Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-3°
Boom metrics
Происшествия18 декабря 2011 17:00

Буровая платформа, перевернувшаяся в Охотском море, не должна была выходить в шторм

На борту находилось 67 человек, из них удалось спасти 14

18 декабря плавучая буровая установка «Кольская» перевернулась в 200 километрах от побережья Сахалина. На платформе во время ЧП находились 67 человек. 14 человек спасли. На данный момент в районе ЧП продолжается спасательная операция.

- Из воды уже извлекли тела четверых погибших, кроме того, в районе поисковой операции обнаружили еще девять тел без признаков жизни, - сообщила Наталья Салкина, официальный представитель Дальневосточного следственного управления на транспорте СК России.

ХРОНИКУ ПРОИСШЕСТВИЯ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ >>>

Напомним, буровая платформа «Кольская» проводила испытания нефтяной скважины «Первоочередная» в Охотском море в районе Камчатки с августа этого года. А четыре месяца назад ее начали перегонять два буксира Магадан» и «Нефтегаз-55» на Сахалин.

В воскреснье, 18 декабря, на море начался сильный шторм, волны доходили до 12-13 метров в высоту. Капитан подал сигнал SOS в 9:24 по местному времени: платформа может перевернуться и нужно срочно эвакуировать людей. Но уже через 15 минут вода хлынула внутрь, выбила иллюминаторы в столовой, смыла спасательные шлюпки, залила танки...

Не дотянув до Сахалина 200 километров, платформа опрокинулась, и люди оказались в воде, температура которой сейчас +1 градус.

Информационное агентство РИА "Новости" опубликовало реконструкцию крушения буровой платформы "Кольская" в Охотском море:

- Экипаж двух буксирующих судов сразу бросился на помощь, - рассказали в Дальневосточном региональном центре МЧС. – Через несколько минут спасли девять человек. К месту происшествия вылетели два вертолета Ми-8, пятерых подняли через несколько часов.

Всего на борту находились 67 человек, большинство - из Мурманска и Сахалинской области, но есть и двое москвичей и, предположительно, один иностранец. 14 членам экипажа удалось спастись. Судьба 53-х человек остается пока неизвестной. Поиски осложнялись сильным штормом, и поздним вечером их прекратили до утра.

Спасенных разместили на борту «Магадана» и «Нефтегаза» - с ними работали судовые врачи.

- В основном, у людей сильнейший шок и легкие переохлаждения: от обморожений спасло то, что они были в гидрокостюмах и спасательных жилетах, - говорят в МЧС.

Сахалинские специалисты, работавшие на подобных платформах, рассказали что подобные перегоны обычно стараются провести до зимы. Но здесь платформу тянули почему-то в декабре.

- Непонятно, почему вообще платформу куда-то буксировали, ведь точно было штормовое предупреждение, а «Кольское» потащили аж в сторону Сахалина, хотя проще и ближе было на Камчатку, - говорит Иван Курдюков, инженер по живучести морских судов. – Воздушные гусаки – это трубы, выводящие воздух из резервуаров. Волны достигали, вероятно, такой высоты, что в эти трубы обильно попадала вода. Вот тогда и началось подтопление платформы. Затем масса воды превысила критическую отметку, судно получило крен и начало тонуть.

Члены экипажа СПБУ "Кольская", которых удалось спасти:

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Михаил Войтенко: "Условия в районе трагедии максимально неблагоприятные для спасения людей"

"Комсомолка" побеседовала с редактором издания "Морской бюллетень" Михаилом Войтенко. Эксперт считает, что шансы на спасение пропавших практически нет

- Начинаются разговоры о халатности, об отношении к людям. У вас есть ответ, почему в столь позднее по сезону время эту платформу, что-то с ней делалось?

- Тут ничего странного я не вижу. Никакой халатности не вижу. Производство требует. Начали буксировать. Переходы, видимо, каким-то образом готовились, в том числе и метео. Я получил сводку Госмоспостслужбы. Пока совсем непонятно, что там именно произошло. Там была нарушена герметичность двух танков. Начала поступать сильно вода. Насосы работали на максимуме. Потом повредился буксирный трос, который был заведен на ледокол «Магадан». Они дали сигнал бедствия. И после этого перевернулись. Насчет того, почему не могли спасти всех людей сразу? Я отвечаю. Переворачивание – это самое страшное, что может быть. Нет ни одного переворачивания в мире без жертв, потому что это происходит мгновенно. И если судно медленно тонет, то там масса возможностей. А тут перевернулось – и все. Это самое страшное, что может произойти.

Не знаю точно, какая там была погода. Госмоспостслужба не дает ничего о погоде.

- Мы разговаривали с нашим корреспондентом из Владивостока. Он говорит, что сейчас спасательная операция происходит при довольно сложных условиях: высокие волны, 12-13 метров. Плохие погодные условия и оправдывают буксировщики, которые буксировали платформу, что спасено такое небольшое количество людей?

- Если там тяжелый шторм и плохие погодные условия, тогда, по идее, должны быть разборки: могли ли, получили ли они штормовое предупреждение и почему они не отработали? Штормовое предупреждение? И возможно ли было его отработать. Скорость… Это же буксировка. Скорость очень маленькая.

А спасение людей? Повторяю, даже если бы там была идеальная погода, то при переворачивании жертвы все равно были бы. А так как шторм, зимний сезон, не забываем, что температура воды и летом-то невысокая, а сейчас вообще..

- Сейчас там +1…

- Условия максимально неблагоприятные для спасения людей. Все, что можно было быть плохо для спасения, все до единого пунктика соблюдено.

- Вот вы говорите, что скорость маленькая. Мы сейчас представляем себе какую-то громадину большую, которую тянут два судна. Все это, действительно, происходит на маленькой скорости. И в голове получается несостыковка: почему она могла перевернуться? Неужели волны могли перевернуть эту платформу?

- Нет. Там произошла разгерметизация двух танков, двух отсеков. Это же буровая установка. У нее есть мощная система танков, отсеков, которые позволяют регулировать ее погружение и всплытие. И их герметичность была нарушена. Туда хлынула вода. Насосы работали на пределе. Не могли они справиться с таким мощным поступлением воды. Возник крен. И, видимо, это усугубило волнением. А почему именно могла возникнуть разгерметизация, непонятно. В сводке написано, что были разрушены в ходе буксировки два воздушных гусака двух танков, 35-го и 37-го. И туда хлынула вода. Пока слишком мало данных, чтобы о чем-то говорить.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Четыре «горячие линии» работают в связи с трагедией в Охотском море

«Центр экстренной психологической помощи открыл телефон «горячей линии» в связи с произошедшим ЧП в Сахалинской области. По бесплатному федеральному номеру 8-800-775-17-17 можно уточнить любую информацию, связанную с чрезвычайной ситуацией, а также получить психологическую поддержку», - сообщили «Интерфаксу» в управлении информации МЧС России.

Звонок на данный номер из любого региона России бесплатный.

Также работают «горячие линии» в главном управлении МЧС России по Сахалинской области (84242) 72-99-99; в главном управлении МЧС России по Мурманской области (88152) 39-99-99 и главном управлении МЧС России по Магаданской области (84132) 60-77-27.

СПРАВКА "КП"

Самоподъемная буровая установка «Кольская» была выпущена с финской верфи «Раума Репола» в 1985 году.

Проработав четыре года на арктическом шельфе, она была сдана ОАО «АМНГР» в аренду норвежцам для работы в Северном море. Лишь летом 2008 года установка вернулась в Заполярье. Некоторое время «Кольская» стояла без работы, пока весной 2010-го на ней не начался ремонт. Работы выполняли специалисты из Норвегии и Финляндии. Ремонту подверглись все судовые системы и механизмы бурового комплекса. Стоимость модернизации по некоторым данным превысила сто миллионов рублей.

В апреле 2011-го ООО «Газфлот» - дочернее предприятие "Газпрома" - подписало платформу на работы по бурению, испытанию и консервации скважины «Первоочередная №1» на Западно-Камчатском участке шельфа Охотского моря. Именно здесь сегодня и развернулась трагедия.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Жена спасенного слесаря «Кольской» :

«Толик предчувствовал, что будет беда»

Супруга работавшего на платформе «Кольская» слесаря бурового оборудования Анатолия Кумукова из Мурманска, Лариса, как только узнала о трагедии, тут же начала звонить по телефонам «горячей линии». К счастью, мужчину спасли.

- Перед самым отлетом приснился плохой сон, - вспоминает Лариса. - Родители приходили к нему, которых уже нет в живых. Словно предчувствовал беду... Последний раз мы разговаривали с ним 13 декабря. Муж сказал, что они закончили работу у Камчатки и собираются идти в порт Корсаков на Сахалине. Там они планировали оказаться в 20-х числах декабря.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Президент распорядился помочь пострадавшим

В воскресенье первый замруководителя МЧС РФ Руслан Цаликов доложил Президенту РФ Дмитрию Медведеву о ходе спасательной операции в Охотском море, которая продолжается, несмотря на непогоду. Как сообщает пресс-служба Кремля, Дмитрий Медведев «дал указание оказать всю необходимую помощь пострадавшим, а также поручил следственным органам провести проверку всех обстоятельств, связанных с аварией».

Сергей СЕМУШКИН

ВОПРОС ДНЯ

А можно ли победить русский «авось»?

Дмитрий БЫКОВ, поэт, писатель, публицист:

- Нужно не победить русский «авось», а применять его там, где надо. Проблема в том, что у наших людей часто отсутствует храбрость там, где она нужна, зато появляется там, где необходимы прежде всего трезвый расчет, страховка, прогнозируемость... Задача в том, чтобы переместить «авось» из сферы промышленной в сферу нравственную.

Владимир КОМОЕДОВ, депутат Госдумы, в 1998 - 2002 гг. - командующий Черноморским флотом РФ:

- Согласен с вами - на 200 процентов человеческий фактор. И победить можно! Для этого надо быть профессионалами и иметь чутье. А уж если приняли решение выходить в такой шторм, то максимально обеспечить безопасность...

Костя ЦЗЮ, абсолютный чемпион мира по боксу:

- Можно. Нужно просто реально представлять, в какую цену этот «авось» тебе обойдется. Когда я подписывал свой первый профессиональный контракт, ряд кабальных условий, на которых второпях не обратил внимания, стоили мне нескольких миллионов долларов...

Юлия ЛАТЫНИНА, публицист:

- Почему «русский»? Недавно у американцев случился большой мексиканский «авось»... (В прошлом году в Мексиканском заливе взорвалась и утонула нефтяная платформа Deepwater Horizon компании BP. - Ред.)

Владимир ТЕРЕНТЬЕВ, пилот 1-го класса, специалист по авиационным расследованиям:

- Можно, для этого нужна политическая воля руководителей. Посмотрите: в Росавиации, госструктуре, которая должна руководить гражданской авиацией и обеспечивать безопасность полетов, нет ни одного летчика! Наполеон, сидя на острове Святой Елены, сказал: «Я погиб, когда перестал слушать других...»

Вадим ДРОБИЗ, гендиректор Центра исследований рынков алкоголя:

- Нет, потому что это одна из основ российской психологии. Благодаря этому качеству, кстати, можно иногда даже невозможные вещи совершить. Вплоть до победы в войне 1812 года, например. Так что в половине случаев этот «авось» нас выручает, в половине - мешает...

Палыч, читатель сайта KP.RU:

- Можно, если добываемая нефть пойдет в основном на благо бедного нашего народа, а не на стремление наших богачей попасть в журнал «Форбс».

Иван, слушатель радио «КП» (97,2 FM):

- «Авось» тут ни при чем. Капитализм и алчность - вот что сгубило.