Звезды22 декабря 2011 2:00

Лучшие фильмы 2011 года

Кинообозреватель «КП» Стас Тыркин подводит итоги уходящего сезона

В эту десятку я включил ленты разных жанров и стран - европейские и голливудские, коммерческие и имевшие большой фестивальный успех, широкоизвестные и незаслуженно потерявшиеся в прокате. Их можно посмотреть (или пересмотреть) на DVD во время новогодних каникул. Некоторые громкие картины (такие, как «Фауст», «Гавр» или «Мальчик на велосипеде») не вошли в список, поскольку пока не вышли в российский прокат. Фильмы расположены в алфавитном порядке, без указания призовых мест. Поспорить с автором можно на сайте «КП».

«Елена»

Режиссер - Андрей Звягинцев

В ролях: Надежда Маркина, Андрей Смирнов

Автор знаменитых, премированных в Венеции и Каннах фильмов «Возвращение» и «Изгнание» в самой прозрачной своей картине подводит черту: Россия де-факто разделена на два мира, две страны (огромную и крошечную, не выходящую за пределы Садового кольца), два ненавидящих друг друга лагеря. Богачи нуждаются в «простом народе» в качестве обслуги, но сами по себе нежизнеспособны, к тому же обречены на вымирание, ибо упорно не желают размножаться. Изображенный же без всякого сочувствия, практически в традициях Бунюэля, простой люд работает из-под палки, мечтает о халяве, представления об удовольствиях жизни имеет неправильные, хотя и норовит присвоить их себе - желательно вместе с принадлежащей богатым недвижимостью. Что будет дальше? - этот тревожный вопрос лежит в сердцевине картины Звягинцева. Хорошо, что ответа на него он не знает.

Елена (Надежда Маркина) решила свести мужа-олигарха (Андрей Смирнов) в могилу.

Елена (Надежда Маркина) решила свести мужа-олигарха (Андрей Смирнов) в могилу.

«Еще один год»

Режиссер - Майк Ли

В ролях: Джим Броудбент, Лесли Мэнвилл, Имелда Стонтон

В центре картины, как всегда у англичанина Ли (он заработал в Каннах «Золотую пальмовую ветвь» за превосходные «Тайны и ложь» и венецианского «Золотого льва» за «Веру Дрейк»), житейские истории простых, раздражающе не похожих на кинозвезд людей, проходящих свой путь - от весны к зиме, от рождения к смерти. Фильм под таким названием не может быть не поделен на четыре главы - времени года. Среди персонажей - героиня, словно залетевшая сюда из предыдущей картины Майка Ли «Беззаботная», такая же нелепая и глупая курица, болтливая и безвкусно одетая. Но если в предыдущем фильме Ли оставлял ей надежду на счастье, то в новом у него решительно исчезло желание тешить себя и публику пустыми иллюзиями.

«Копия верна»

Режиссер - Аббас Киаростами

В ролях: Жюльетт Бинош, Уильям Шимелл

Маленький шедевр иранского классика Киаростами, снятый им в солнечной итальянской Тоскане, - тонкий, умный, теплый, по-восточному мудрый и лукавый фильм. В режиме реального времени герои - английский писатель и подвернувшаяся ему француженка - на трех языках разыгрывают сцены из семейной жизни. Пикантности ситуации добавляет то обстоятельство, что они... только что познакомились. Или были знакомы много лет, состоят в разводе и имеют совместного ребенка? Решить должен сам зритель в зависимости от склада ума и его шаловливости.

«Кожа, в которой я живу»

Режиссер - Педро Альмодовар

В ролях: Антонио Бандерас, Елена Анайя, Мариса Паредес

По своей отвязности новая картина Альмодовара напоминает разудалое раннее творчество этого режиссера. Не только потому, что в ней сыграл Бандерас, не работавший с Альмодоваром аж с 1989 года. Чего и кого только нет в этом диковинном произведении: лесбиянки и наркоманы, групповой секс, убийства и самоубийства, изнасилование, ручьи клюквенной крови, перерезанные запястье и горло и даже насильственная вагинопластия. Однозначно не лучший фильм Альмодовара настолько «густо» и «вкусно» сделан, что очень выигрывает от второго и третьего просмотров.

В «Коже, в которой я живу» Антонио Бандерас снялся у Педро Альмодовара после 22-летнего перерыва.

В «Коже, в которой я живу» Антонио Бандерас снялся у Педро Альмодовара после 22-летнего перерыва.

«Меланхолия»

Режиссер - Ларс фон Триер

В ролях: Кирстен Данст, Шарлотта Гейнсбур, Шарлотта Рэмплинг, Кифер Сазерленд

Кинематографисты обожают загонять зрителя в угол своими мрачными отчетами об ужасах жизни и смерти. Но обыкновенно куда более жестокий Ларс фон Триер неожиданно решил нагнать на него летаргический «сон золотой». Апокалипсис неизбежен, словно бы говорит он, поэтому не лучше ли расслабиться и получить удовольствие от дивного зрелища надвигающейся катастрофы? Оправившись от затяжного творческого кризиса, склонный к мизантропии режиссер в своей изысканной фантасмагории о конце света умудрился сделать так, что его наступление вызывает у публики чувство глубокого удовлетворения им.

«Отчаянная домохозяйка»

Режиссер - Франсуа Озон

В ролях: Катрин Денев, Жерар Депардье

Денев, всю жизнь снимающаяся в правильных фильмах правильных режиссеров, сыграла в этой картине Озона свою лучшую роль как минимум за последние 15 лет. Ни на секунду не выходя из образа гранд-дамы европейского кино, она как-то умудрилась абсолютно достоверно воплотить переживания своей совсем не похожей на себя героини - задвинутой в угол женщины-мебели, на закате лет умудрившейся таки стать собой. Быть кем-то и быть самой собой - удел настоящих икон кино. Каковой давно уже стала Катрин Денев.

«Пина. Танец страсти» в 3D

Режиссер - Вим Вендерс

Изумительно сделанный трехмерный фильм-подношение недавно ушедшему великому хореографу Пине Бауш. Формат 3D позволил Вендерсу передать всю сложность и причудливость ее композиций, поочередно помещая их то в коробку сцены, то на улицы, в парки и ездящие вверх головой поезда немецкого города Вупперталя, где жила и работала Пина. Картина, которую можно пересматривать много раз, убеждает: если за трехмерный формат берется мастер, из игрушки и возможности легкой наживы он превращается в художественное средство огромной выразительной силы.

«Печальная баллада для трубы»

Режиссер - Алекс де ла Иглесия

В ролях: Сантьяго Сегура, Хавьер Боте, Антонио де ла Торре

Самый отвязный и искрометный фильм года, заслуживший призы за сценарий и режиссуру у венецианского жюри, возглавляемого Квентином Тарантино. Главные герои - сумасшедшие рыжий и белый клоуны - уничтожают вокруг себя все живое, соревнуясь за любовь прекрасной акробатки Натальи. Этот ­необузданный, варварский, лопающийся от избытка комических гэгов и трюков высокоталантливый фильм, несмотря на весь полет фантазии, укорененный в испанской реальности и истории, не придется по вкусу только тем, кто окончательно утратил чувство юмора. Все остальные придут в восторг.

«Приключения Тинтина»

Режиссер - Стивен Спилберг

В ролях: Джейми Белл, Дэниел Крэйг

Новый фильм Спилберга - лучший у него за долгие годы - сделан в прогрессивных компьютерных технологиях, но при этом сыгран актерами. Он по-новомодному трехмерен, но глубоко укоренен в традиции: налицо связь не только со старыми комиксами Эрже, но и со старым кино самого Спилберга - в одной из сцен Тинтин предстает в шляпе, которую носил Индиана Джонс.

Герой бельгийских комиксов Тинтин и его собака вдохновили Стивена Спилберга на новую серию приключенческих фильмов.

Герой бельгийских комиксов Тинтин и его собака вдохновили Стивена Спилберга на новую серию приключенческих фильмов.

«Развод Надира и Симин»

Режиссер - Асгар Фархади

В ролях: Пейман Моаади, Лейла Хатами

Брошенный женой, мечтающей поскорее уехать из Ирана в цивилизованную Европу, банковский работник Надир, находясь в отчаянии и стрессе, неудачно толкнул беременную сиделку: та оставила в одиночестве его страдающего болезнью Альцгеймера отца. О беременности сиделки Надир не знал - та всегда была скрыта за обширной паранджой. Упав, девушка потеряла ребенка, и ее безработный, весь в долгах как в персидских шелках, муж подал на него в суд. Каждая из сторон что-то недоговаривает, каждая - вне зависимости от степени религиозности - вступает в сделку с совестью, договориться им решительно невозможно. На абсолютно бытовом материале режиссер Асгар Фархади творит захватывающую, напряженную притчу о тотальной разобщенности людей, о невозможности найти не только правду, но и общий язык - даже между членами вполне благополучной с виду семьи, даже в тоталитарном Иране. Фильм - обладатель «Золотого медведя» Берлинского фестиваля стал сенсационным блокбастером во Франции, где заработал 10 миллионов евро.

Ироничный, трезвый и непредвзятый взгляд Стаса Тыркина на отечественный и мировой кинематограф по средам в 22.10 97.2FM