Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды12 декабря 2011 11:17

Сегодня он играет цыганский джаз...

Правнук Виссариона Белинского устроил в Москве международный фестиваль Gypsy Jazz [видео}

Открылся фестиваль в модном Московском музыкальном клубе. Без лишнего пафоса, демократично и скромно, под пивко и лобстера. Народу в клубе было не так уж чтоб слишком много: яблоку было где упасть. (В это время в Москве проходил митинг протеста против фальсификаций на выборах, какой там джаз!?)

Цыган совсем не было на этом празднике торжества цыганской культуры. Тоже были заняты своими делами. Китайцев тоже не было, как, впрочем, и молдаван. Не представили своих музыкантов на этот раз чукотские и филиппинские цыгане.

Зато были французы. На сцене вместе с российскими кудесниками гитары выступали виртуозы из дружественной Франции: ярчащая звезда стиля Gypsy Jazz гитарист Бирели Лагрен, бельгийский седой, но кудрявый скрипач Ив Тешер (это почти Франция) и ставший нам уже почти родным гитарист-виртуоз Фредерик Белинский - правнук великого неистового Виссариона Белинского. (Урожденный француз Фредерик в этом году стал гражданином России!)

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Вот он, в белой рубашке выходит на сцену. Я вспоминаю образ великого критика, и пытаюсь отыскать сходные черты. Виссарион - худой, с тонкими чертами, долговязый и какой-то мрачный. Все ему не нравится, и крепостное право, видите ли, и как пишут писатели, и не такие ему герои нынче! Фредерик же - кряжистый, приземистый, долговолосый. Крупные черты лица.

Но что априори нравится - он добродушен, весел и беспечен. - Кто-нибудь там, кто ближе к бару, купите у бармена пачку красного «Мальборо» и дайте Фредерику! Он не может играть без сигареты! - попросила ведущая. «Кто-нибудь» оказался мною. Я купил пачку сигарет и великодушно подал Фредерику. Фредерик прикурил от моей зажигалки и вот так, с сигаретой в руке вдруг начал выдавать такие пассажи!

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Подобной дивной техники давно не видела Москва. Великий Джанго наверняка привстал на небесах от удивления. Эти парни на сцене творили чудеса-мудеса. Вообще-то цыганский джаз сам по себе предполагает экспрессию, страсть и эмоциональность. Но тут пространство просто взорвалось. Даже пестрая стайка девчат не слишком тяжелого поведения, пришедшая в клуб на работу, и те, не удержались, и пустилась в пляс. Порадовав простолюдинов в клубе, на следующий день музыканты уже давали гала-концерт в концертном зале Luxury Village. (Как у нас все-таки тупо любят все иностранное! Да навозите этот зал просто по-русски: «Роскошная деревня!»)

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Любителей цыганского джаза в Роскошной деревне оказалось так же немного. Режиссер Андрей Житинкин, телеведущая Светлана Конниген с мужем,, конечно же Я и еще пара тройка сотен прекрасных, одухотворенных людей. В фойе - выставка уникальных старинных гитар из коллекции Ивана Бариева. (Он, кстати, цыган!) Мне было даже позволено извлечь несколько приятных уху звуков из первой российской гитары мастера Батова (это все равно, что поиграть на скрипке Паганини).

- Сколько за нее? - спросил я гитарного мастера Александра Комарова. - Она бесценна. - ответил он и добавил: - В прошлом году один американец предлагал за нее 25 тысяч долларов. Но Иван Бариев сказал, что и за 50 не продаст!

Подумаешь! Эка печаль! Да у меня пятидесяти долларов не было, поэтому я не сильно расстроился. Фредерик Белинский перед выступлением обратился к публике с проникновенной, зажигательной речью, буквально растопившей сердца почтенной публики (через переводчика, ведущую и жену Анастасию Гай. Сам он, несмотря на свое российское гражданство, балагурить по-русски пока не мастак!).

- Я вчера гулял по Москве. И нашел один замечательный магазин. Это был очень хороший магазин. Там я купил вот эту рубашку. Я хочу перед вами выглядеть хорошо.

В натруженных руках Александра Мешкова первая российская гитара работы мастера Ивана Батова, созданная в 1813 году.

В натруженных руках Александра Мешкова первая российская гитара работы мастера Ивана Батова, созданная в 1813 году.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Зал встретил эту почти что нобелевскую речь громом аплодисментов. А потом Фредерик с друзьями порадовал нас своими затейливыми импровизациями на темы российских песен. В ткань народной песни «Очи черные», например, органично вплетались и чардаш Монти и песня крокодила Гены. Вообще французы на сцене шалили, веселились словно дети. Ведь они играли жизнерадостный цыганский джаз. Редкий слушатель заплачет, слушая их музыку. А в этом зале зритель был напряжен и серьезен. Никто даже не подпевал, не вскочил поплясать в проходах между рядами.

- Непременно выпейте в перерыве бокал водки. А то вы какие-то серьезные! - порекомендовал зрителям потомок мрачного критика. В перерыве зрители последовали его совету.

И помогло, поперло! Во втором отделении зал хором уже кричал «Браво». Завершили свое выступления мастера цыганского джаза задорной, искрометной и слегка хулиганской импровизацией на тему бессмертного минорного свинга Джанга Рейнхарда. Да, друзья! И c печалью осознал я, как много мы упускаем в суматохе выборов, митингов и демонстраций! А ведь кроме этих, несомненно увлекательных мероприятий есть другая жизнь: любовь, страсть и музыка! Где-то живет своей залихватской жизнью цыганский джаз, молдавский госпел, чукотский хип-хоп, монгольский рэп и китайский R'n'B. Да много чего мы еще не знаем.

СПРАВКА "КП"

Фредерик Белинский, правнук Виссариона Белинского, внук композитора Валентина Белинского. Родился в Нормандии в департаменте с алкоголическим названием Кальвадос. С серебряной медалью закончил Парижскую консерваторию по классу классической гитары. С 2004 года успешно выступает в России. Указом президента Дмитрия Медведева с 2011 года является гражданином России.

КСТАТИ

В России цыганский джаз отчего-то не является основным увлечением творческой прослойки трудящихся. Редкий россиянин играет сегодня цыганский джаз. Отчасти, наверное, потому что джаз-мануш (или - цыганский джаз) чудовищно сложен для исполнение в отличии от того же шансона. Он зародился в 30-е годы прошлого столетия во Франции. Его главный отличительной чертой является то, что лидирующим инструментом в этом музыкальном направлении является акустическая гитара. Основателем Gipsy Jazz по праву считается выдающийся цыганский гитарист Джанго Рейнхард, создавший собственную технику игры. При игре он умудрялся обходиться всего двумя пальцами левой руки (Больше у него не было. Он покалечил руку во время пожара).

P.S. Друзья! Я понял, почему современный коренной француз бежит в Россию, просит российского гражданства! Да потому что у нас - хорошо!!! Спокойно и стабильно! Джаз, девушки, роскошные деревни, фестивали. А что хваленая Франция? Был я, давеча, там. Ну, Эйфелева башня и все?! Кругом одни только арабы да африканцы! Не то что у нас! Ни арабов, ни африканцев! Вот такие геополитические мысли родились у меня после концерта. Ходите на концерты и жизнь наладится!