Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Спорт24 ноября 2011 22:00

Елизавета Туктамышева: «Плющенко научил меня строить глазки!»

В редакциях «Советского спорта» и «КП» побывала главная претендентка на «золото» Сочи-2014 со своими наставниками

О том, что в команде знаменитого тренера Алексея Мишина подрастает феноменальная спортсменка, говорили давно. Уже в 12 лет Лиза Туктамышева владела всем арсеналом тройных прыжков, а кроме того, исполняла элементы ультра-си: аксель в три с половиной оборота и каскад «тройной лутц - тройной тулуп». Во всем мире (не говоря уже о России, где женское катание пребывало в глубоком кризисе. - Прим. авт.) спортсменок с таким техническим арсеналом можно было пересчитать по пальцам одной руки.

Однако из-за возрастного ценза, который был введен Международным союзом конькобежцев (ISU), Лиза не имела права до 14 лет выступать на международных соревнованиях. Парадокс! В России появилась спортсменка экстра-класса, однако честь страны на чемпионатах мира и Европы защищали те, кто был заведомо слабее, но укладывался в прокрустово ложе возрастных стандартов. Болельщики и спортивные чиновники кусали локти, но лишь в этом году Лиза Туктамышева была допущена к турнирам серии Гран-при.

Ее дебют можно назвать фантастическим: она выиграла два этапа в Миссисоге и Париже, а также победила в престижном коммерческом турнире Japan Open. Достаточно сказать, что «жертвами» уроженки удмуртского городка Глазова стали двукратная чемпионка мира Мики Андо, трехкратная чемпионка Европы Каролина Костнер. К сожалению, в этом сезоне россиянка, наводящая ужас на звездных соперниц, на чемпионатах мира и Европы не выступит из-за тех же возрастных ограничений: в турниры топ-уровня можно заявляться лишь по достижении 15 лет.

На днях Елизавета и два ее тренера, Алексей Мишин и Светлана Веретенникова, побывали в гостях у «Советского спорта», где ответили и на вопросы «Комсомолки».

Возрастной ценз надо отменить

- Алексей Николаевич, вы как к возрастному цензу относитесь? Насколько это правило обоснованно?

- Я прекрасно помню, как это решение принималось. Дело было на конгрессе ISU в Квебеке, где собрались представители всех стран. Там выступала женщина - американский доктор. Она с таким пафосом обратилась к аудитории: «Вы хотите, чтобы спорт­сменки имели неполноценное потомство? Вы знаете, что у девочек на фоне сверхнагрузок нарушаются функции, отвечающие за материнство? Кто хочет, чтобы у них родились нездоровые дети?» Естественно, все попрятались по углам и дружно проголосовали за введение возрастного барьера. Но, по сути, произошла подмена понятий. Ведь юниорское и взрослое катание отличаются одним прыжком, то есть ничем не отличаются. Все зависит от того, какую нагрузку тренер дает! То есть американка подменила понятия, а люди на это клюнули, что, конечно, неправильно.

- Возрастную планку надо отменять?

- Естественно. Дело в том, что время раcцвета в женском одиночном катании как раз на сломе, когда девочка становится девушкой. К примеру, тот же возраст Каролины Костнер, то есть в районе 20 лет, - это уже проблемная зона. Идеал близок к тем антропометрическим размерам, которые имела Ольга Корбут (олимпийская чемпионка по гимнастике, отличавшаяся миниатюрными размерами, произвела революцию в этом виде спорта. - Прим. авт.).

- А какие выгоды дает этот тип телосложения? Можете обрисовать в двух словах?

- Ведь все идет от механики процесса. Большие массы создают большие силы инерции. Если в двух словах, то сила инерции зависит от квадрата расстояния массы до оси вращения. Запомнили? Я доступно излагаю? - вежливо поинтересовался профессор Мишин, глядя на оцепеневших от благоговейного ужаса акул пера. - Когда тоненькая девочка приобретает женственные очертания, она испытывает большие трудности. Большое тело трудно вверх толкать.

Лиза на тренировках оттачивает четверной прыжок. Когда она начнет выполнять его на соревнованиях, это произведет революцию в женском фигурном катании.

Лиза на тренировках оттачивает четверной прыжок. Когда она начнет выполнять его на соревнованиях, это произведет революцию в женском фигурном катании.

Без шоколада - разве это жизнь?!

- Иными словами, уже в 12 лет Лиза могла без всякого ущерба для здоровья выступать на взрослых соревнованиях?

- Да она и сейчас тренируется столько, сколько и женщины, но посмотрите на нее: это же цветочный бутон!

- Лиза, какой у вас боевой вес?

- Где-то 38 килограммов с копейками.

- Чтобы его сохранить, приходится себя в еде ограничивать?

- Если по чуть-чуть, то можно есть все. Или утром можно себя порадовать чем угодно. Я, например, не представляю свою жизнь без шоколада. Главное - на ночь не наедаться.

- Какой продукт можно назвать главным врагом фигуристок?

- Наверное, это все мучное.

- А сколько времени в день вы тренируетесь?

- Если считать и лед, и зал, то получается часа четыре - пять.

- Нужно учесть еще и то обстоятельство, что петербургская школа фигурного катания сформировалась в условиях крайнего дефицита льда, - вновь взял бразды правления Алексей Николаевич. - Например, Урманов, Ягудин и Плющенко выросли, катаясь час утром и час вечером, - все! Поэтому у нас сложилась такая метода, которая основана не на большом количестве потребляемого льда, а на рациональном его использовании.

- Уже началась шумиха в СМИ вокруг Лизы, не только из телевизора, из каждого утюга несется: «Наша олимпийская надежда! Главный фаворит Сочи-2014!» Вы как-то от этого давления Лизу собираетесь ограждать или считаете, что спорт­смен сам должен учиться отделять зерна от плевел?

- Об этом все говорят, и глупо нам от нее что-то скрывать, делать из этого тайну, - говорит Светлана Веретенникова.

- Я считаю, что Лиза умная девочка, чтобы самой во всем разобраться. И потом, тут нет особых оснований для того, чтобы нос задирать, - включается в разговор Алексей Мишин. - Ну выиграла она два этапа Гран-при, и что?! Она катается в группе, где работает обладатель нескольких олимпийских медалей Евгений Плющенко, другие ребята - призеры чемпионатов мира. К звездной обстановке она уже привыкла. Может, конечно, и ее тоже шарахнет в голову мысль о собственном мировом значении и крышу унесет куда-то вдаль. Ну тогда пиши пропало. Но пока предпосылок для этого нет. Лиза прекрасно понимает, что эти победы сиюминутны, главный ее старт - впереди.

- Вы имеете в виду Сочи-2014? Кстати, Лиза, вам в Сочи доводилось бывать? Какая ассоциация у вас осталась в памяти в связи с этим городом?

- Я там была только один раз на сборах. Вся жизнь у нас вращалась вокруг стадиона, ну и море запомнилось...

- Если у всех Сочи ассоциируется с отдыхом, то у вас - с тяжелой работой?

- Не только, сбор был восстановительный, так что и отдохнуть мы там тоже успели, - включается в разговор Светлана Михайловна. - Но все понимают, что этот город может стать решающим пунктом в судьбе Лизы.

- Лиза, вы занимаетесь вместе с Плющенко, как он к вам относится?

- Он любит поприкалываться. Например, катает свою программу и, когда проезжает мимо меня, начинает пожирать глазами. В шутку, конечно. Или, когда я катаю свой фрагмент, он тут же начинает исполнять свою версию моей программы. Он меня многому научил, даже таким мелочам, как играть глазами.

- А правду говорят, что Лиза на тренировках выполняла уже и четверной прыжок?

- Были, скажем так, хорошие попытки. Но на соревнованиях я их выполнять пока не готова.

- Алексей Николаевич, вектор развития женского катания - это приближение к мужским стандартам или какой-то свой путь?

- Конечно, надо двигаться в сторону мужского катания. Это лучшее, что мы на сегодняшний день имеем.

- Через какой временной промежуток четверные прыжки у женщин станут обычным делом?

- Через десять лет. Я надеюсь, Лиза будет стоять у истоков этого движения.

Полную версию беседы читайте в газете «Советский спорт»