Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Общество17 ноября 2011 15:11

Пилотам дадут ниже нижнего

В Таджикистане ждут пересмотра приговора российскому и эстонскому летчикам, осужденным на 8,5 лет [специальный репортаж Александра Коца]

- Ну как там наши? – администратор гостиницы Татьяна профессионально вычисляет цель моего приезда в Курган-Тюбе.

В этом же отеле до заключения в СИЗО Владимира Садовничего и Алексея Руденко проживал интернациональный экипаж двух Ан-72, конфискованных решением суда в пользу Таджикистана. Россиян Владимира Скуратова, Александра Козюлина, белоруса Михаила Соковича, украинцев Сергея Лезного и Александра Борбоченко и гражданина Казахстана Андрея Гончаренко отпустили практически сразу – в знак доброй воли. Этот жест, наверное, и усыпил российских дипломатов, которые вспомнили о процессе над летчиками только к концу судебного разбирательства. Хотя тема пленения российского и эстонского пилотов почти год не сходила с полос местных газет. Поначалу писали с осторожной примесью сочувствия, однако в последние дни местная русскоязычная пресса пылает праведным гневом: «Доколе наши сограждане, добывающие трудовую копейку, будут расплачиваться за промахи их дипломатов?!»

Справедливости ради надо заметить, что триста высланных из Москвы нелегалов вряд ли больно ударят по таджикскому бюджету, который наполняется в основном за счет денежных переводов из России. По самым скромным оценкам местных специалистов, за лучшей долей к северному соседу подались более 2 млн. человек. Зато в том же Курган-Тюбе (из 6 тысяч жителей – пятая часть в Москве), где «самый модный парень на деревне» почитает долгом носить спортивный костюм с надписью на английском языке «Russia» на спине, «асимметричные» меры вызывают много вопросов. И адресуют их к заезжим российским журналистам.

- Мы же за наших! – заверяли меня у газетного ларька возле СИЗО местные аксакалы, угощая свежеприготовленной лепешкой. – Пилотов надо отпустить, все эти тёрки-шмёрки – кому они нужны? У меня двое детей в Москве на стройке вкалывают. Сейчас проверка придет, работодатель спрячется, их депортируют. А ведь они ничем не отличаются от этих летчиков. Такие же трудяги-мигранты…

Такое трогательное отношение к «таджикским пленникам» несколько удивляет, учитывая, какой образ на экранах телевизоров рисует официальная пропаганда.

«Как известно, большинство террористов, которые осуществляют свою деятельность на территории Раштского региона, проникли в Таджикистан из Афганистана. Указанные самолеты без разрешения авиационных служб и других соответствующих органов проникли в Таджикистан из Кабула и произвели посадку…»

- Ну посмотрите, согласно воздушному кодексу, члены экипажа и командир не могут сесть за штурвал, пока у них не будет отметки таможенников и пограничников, - возмущается в своем небольшом кабинете адвокат летчиков Гулям Бабаев. – Эти отметки у всех были. Судовые документы все есть, в том числе разрешение на вылет в Таджикистан.

- Говорят, оно было устное…

- Письменное, оно в деле находится, том первый, лист дела 26-й. Но следственные органы считают, что это поддельное разрешение. По документам, которые находятся у меня, владельцем самолетов является генеральный директор компании Rolkan Сергей Полуянов. Он эти самолеты отдал в аренду фирме из Объединенных Арабских эмиратов. Дальнейшая судьба этих бортов была в руках ОАЭ. Вот они от Эмиратов работали и в Афганистане, и в Гондурасе, и в Сомали… Ко мне когда документы попали, я был уверен, что какое бы решение суд не принял, оно не будет связано с лишением свободы. А тут такой суровый противозаконный приговор. Естественно, я написал кассационную жалобу. Когда она будет рассмотрена – неизвестно. Но я больше чем уверен, что в части нелегального пересечения границы и контрабанды в их действиях преступления нет. Прицепились к двигателю, который не пригоден к эксплуатации. Эксперт это в суде показал.

- А что по поводу нарушений международных правил полетов?

- Формально, может быть, и есть. Но это чисто авиационный инцидент. В радиообмене было: «Прошу вынужденной посадки, если я что-то нарушаю, разберитесь с самолетом». При этом руководство Хатлонской авиакомпании знало за сутки, что будет принимать два самолета. На суде об этом говорил директор Хатлонской авиакомпании Леонов: «У меня было указание подготовить аэропорт для принятия двух Ан-72 из Кабула».

- Ходит много версий, к примеру, о родственниках президента Таджикистана.

- Это все чушь. Рахмон своего сына не жалеет по поводу наркотиков. У него и родственников особо нет, брат только. Рахмон относительно наркотиков никогда не жалеет никого.

- Почему же такой срок?

- Судебная ошибка. Я абсолютно исключаю давление сверху.

- А самолеты все-таки конфисковали…

- Ну не было у меня за 8 месяцев информации, что кто-то хочет заполучить эти самолеты. У нас нет специалистов для таких бортов, у нас не выпускают такие двигатели… Ваш МИД сидел и ничего не делал: «Раз виноваты, пусть несут ответственность». Только перед приговором засуетились, когда суд уже решил, что на самолеты документов нет, владелец не установлен. Поэтому они как бесхозные конфискованы в пользу государства. А толковых документов о собственности действительно нет…

Между тем, как бы не старались таджикские власти дезавуировать политическую подоплеку дела, в стране уверены, что решение вопроса лежит в плоскости высоких коридоров. Не успел российский посол вернуться с консультации в Москве, как генпрокурор Таджикистана сменил гнев на милость: «С учетом исключительности данного случая и исключительности обстоятельств, судебный приговор пилотам Rolkan будет в значительной части смягчен судом вышестоящей инстанции. Приговор будет исходить из назначения наказания ниже нижнего предела, - с уверенностью заявил Шерхон Салимзода. И тут же оговорился. – Тем не менее, суд у нас независимый, принимает решения самостоятельно».

Как рассказал «КП» источник в дипломатических кругах, Москву в принципе устроил бы вариант освобождения пилотов в обмен на самолеты. При этом допускается, что в уголовном деле останется одна статья – нарушение международных правил полетов. Впрочем, официально в посольстве России в Таджикистане о таких вариантах умалчивают.

- Посольство работает в направлении освобождения нашего гражданина. Рассчитываем, что нам удастся выполнить эту задачу, - заявил «КП» в Курган-Тюбе советник посла по политическим вопросам Дмитрий Кабаев. – Перспективы для этого хорошие, но сейчас все будет зависеть от областной судебной инстанции. Мы со своей стороны оказываем поддержку Владимиру Садовничему. Здесь же находится эстонский дипломат, мы с ним работаем вместе. Думаю, в ближайшие дни, может, недели, все благополучно разрешится.