садится в Антарктике, в Арктике, в пустыне, на хлопковое поле сесть. Ему надо 800-900 метров, и семь тонн груза он повезет. Эти же самолеты работали в Таджикистане на министерство обороны. Вот с ними здесь хорошо познакомились. И очень понравились они им. На самом деле подобные происшествия обычно заканчиваются разбирательством авиационных властей и писаниной от департамента в департамент. Находят, где этот номер разрешения потерялся, какой-то клерк недоработал или неправильно написали заявку или что-то такое. Все.

- Что это все-таки за двигатель пресловутый?

- Ой, Господи, чего они прицепились к этому двигателю? Это полуразобранный двигатель. Самолет полностью, битком забит, так почему только к этому двигателю? Там двигатель, только поменьше был – вспомогательная силовая установка. Там лестницы, там ключи, болты, гайки. Чего там только нет. Битком самолет забит имуществом авиакомпании. Я спрашивал начальника этой таможенной службы – хоть один пункт вашего таможенного законодательства нарушили пилоты? Нет. Никто не вытаскивал ни одного болта наружу из самолета, какая контрабанда, о чем вы говорите?

Российские дипломаты уже назвали приговор суда несправедливым и негуманным: «Мы будем бороться за своего гражданина и своего соотечественника всеми доступными в нашем арсенале средствами», - заверил советник посольства РФ в Таджикистане Дмитрий Кабаев.

ОФИЦИАЛЬНО

«Считаем крайне суровым и политически ангажированным приговор, вынесенный в городе Курган-Тюбе гражданину России Владимиру Садовничему и гражданину Эстонии Алексею Руденко. Каких-либо убедительных доказательств вины подсудимых обвинение не представило. Обвинительное заключение построено, по сути, на домыслах и необоснованных предположениях. Таджикистанская сторона откровенно нарушает существующие международные нормы. Данное решение не способствует укреплению сложившихся между нашими двумя странами отношений союзничества и стратегического парт-нерства, наносит им серьезный ущерб».

(Комментарий МИД РФ по поводу приговора в Таджикистане.)

ВЗГЛЯД С 6 ЭТАЖА

Почему Россия опять не Америка?

Дмитрий Стешин

Потому что американских граждан, в странах «третьего», «четвертого» и тем более «пятого» мира, бояться судить и сажать даже за откровенно-грязные дела

А если судят и сажают, то после многочисленных консультаций с Госдепом. История с островом Гренада, который США оккупировали ради липовой «безопасности американских граждан», в «третьем» мире хорошо запомнили.

И даже, не смотря на отсталость и неграмотность, смогли прочесть «внутренний месседж» операции "Вспышка ярости", который звучит очень просто: «не дай Бог, США обнаружат в вашей стране свои интересы!».

К странам какого мира, по общепринятой классификации, теперь относится Таджикистан, я сказать затрудняюсь. Судя по сегодняшней истории с российскими пилотами, которым, по явно сфабрикованным обвинениям, дали по 10,5 лет туземной тюрьмы - Таджикистан у нас стоит где-то между Англией и Францией. ( читайте далее)

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Высокая избирательность

Таджикистан считается как бы дружественной нам страной. У нас безвизовый режим, что отлично видно на улицах наших городов. Таджикистан - член ОДКБ, ЕврАзЭС и претендует на вступление в Таможенный союз. Чему, наверное, в Москве многие будут рады, как радуются такие люди всякому ничтожному намеку на создание любого объединения, которое напоминало бы почивший СССР.

Наверное, наши власти очень ценят такого союзника и потому никак не хотят омрачать наши безоблачные отношения такой ерундой, как защита российского гражданина, который мало того что уже более полугода сидит в таджикском СИЗО, так ему грозит просидеть в тамошней тюрьме еще 8,5 года. ( читайте далее)

Такой самолет наши пилоты сажали практически в режиме чрезвычайной ситуации, получив необходимые разрешения на посадку. И вместо благодарности их посадили на реальные сроки.

Такой самолет наши пилоты сажали практически в режиме чрезвычайной ситуации, получив необходимые разрешения на посадку. И вместо благодарности их посадили на реальные сроки.

ВОПРОС ДНЯ

Как Россия должна защищать своих граждан, попавших в беду за рубежом?

Геннадий ГУДКОВ, депутат Госдумы:

- Да как угодно! Это явный антироссийский выпад, на который надо ответить. Инструментов у нас для этого предостаточно. Потому что если мы и дальше будем такое сносить, нас за людей считать не будут и будут плевать в лицо. У нас почему-то начинают защищать граждан России, если дело касается попавшего в историю чиновника. Про обычных трудяг и не вспоминают.

Лариса РУБАЛЬСКАЯ, поэтесса:

- Просто не сдавать своих и требовать возврата наших граждан! Какая бы ни была ситуация, ее надо разбирать на Родине. В России тоже есть суд и правосудие.

Роман СИЛАНТЬЕВ, директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора:

- Защищать своих граждан - задача любого государства. И способов помочь нашим пилотам немало. Отменить поезд Москва - Душанбе, например. Сократить количество трудовых квот для таджикских гастарбайтеров и, наконец, ввести визовый режим с этой страной.

Никита КРИЧЕВСКИЙ, доктор экономических наук, профессор:

- Если наши граждане попали в беду за рубежом, то можно попробовать воздействовать на граждан этой страны, которые находятся у нас. Не применять насилие и не брать в заложники, конечно, а экономическими мерами. Этого, я думаю, будет вполне достаточно.

Константин ЗАТУЛИН, директор Института стран СНГ:

- В данном случае мы должны избрать наименее затратный в экономическом и политическом смысле путь. Мне кажется, достаточной мерой будет обращение президента Медведева к президенту Рахмонову с просьбой о передаче этих людей.

Леонид ИВАШОВ, генерал-полковник запаса, президент Академии геополитических проблем:

- Когда-то Россия приложила массу усилий, чтобы прекратить в Таджикистане гражданскую войну и привести к руководству страной Эмомали Рахмонова. Если он забыл об этом, то Россия обязана применить все доступные средства для освобождения людей. Например, в России есть недвижимость руководства Таджикистана... Или приостановить контракты на поставку запчастей к военной технике...

Олег ПАВЛОВИЧ, председатель коллегии адвокатов «Павлович и партнеры»:

- При наших консульствах в тех странах, где живут и работают россияне, нужно ввести должность штатного юриста.

Васечкин, читатель сайта KP.RU:

- Не доводить до таких позорных судов! С марта ребята там сидели, где были наши хваленые дипломаты?!

Сергей НАУМКИН, слушатель радио «КП» (97,2 FM):

- Как Америка! Вводить жесткие санкции в отношении таких стран. Попробуйте, например, вытворить то же самое с американскими пилотами... Поэтому государство уважают не за количество нефти в ней, а за умение отстоять своих граждан.