Звезды10 ноября 2011 2:00

Место Владимира Этуша в Доме актера займет Маша Миронова. Или Чулпан Хаматова?

Мы публикуем протокол заседания правления ЦДА. Любопытного, как все, в чем есть интрига...

Сегодня в Центральном доме актера должен быть избран новый директор. Прежний - народный артист СССР Владимир Этуш - две недели назад сложил свои полномочия.

Члены правления Дома актера - люди известные. Олег Табаков, Марк Захаров, Александр Ширвиндт, Вера Васильева, Людмила Максакова... Когда они назвали деятельность дирекции неудовлетворительной, оскорбленный Этуш покинул заседание, расценив их слова и поступки как предательство друзей или даже рейдерский захват.

ИЗ СТЕНОГРАММЫ ЗАСЕДАНИЯ ПРАВЛЕНИЯ ДОМА АКТЕРА (читайте полную стенограмму)

Лейтмотив заседания: -В Доме актера царит атмосфера прошлого века... Необходимо создать на Арбате в центре Москвы культурный центр, куда могли бы прийти все - от молодежи до ветеранов.

Игорь Золотовицкий: - Здесь должны проходить фестивали - новаторские, революционные... Отчитываться лишь за вечера памяти талантливейших людей, наших друзей, живущих и ушедших, - это, мне кажется, расточительство. Мне кажется, надо взять современных менеджеров, которые могут сделать бизнес-центр... Да, была Маргарита Александровна (Эскина возглавляла Дом актера в течение 22 лет. - Ред.), но все поменялось...

Олег Табаков: - Достаточно времени прошло без Маргариты Александровны, чтобы изменить ход событий. Не меняется... Это означает, что руководство этого дома должно уйти...

Александр Ширвиндт: - Олег Павлович прав. Нужно в этом Доме создать, как у Кадырова, совет старейшин в папахах около мечети во главе с Владимиром Абрамовичем (Этушем. - Ред.)... Нужна программа, ночи, муки, крики, водка, танцы, то, что когда-то было в 64-м году, а не отчеты, аудиты...

Владимир Этуш: - ...Я вырос в этом Доме, я дружил с Александром Моисеевичем (основателем и первым директором Дома актера, отцом Маргариты Эскиной. - Ред.), он очень хорошо понимал, что делает. Другая атмосфера была. Сейчас этого сделать нельзя. Ушел пласт культуры.

Вера Васильева: - Мне жалко, что у нас заседание проходит не в дружеском ключе. Дом старомоден. Лично мне это дорого... Но я понимаю, что мы не стали центром культурной Москвы...

Олег Табаков: - ...Вот этого не должно быть дальше... Если очевидно, что человек не волокет, не надо ждать... Нет тут тайн мадридского двора, ни против кого я не дружу из присутствующих здесь.

Марк Захаров: - Я бы не хотел, чтобы после меня в «Ленком» пришел мой ровесник. Я бы хотел, чтобы пришел человек, который вызывал бы у меня ошаление, как стихи Хлебникова... Я за простое, резкое решение вопроса.

Юлия Борисова: - Я тоже не знаю, что делать. Должна быть молодежь, чтобы жил Дом актера... Это делать нужно безусловно, но я не знаю как.

Людмила Максакова: - ...Все были молодыми. И Марк Анатольевич, который хотел доказать что-то Плучеку. Лелик со своей «Табакеркой» прошел сколько инстанций. Но он был полон желания, знал, чего хочет... Творческое бурление может возникнуть только из юных тел, простите, и из юных сердец...

Игорь Золотовицкий: - А «Винзавод»? Там выставки, что-то невероятное, зрители спят в мешках, новое искусство, непонятное абсолютно, взрыв, бомба... Если интересно, богатые дают деньги.

Владимир Этуш: - Вы закончили? Вот к вопросу о вечерах: Элина Быстрицкая, Добронравов и Пахмутова, Борис Щербаков, памяти Лиепы, 100 лет со дня рождения Покровского, «Сатирикон», вечер Александра Михайлова, вечер памяти Ахмадулиной - это на большой сцене. А в малых залах: памяти Катина-Ярцева, Шапошниковой... Скажите, названия сильно отличаются от тех, что были при Маргарите Александровне?

Олег Табаков: - Это поминальный список. Это что-то с моргом связанное, а должно быть что-то другое...

Владимир Этуш: - Начиная с Эскина, и при Маргарите, - вот такие были вечера.

Олег Табаков: - Я думаю, не грех в XXI веке поправить даже Маргариту...

(Далее идет голосование, 7 членов правления назвали работу дирекции Дома актера неудовлетворительной. Воздержались трое. Удовлетворенных нет.)

* * *

Владимир Этуш: - Уважаемые товарищи. Я, инвалид Отечественной войны, взял на себя руководство по рекомендации Маргариты Александровны, которая понимала, кого она хочет видеть преемником. Вы очень тенденциозно выступали. Это я чувствовал с самого начала. Особенно Табаков. Я складываю с себя полномочия. Спасибо.

(Этуш покидает заседание.)

Олег Табаков: - Есть ли еще инвалиды Великой Отечественной войны здесь?

Людмила Максакова: - Нет, есть просто инвалиды.

Олег Табаков: - Значит, нужно назвать вещи своими именами. Два года шел развал. Бесхребетность наша, в общем-то...

Вера Васильева: - Тогда мы в свое время должны были бить в колокола.

Игорь Золотовицкий: - Мне кажется, мы бы могли предложить Маше Мироновой ознакомиться с ситуацией. Маша вхожа в театральные круги. Вы все ее хорошо знаете. Мы ей поможем чем сможем. Может быть, какую-то атаку мозговую. Мне кажется, что Маша - хорошая кандидатура.

Олег Табаков: - Товарищи коллеги, если по делу говорить, надо, как советовал Владимир Владимирович, не Путин, а Маяковский, «Америку закрыть. Почистить и открыть заново».

Марк Захаров: - Это вопрос серьезный.

Александр Ширвиндт: - ...Я предлагаю Машу. Предлагаю сделать временное переходящее правительство в лице Жигалкина и Золотовицкого...

Игорь Золотовицкий: - Надо три человека, Олег Павлович.

Александр Ширвиндт: - Вы никуда не деваетесь, Олег Павлович... Согласны?

Олег Табаков: - Согласен.

Людмила Максакова: - ...Раньше вы говорили, что Маша согласна, а теперь у меня сомнения, как и у Олега Павловича. В чем она себя так проявила?

Александр Ширвиндт: - Мы сейчас не обсуждаем кандидатуры...

Людмила Максакова: - Ну та же Чулпан Хаматова - она одна собрала этот фонд, она им занимается. У Маши не такой фонд совсем...

Игорь Золотовицкий: Итак, 10 ноября в три часа дня...

Комментарий Владимира Этуша

Вот что сказал нам Владимир Абрамович о сути претензий к нему правления Дома актера:

- Это заседание правления мне напомнило 37-й год. Такой же был отвратительный и подлый стиль. Хотя те же самые люди и назначили меня директором.

Я хотел последовательно сохранять традиции Дома актера. Если возникают новые проекты - пожалуйста, я не против. Но никто из членов правления не приходил с новыми идеями. Более того, никогда я их не видел ни на одном творческом вечере. Какое они имеют понятие об этих вечерах, если они там не были?

Я за место директора не держусь, но сама форма высказанных претензий была оскорбительной. Я считаю это подлостью и расправой. Тем более что не такой большой срок прошел после смерти Маргариты Эскиной, чтобы делать выводы о моей работе. Странно и то, что это заседание случилось после того, как я нанял аудиторов, которые провели проверку и обнаружили серьезные нарушения в работе хозяйственной части Дома актера. Антикрисизные управляющие предложили целую программу, как их устранить, и уже начали работу. И почему-то именно в этот момент решили меня снять с должности директора.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Осадочек остался

Говорят, еще до Этуша директор Маргарита Эскина мечтала превратить Дом актера в серьезный культурный центр. На воплощение грандиозных замыслов ей не хватило не то времени, не то здоровья, а может, дразнить завистников не хотелось. Восьмиэтажное здание, расположенное в самом центре Москвы, на Арбате, многим представлялось лакомым кусочком, за который и раньше велись бои. Маргарита Эскина и Владимир Этуш, которого она называла своим преемником, здание сумели отстоять.

Но одно дело - спастись от рейдерского захвата. И совершенно другое - превратить уютный ностальгический Дом актера в действительно яркий творческий центр столицы, в экспериментальную площадку, где бурлит театральная и околотеатральная жизнь. Тут и спорить не с чем - домашних радостей в виде ностальгических юбилеев и вечеров памяти для этого маловато. И в стенограмме заседания уважаемые люди говорят немало справедливого: нужно что-то менять. Правда, похоже, никто толком не знает, как, с чего начать, - тут и про менеджеров неведомых, и про «бизнес-центр» вдруг вспомнили, - но надо. И с этим тоже не поспоришь. Тем более что не один Дом актера такой в Москве, и другое модное когда-то местечко, Дом кино, кажется, живет таким же вчерашним днем...

Жаль только, что ни иного способа решения проблемы не нашли, ни слов человеческих в адрес человека действительно заслуженного, действительно любимого страной. Понятно, что мы заглянули за кулисы междусобойчика, где «все свои». Ну да, Маша Миронова и Чулпан Хаматова - хорошие актрисы. Возможно, будут и прекрасными директорами. Но, что ни говори, резанули эти слова из стенограммы про «инвалидов» (а какие-то слова мы и приводить не стали). Осадочек, как говорится, остался.

А нельзя ли идти к этому самому светлому новому так, чтобы не топтать старое? Вопрос, видимо, в нашей стране риторический.

Полная стенограмма