Звезды17 ноября 2011 2:00

Замахнулись на Вильяма нашего...

Мы посмотрели фильм «Аноним» вместе с известным шекспироведом

«Чтобы написать «Гамлета» и «Отелло» не нужно заканчивать пятнадцать университетов. Для этого достаточно быть гением!»

Мы посмотрели фильм, который выходит в прокат сегодня, вместе с крупнейшим, пожалуй, сегодня экспертом по творчеству Шекспира у нас в стране - доктором искусствоведения, профессором Алексеем Бартошевичем. Пока шел «Аноним» (целых два часа!), мы внимательно наблюдали за реакцией Алексея Вадимовича. Местами он откровенно смеялся, иногда - скептически хмурил бровь, делая пометки в блокноте.

- Алексей Вадимович, что скажете?

В ответ - улыбка с едва уловимой хитрецой:

- Я не думаю, что имеет смысл защищать Шекспира от этого фильма.

- Как же нет? Шекспир показан, простите, идиотом - неопрятным, алчным актеришкой, не умеющим читать и писать...

Шекспира не убудет от того, что его изобразили в стиле грубоватой, хотя местами забавной пародии. Вообще было бы странно подходить к картине с точки зрения ее соответствия проверенным историческим документам. «Аноним» - это кино, это плод свободной фантазии сценариста и режиссера.

- Фантазии, которая с уверенностью претендует на реальность.

- Я мог бы сейчас обвалить на вас бездну ссылок на неточности, ошибки, сознательное перекашивание фактов. Вся эта история о том, что граф Оксфорд, был незаконным сыном Елизаветы, потом ее же любовником, совершил тайный инцест, в результате которого родился граф Саутгемптон и так далее - не более, чем детективно-сексуальный вымысел, привычный прием голливудского блокбастера. Какой-нибудь зануда шекспировед добавит: как можно было связывать в фильме восстание Эссекса (граф Эссекс, любимец королевы Елизаветы, поднял против нее восстание - Ред.) и хронику Шекспира «Ричард Третий»? Восстание было в 1601-м году, а «Ричард» написан лет за восемь-девять до того. К бунту Эссекса имела некоторое отношение совсем другая пьеса Шекспира.Затем, в «Анониме» все время возникают афиши театра «Роза», в котором якобы ставят «Гамлета». На самом деле «Гамлет» шел в «Глобусе». И так далее. Но все это мелочи и педантические придирки. Ведь мы имеем дело не с трудом ученого историка, а с кинематографическим произведением (не бог весть какого уровня, но в общем скроенном довольно ловко по всем правилам масскульта). Шекспироведу здесь делать решительно нечего – если он не поклонник голливудского кино. Не думаю, что неведомый мне господин Орлофф, сценарист «Анонима», относился к своему сочинению слишком серьезно. Он хотел позабавить публику в духе романов Дэна Брауна и с успехом сделал это.

Легко предположить, что выход фильма, в котором граф Оксфорд выступает как истинный автор пьес Шекспира, вновь разбудит уснувшие было «антистратфордианские» страсти публики, болезненно склонной к сенсациям. Это происходит не в первый раз. С середины XIX века тянется история сменяющих друг друга, а иногда существующих одновременно претендентов на авторство шекспировских пьес. Это давно стало привычной частью историко-культурной обочины.

- Там порядка 50 кандидатов, включая королеву Елизавету и жену Шекспира?

- Несколько лет назад в России обсуждалась книга Ильи Гилилова, в которой доказывалось, что автор шекспировских пьес - граф Рэтленд. Шум был огромный. Раздавались голоса: «Наконец-то правда открылась» Но, как и всегда, смелые, но безосновательные гипотезы, громкие сенсации,недолговечны. Шум тогда быстро схлынул. В связи с выходом этого фильма, думаю, начнется новая волна шума. Потом она тоже схлынет.

- Алексей Вадимович, объясните, наконец: так «был или не был» Шекспир?

- Был. Непредвзятому взгляду совершенно ясно, кто автор пьес Шекспира - Шекспир, который родился и умер в Стратфорде-на-Эйвоне

- А как же то, что Вильям не указал в завещании как распорядится библиотекой и рукописями?

- Действительно, в завещании Шекспира ни слова о рукописях. Зато расписано, кому должен достаться чуть ли каждый заработанный им пени. Но нельзя судить факты начала XVII века по представлениям последующих времен. Современный писатель в конце жизни непременно позаботится о судьбе рукописей и книг. В шекспировскую же эпоху завещания были не более чем казенным документом, в котором речь шла о вещественном имуществе: дома, земли, мебель.

- В начале фильма объявляют, что не осталось ни одной рукописи, написанной Шекспиром. И ведь правда...

- Сохранилось шесть подписей Шекспира на разных документах. Включая завещание, составленное в начале 1616-го года, за несколько месяцев до смерти драматурга. С 95-процентной уверенностью можно сказать, что а одна сцена из чудом сохранившейся рукописи драмы «Сэр Томас Мор» сочинена Шекспиром. 147 строчек, написанных «его собственной рукой». В начале XX века изучением этой рукописи занималась группа ученых: историки литературы, театра, типографского дела, палеографы, архивисты. Они пришли к единодушному выводу, что рукопись принадлежит Шекспиру.

- Почему же ученые дают не 100, а 95 процентов?

- Потому что нигде не сказано «это я, Шекспир, написал»…

Шекспировские пьесы издавали, переиздавали. Ставили в театре, экранизировали. Осовременивали. Так, например, выглядит «Ромео + Джульетта» 1996 года, где главную роль сыграл Леонардо ДиКаприо.

Шекспировские пьесы издавали, переиздавали. Ставили в театре, экранизировали. Осовременивали. Так, например, выглядит «Ромео + Джульетта» 1996 года, где главную роль сыграл Леонардо ДиКаприо.

В первом собрании пьес Шекспира 1623-го года есть предисловие Хеминга и Конделла, двух актеров - коллег автора по труппе. Они сообщают, что печатают шекспировские пьесы по подлинным рукописям. Доказано, что это только отчасти правда. Шекспир не слишком заботился о том, чтобы его рукописи были опубликованы. Пьесы в ту пору не считались литературными произведениями. Они создавались не для чтения, но для сцены.Эпоха Гутенберга делала в ту пору только первые шаги.. При жизни Шекспирабыло опубликовано только чуть более половины пьес Шекспира.

Шекспировские пьесы могли быть написаны только профессионалом театра. Автор –человек с режиссерским мышлением, сам актер, знал каждое движение, каждую интонацию своих актеров, и каждый уголок, каждую доску сцены. Пример – один из бесчисленного множества. Кульминация требует от актеров полнейшей самоотдачи. Как и финал. Поэтому Шекспир в четвертых актах своих трагедий дает главному актеру отдохнуть. У него самые спокойные сцены или он в них совсем не участвует. Какой зритель-граф способен «поймать» такую мелочь?

Шекспировские пьесы писались для той самой толпы, которая приходила в «Глобус» и стоя смотрела спектакль под открытым небом без антракта и в дождь и в зной. Одна из ошибок этого фильма в том, что человек, написавший «Гамлета», как показано в картине, немедленно становится сверхпопулярным в Лондоне. Публика бушует от восторга, кричит «автора», и мнимый сочинитель выходит кланятся.Ничего подобного, разумеется, быть не могло. Но, повторяю, перед нами не учебник истории, а фильм.

Публику в шекспировское время не очень волновало, кто автор пьесы. Люди - от неграмотных ремесленников до образованных господ - шли смотреть историю о Гамлете. И воспринимали ее как чистой воды трагедию мести, как своего рода блокбастер начала XVII века.

- Нам говорят: граф Рэтленд закончил три университета. А Шекспир не отучился даже в грамматической школе! Он не мог написать свои творения.

- Чтобы написать «Гамлета» и «Отелло» не нужно заканчивать пятнадцать университетов. Для этого достаточно быть гением! Боговдохновенным художником, носителем дара сверхвосприимчивости к движению бытия, к старым и новым судьбам человечества.

- Если бы вы изложили Шекспиру соображения великих шекспироведов о «Гамлете», он скорее всего сказал бы, что не писал ничего подобного, что ему даже в голову эти высокоумные соображения не приходили. Великое произведение неизмеримо больше, чем личность его автора. Система смыслов, заложенная в произведении – далеко не всегда по осознанному решению его создателя – раскрывается с течением исторического времени... Именно поэтому «Гамлет» одного десятилетия совершенно не похож на другого.

Давайте обсудим!