Общество

Вымогают деньги в поликлинике? Требуйте компенсацию с помощью страховщика!

Напомним: с 1 января этого года вступил в силу новый закон об обязательном медицинском страховании (ОМС). Государство пообещало, что у каждого пациента, застрахованного по ОМС, появится личный бесплатный медицинский адвокат - страховщик, выдавший полис. Однако большинство граждан до сих пор не в курсе: для чего конкретно обращаться к страховщикам и чем они могут помочь? Чтобы ответить на самые важные вопросы, ФФОМС выпустил памятку о правах пациентов. Кому нужно получать новый полис ОМС? Полис ОМС нового, единого для всей страны образца появился с 1 мая этого года. Его обязательно нужно оформлять всем новорожденным, а также тем, кто до сих пор не был застрахован в системе ОМС. Например, россиянам, жившим за рубежом, иностранцам, получившим российское гражданство, вид на жительство или разрешение на временное проживание в России.

Если у вас есть полис ОМС, выданный по старым правилам, то вы также можете получить новый полис по своему желанию.

Внимание! По закону полис старого образца остается действующим до 1 января 2014 года (с этой даты планируется введение универсальной электронной карты гражданина РФ). Причем, даже если в вашем старом полисе указано, что он заканчивает действовать до 1.01.2014, не обращайте внимания: его действие продлевается в силу закона.

«Медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно во всех медицинских организациях, работающих в сфере обязательного медицинского страхования Российской Федерации, по полисам «старого» и нового образца», - подчеркивают в ФФОМС.

Есть случаи, когда полис ОМС - как новый, так и старый - обязательно нужно переоформлять, то есть получать заново. Это требуется:

- при смене фамилии и (или) имени;

- при смене места жительства, если у вашей прежней страховой компании нет филиала в регионе, куда вы переезжаете;

- при замене страховщика на нового (по закону пациент, не довольный услугами страховой компании, вправе один раз в год не позднее 1 ноября выбрать нового страховщика). За что поплатятся врачи В памятке для пациентов специалисты ФФОМС подробно расписывают: что конкретно считается нарушениями со стороны поликлиник и больниц. Это:

- незаконное взимание денег (медработниками либо через кассу) за оказание медицинской помощи, предусмотренной Программой госгарантий бесплатной медпомощи для граждан РФ. Такая программа утверждается ежегодно правительством, и с ней можно ознакомиться у своего страховщика, в территориальном фонде ОМС либо потребовать в самой поликлинике;

- вымогательство денег за выдачу направлений на лечение, рецептов на лекарства;

- приобретение за счет пациента лекарств и изделий медназначения при лечении в стационаре, если эти препараты и изделия входят в перечень жизненно важных и необходимых лекарственных средств (напомним: по закону в больницах все это должно предоставляться бесплатно);

- несоблюдение сроков предоставления плановой медицинской помощи, в том числе записывание в долгую очередь на обследования, операции;

- отказ в оказании медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. Чтобы выяснить, входят ли те или иные медуслуги, в такую программу, вы можете позвонить своему страховщику.

Графика Дмитрия полухина

Графика Дмитрия полухина

Важно: если в поликлинике или больнице вам предлагают оплатить процедуры, прием врача, лекарства и т.д., специалисты ФФОМС советуют сразу же связаться со страховщиком и уточнить: обязаны ли вы платить по закону. Скорее всего, окажется, что требования медработников незаконны. Тогда вариантов два: либо вы просите страховщика принять меры и добиться бесплатного предоставления медуслуг, либо платите официально и сохраняете квитанции. «В последнем случае медучреждение обязано будет возместить ваши расходы», - разъясняют в ФФОМС. За помощью в получении компенсации также можно обращаться к страховщику.

Ждем ваши отклики и вопросы о правах пациентов!